Учебно-методический комплекс «Starlight» авторов К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс для 5-9 классов, представляющий собой совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», отражает современные тенденции методики обучения иностранным языкам, а сам учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Именно поэтому данный УМК подходит для проведения анализа интегрированности креолизованных текстов в процесс изучения английского языка.
При диагностировании интегрированности сплошных, несплошных и смешанных текстов, представленных в книге для учащегося, нами были определены следующие типы текстов:
- сплошные тексты: рассказы, газетные и журнальные фрагменты, письма, эссе;
- несплошные тексты: списки, таблицы, диаграммы, анкеты, схемы, ментальные карты;
- смешанные тексты: комиксы, рекламные брошюры, образовательные плакаты, обложки книг/фильмов, афиши мероприятий, меню.
Таким образом, при анализе интегрированности различных текстов для 5-го класса было выявлено следующее соотношение (Таблица 1):
Таблица 1.
Формат текстов, представленных в УМК Starlight 5
Сплошные тексты | 60 |
Несплошные тексты | 21 |
Смешанные тексты | 5 |
Общее количество | 86 |
Среди смешанных текстов, представленных в книге для учащегося для 5-го класса, встречаются афиши, рекламные изображения и меню, однако отсутствуют комиксы, что доказывает наше предположение о низкой репрезентативности данного жанра в УМК по английскому языку.
Несмотря на отсутствие комиксов, количество других типов креолизованных текстов также остается низким по сравнению с другими типами текстов, находящимися в фокусе данного анализа (количество смешанных текстов, представленных в книге для учащегося Starlight 5 в 12 раз меньше количества сплошных текстов и в 4 раза меньше несплошных).
Аналогичный анализ был проведен нами в отношении интегрированности креолизованных текстов в книге для учащегося Starlight 6. Результаты анализа для 6-го класса обобщены в таблице 2.
Таблица 2.
Формат текстов, представленных в УМК Starlight 6
Сплошные тексты | 52 |
Несплошные тексты | 13 |
Смешанные тексты | 8 |
Общее количество | 73 |
В соответствии с данными, представленными в Таблице 2, мы можем наблюдать положительную тенденцию в соотношении количества смешанных текстов и количества сплошных и несплошных текстов, представленных в УМК Starlight 6. По сравнению с книгой для учащегося Starlight 5, количество креолизованных текстов, представленных в книге для учащегося Starlight 6 в 6,5 раз меньше количества сплошных текстов и менее чем в 2 раза меньше несплошных.
Смешанные тексты, представленные в учебнике для 6 класса, включают в себя рекламы, афиши, объявления, а также Silent book. Silent book, или так называемая «тихая книга», является разновидностью комикса и представляет собой последовательность картинок, повторяющих содержание текста, в которой вербальный компонент полностью отсутствует. В книге для учащихся 6 класса данная «тихая книга» повторяет содержание основного текста юнита, однако задания, направленные на работу с этим жанром креолизованного текста не представлены в книге для учащихся.
К сожалению, тенденция роста интегрированности креолизованных текстов, обнаруженная ранее, не является актуальной в отношении книги для учащегося УМК Starlight 7. Обобщенные результаты анализа представлены в следующей таблице.
Таблица 3.
Формат текстов, представленных в УМК Starlight 7
Сплошные тексты | 62 |
Несплошные тексты | 10 |
Смешанные тексты | 3 |
Общее количество | 75 |
Количество сплошных текстов, включенных в рассматриваемую книгу для учащегося, превышает количество креолизованных текстов более чем в 20 раз. Однако стоит отметить наличие полноценного комикса, используемого для формирования лексических навыков (Рис. 1).
Рисунок 1 – Смешанный текст (комикс) для формирования лексических навыков в УМК Starlight 7
Данный комикс направлен на отработку новых лексических единиц (правильные и неправильные глаголы в Past Simple). В соответствии с изученной нами ранее информацией об эффективности применения комиксов, мы можем сделать вывод о том, что подобное невербальное эмоционально окрашенное сопровождение изучаемых лексических единиц и новизна задания может потенциально способствовать более успешному запоминанию и повышению мотивации учащихся к изучению данной темы.
Количественное соотношение смешанных, сплошных и несплошных текстов, встречающимися в книