Смена времен года на примере картин Кавказского биосферного заповедника и музыки А. Вивальди «Времена года"
Выполнила:
учитель музыки МБОУ «СОШ №17»
Шевченко О.С.
г.Майкоп 2013
Аннотация
Главную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С начальных классов дети знакомятся с окружающим миром, природой на уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки изобразительного искусства и музыки.
Важную роль в отражении взаимодействия человека и природы играет искусство. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Достаточно вспомнить картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана, М.А.Врубеля, А.К.Саврасова, Н.К.Рериха, музыку П.И.Чайковского, А.Вивальди, Г.В.Свиридова, Э.Грига, поэзию А.С.Пушкина, С.Есенина. Как ярко и образно отражали эти великие люди природу, родные поля, леса, просторы родного края. И в современном мире природа продолжает наполнять произведения искусства своими новыми яркими красками.
Среди различных видов искусства большое значение в формировании экологической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
Урок музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь на уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на этом уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию.
Если душа человека так же загрязнена всевозможными мыслями, средствами массовой информации, грязной музыкой, литературой, изобразительным искусством, то никогда окружающий мир и природа не будет здоровыми. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства (музыки) актуальна.
Поэтому изучив опыт учителей музыки, литературу по данной теме, проведя исследование, и сделав вывод о том, насколько важна роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Для усᴨешного формирования экологической культуры необходимы художественно - ᴨедагогические условия, которые этому бы способствовали.
Основываясь на этом, в своей работе считаю необходимым следующее: включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песенного репертуара о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам.
Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире.
Поэтому целью своей следующей работы считаю: привлечь внимание и помочь учащимся видеть и воспринимать красоту родного края на примере картин Кавказского биосферного заповедника, через музыкальные образы природы, созданные в инструментальной музыке А.Вивальди.
Адыгея - это один из самых прекрасных уголков России, где природа еще сохранила свою первозданную чистую красоту и готова делиться своей силой и энергией с человеком.
Кажется, что это край создан богами, как райский сад на земле. Ведь сложно поверить, что на такой относительно небольшой территории удивительным образом гармонично сочетаются и богатые плодородные земли и раскинувшиеся широким ковром разнотравья долины, и дурманящие своим ароматом остроконечные темно-зеленые пихты, и белоснежные горы. Это уникальное сочетание всего разнообразия природы: кристально – чистого горного воздуха, животворящего ласкового солнца, богатых лиственных лесов, живописных ласкового солнца, богатых лиственных лесов, живописных скалистых теснин с их стремительными пенистыми водопадами.
Кавказский биосферный заповедник
В одном из красивейших уголков Кавказа расположился
Кавказский биосферный заповедник, с целью сохранить заповедную территорию. Это один из наиболее интересных высокогорных и горнолесных заповедников мира, памятник, дошедший до наших дней девственной природы. Он отличается не только разнообразием, но и уникальным, единственными в своем роде древнейшими, встречающимися только здесь растениями и животными.
С могучими, величественными лесами и белоснежными ледниками горных вершин, чудесными полянами, поросшими буйным высокотравьем и бурные реки с прозрачной, прохладной водой.
И.Левитан И.И. Шишкин
И.А.Бунин С. Есенин
П.И.Чайковский А.Вивальди
Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов, художников всегда была вечной темой. Пожалуй, нет такого поэта или музыканта, который бы не обращался в своем творчестве к теме природы. Природа - источник гармонии. В слиянии с ней человек чувствует свою связь с жизнью Вселенной.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком….
С. Есенин
П.И.Чайковский «Осенняя песня»
Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства, описывая природу, делает это своим языком. Живопись рисует образ природы красками, музыка – звуком, литература – словом.
Природа и музыка.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.
Музыка природы - безграничная, как и сама природа, тема в творчестве многих музыкантов от композиторов эпохи барокко до современных мастеров электронного жанра, часто сочитающих в себе смесь из разных направлений от плавной релакс-музыки "эмбиент" (ambient - окружающие звуки) до загадочной инструментальной японской музыки в звучании самых экстравагантных инструментов - детских игрушек и восьмибитных семплов.