Класс: 11
Учитель: Курник Л.М.
Тема. Смешанные дроби произвольного знака.
Цель. Закрепить навыки сложения, вычитания и умножения смешанных дробей произвольного знака. Сформировать навыки деления дробей произвольного знака.
Развивающая –развивать познавательный интерес учащихся; формировать вычислительную культуру; умение работать с учебником.
Воспитательная –воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
-
Задачи: 1) Предметные: автоматизировать навыки вычислений; систематизировать знания и умения складывать и вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа.
-
2) УУД: - Познавательные: развивать основы логического и алгоритмического мышления; расширять кругозор учащихся; учить произвольно и осознанно владеть приемами решения задач.
-
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
-
Коммуникативные: учить строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения.
-
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению учебного материала; формировать навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля.
Задачи:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные: формировать умение работать в парах и группах.
Предметные: сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами
Оборудование: доска ,мел ,раздаточный материал ,книги ,тетради.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Цель : подготовить учащихся к работе на уроке, настроить учащихся на изучение данной темы. Создание положительного отношения к учёбе.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Здравствуйте! Проверим готовность к уроку. На столе должны лежать тетради, дневник, письменные, принадлежности. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь! И пожелайте друг другу удачи! | |
2 этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Цель: Повторение предыдущего материала. Проверить готовность учащихся к усвоению нового материала.
№ | Содержание этапа | Форма работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | примечание |
-
2) 3) | Устный работа. Число — как много в этом звуке Для математики, друзья! Но и в простой, обычной жизни Без чисел нам никак нельзя! -Ребята,множество каких чисел мы изучаем? Составление кластера Составьте кластер из элементов , расположенных на доске. -Дайте определение рационального числа. -Какие числа входят во множество рациональных чисел? -Дайте определение целых чисел. | Фронтальная 1 ученик выполняет задание на обратной стороне доски. Ученик -эксперт выполняет в тетради. | 1.Выполняют устно задания. 2.Обосновывают полученные ответы. 3.Производят самоконтроль. 4.Отвечают на вопросы учителя. | 1.Предлагает выполнить устно задания. 2.Контролирует выполнение работы. 3.Оказывает помощь в затруднениях. | |
-сформулируйте определение дроби. -Какие мы знаем дроби?(правильные и неправильные) -Какая дробь называется правильной? Неправильной? |
Выделите целую часть из чисел: ; ; ; ; . |
3 Изучение нового материала.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся со сложением и вычитанием смешанных чисел разного знака; изучить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
-
Научить применять эти алгоритмы при решении заданий
№ | Содержание этапа | Форма работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
1 2 3 | Создание проблемной ситуации: -А сейчас мы проверим задание ,выполненное на обратной стороне доски? -Какое действие выполнялось?(выделение целой части из неправильной дроби) -Какие числа получились?(смешанные) -Ребята,какие числа мы будем сегодня изучать. -Давайте сформулируем тему и цель урока. -Ребята я предлагаю открыть рабочие тетради и самостоятельно выполнить №198-199. -Сделать выводы и составить алгоритмы сложения смешанных чисел. -Сделать выводы и составить алгоритмы сложения смешанных чисел. (Работа в карточках) | | Формулируют тему и цели урока. Самост.выполняют задания и делают выводы Составляют алгоритмы | 1.Предлагает выполнить задания. 2.Контролирует выполнение работы. 3.Оказывает помощь в затруднениях | |
4 Физминутка.
Цель: дать возможность расслабиться, снять напряжение.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Выполняют задания учителя. | Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела.(видеоролик) |
5 Закрепление учебного материала.
Цели : отработать умения складывать и вычитать смешанные числа.
Применять алгоритм сложения и вычитания при нахождении значений выражений.
№ | Название этапа | Форма работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
1 | Закрепление нового материала 570 по вариантам | Индивидуальная и фронтальная. | Выполняют задание комментируя у доски и в тетрадях. | Предлагает выполнить все задания коротким путём. | |
2 | №569 | индивидуальная | Выполняют самостоятельно. | Предлагает проверить с ответами на доске. | |
3 | №571(а) Решение уравнения | индивидуальная | Один ученик решает на обратной стороне доски. | Решить самостоятельно. | |
6 Задание на дом.
Цель :нацелить детей на выполнение домашнего задания; повторить и закрепить изученный на уроке материал; выучить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел; выполнить задание в тетради.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | примечание |
Записывают в дневник домашнее задание. | П.12. 576, 568 | |
7 Рефлексия.
Деятельность учащихся | Деятельность |
Дети сами себя оценивают. | Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. На столе лежат три фигуры. Вам предлагается выбрать одну и оценить свою деятельность на уроке. -Я хорошо понял ,как складывать и вычитать смешанные числа. -Я не всё понял, у меня были ошибки. -Я не понял , как складывать и вычитать смешанные числа. |
Приложение.1.
Приложение 2.
Алгоритм сложения смешанных дробей со знаком «-«:
– сложить отдельно ……………. части, затем …………………. части: если дроби с разными знаменателями, то дробные части надо привести их ………………………………….., а затем сложить;
– результат записать в виде ……………………….. числа;
– посмотреть на дробную часть результата: если дробь правильная, то ответ …………………………………. если дробь неправильная, то …………………………………………………. и сложить с целой частью результата.
-и поставить знак ……………
Алгорит вычитания смешанных чисел.Вычитание смешанных дробей
1.Вычитание смешанных дробей аналогично ……………… смешанных дробей с ……………….. знаками.
2 Из …………………. по модулю дроби вычитаем……………………. по модулю дробь, в ответе ставим знак дроби ……………………………………….
……………………………………………………………………………………