СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смешанные системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смешанные системы счисления»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Институт информационных технологий и физико-математического образования

Кафедра теоретических основ информатики



Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»

Программа подготовки: Математика и Информатика




Конспект

по теме: «Смешанные системы счисления»









Выполнила студентка 5 курса

3642д группы: Клепинина Неля

Евгеньевна

__________________________

(подпись)

Учитель: Пожарский Кирилл шоагсэугаощуоащэуаощэуоаушаоуоауоа Александрович

__________________________

(подпись)аепоооо

Методист: Петракова Ольга лосэвосовщуовщуовсщуосщуосщуосщуосащоВикторовна


__________________________

(подпись)


Отметка: ___________________




Барнаул – 2020


Класс: 10;

УМК: Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.

Данная тема рассматривается в 3 главе «Системы счисления». На изучение темы «Смешанные системы счисления» отводится 2 часа. Данный урок первый. На уроках будет рассмотрен алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием Q= 2n. Изложение нового материала ведётся с использованием презентации «Смешанные системы счисления».

Цели урока:

Образовательная: формирование знаний, умений и навыков учащихся о переводе чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Развивающие: развивать мышление, логику, память, информационную культуру.

Воспитательная: воспитание самостоятельности при решении задач, информационной культуры.

Решаемые учебные задачи:

  • углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • научиться переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно с помощью триад и тетрад;

  • научиться оформлять алгоритм перевода чисел по примеру;

  • отрабатывать полученные знания на практике;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся владеют всеми понятиями, относящимися к теме «Системы счисления», знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые, дробные и смешанные числа из одной системы счисления в другие, используя алгоритмы перевода.

Метапредметные: умение анализировать любую систему счисления как знаковую систему.

Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Тип занятия: изучение нового материала;

Ведущие формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах;

Средства ИКТ, используемые на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 минуты);

  2. Мотивация изучения нового материала (3 минуты);

  3. Изучение нового материала (15 минут);

  4. Первичное закрепление изученного материала (6 минут);

  5. Решение задач (10 минут);

  6. Домашнее задание (2 минуты);

  7. Рефлексия (2 минуты).

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка отсутствующих на уроке.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности;

Личностные: мотивация обучения.

  1. Мотивация изучения нового материала

На слайде:

Как перевести число 1010112 в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления напрямую?





Какую цель мы поставим на данный урок?

К этому примеру мы еще вернемся. А пока запишите число и тему урока «Смешанные системы счисления».

Рассуждения учеников, в результате чего они приходят к выводу, что им предстоит научиться выполнять данные преобразования.

Учиться переводить числа из данной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную.

Записывают число и тему урока.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; выдвижение гипотез;

Коммуникативные:

умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений;

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  1. Изучение нового материала

Способ записи чисел, при котором числа из позиционной системы счисления с основанием Q записываются с помощью цифр системы счисления с основанием Р, называется смешанной P–Q-ичной системой счисления.

Примером смешанной системы является двоично-десятичная система счисления. В ней десятичное число записывается путем замены каждой цифры на 4-разрядный двоичный код.

На слайде таблица соответствия двоично-десятичной системы.

Учитель обсуждает с учениками содержимое таблицы, разбирают пример как устанавливается соответствие десятичному числу двоичным кодом.

Также примером смешанной системы счисления является двоично-восьмеричная система счисления.

На слайде таблица соответствия между восьмеричными цифрами и трехзначными двоичными числами.

Рассказывает о двоично-восьмеричной системе счисления.

И смешанной является двоично-шестнадцатеричная система счисления.

На слайде таблица соответствия между шестнадцатеричными цифрами и четырехзначными двоичными числами.

Рассказывает о двоично-шестнадцатеричной системе счисления.

Рассмотрев примеры, приходим к выводу, что если основание Q-ричной системы счисления является степенью числа 2, то перевод чисел из q-ричной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам:

На слайде:

Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием Q= 2n:

1. Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой.

2. Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

3. Рассмотреть каждую группу как n – разрядное двоичное число и записать его соответствующей цифрой в системе счисления Q= 2n.

Записывают определение в тетрадь.

Слушают объяснение учителя.













Фиксируют таблицы соответствия восьмеричных /шестнадцатеричных цифр и двоичных трехзначными /четырехзначными двоичными числами.




















Слушают объяснение учителя.

Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата;

Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Первичное закрепление изученного материала

Сейчас рассмотрим примеры.

Вернемся к заданию, которое было в начале урока, где число 1010112 нужно перевести в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Как будем переводить данное число в восьмеричную систему счисления?







А если это же число переведем в шестнадцатеричную систему счисления?







Задание: записать число 3517, 28 в двоично-восьмеричном виде.

Как будем переводить?




Следующее задание записать число С81F, 1D16 в двоично-шестнадцатеричном виде.






Разобьём его, начиная с конца, на триады. Получим 101 011. Дальше по таблице соответствия запишем восьмеричное число 538.

Разобьём число с конца на тетрады. Получим 0010 1011. Дальше по таблице соответствия запишем шестнадцатеричное число 2В16.

Заменим каждую восьмеричную цифру на соответствующую двоичную триаду. Получим 3517, 28 = 11101001111, 012-8.

Заменим каждую шестнадцатеричную цифру на соответствующую двоичную тетраду. Получим С81F, 1D16 = 1100 1000 0001 1111, 0001 11012-16.

Разбирая примеры, ученики фиксируют решения в тетрадь. Задают учителю уточняющие вопросы.

Личностные:

первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата;

Познавательные:

формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные:

планирование, определение последовательности действий; работа по алгоритму; прогнозирование результата.

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Решение задач

А сейчас будем работать в парах (одна парта один вариант). На данную работу у вас отводится 8 минут

Раздает карточки с заданиями.

Вариант 1

1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 1100001101012.

2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 110110100012.

3.Перевести восьмеричное число 256 в двоичную систему счисления.

4.Перевести шестнадцатеричное число 1АС7 в двоичную систему счисления.

5.Перевести смешанное двоичное число

100010,0111012 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

6.Перевести число 774 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную.

7.Перевести число А45 из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную.

Вариант 2

1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 111000010110012.

2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 10000101012.

3.Перевести восьмеричное число 657 в двоичную систему счисления.

4.Перевести шестнадцатеричное число FACC в двоичную систему счисления.

5.Перевести смешанное двоичное число 1111000000,1012 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

6.Перевести число 653 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную.

7.Перевести число 24А из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную.

Вариант 3

1.Перевести в восьмеричную систему счисления: 10101012.

2.Перевести в шестнадцатеричную систему счисления: 1111111110000012.

3.Перевести восьмеричное число 1025 в двоичную систему счисления.

4.Перевести шестнадцатеричное число 2D1 в двоичную систему счисления.

5.Перевести смешанное двоичное число 101010,00102 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

6.Перевести число 163 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную.

7.Перевести число 9FB из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную.

Во время работы учеников консультирует тех ребят, у которых возникают затруднения.

После того, как отведенное время истекло, учитель выводит на слайде ответы, ученики проверяют правильность выполнения.

Выполняют работы в парах. Если возникают затруднения, спрашивают у учителя.


















































Проверяют решения.

Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование навыков самоорганизации;

Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома: § 1.3.4 (стр. 43-47), стр. 47 № 4 письменно.

Записывают домашнее задание.



Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности.

  1. Рефлексия

Подводя итог, я предлагаю вам продолжить фразы:

– Я знаю как…

– Я могу применить….

– Я знаю как…

Выставление оценок.

Спасибо всем за урок. До свидания!

Каждый учащийся продолжает любую из трёх фраз.




Прощаются с учителем.

Познавательные:

структурирование знаний; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!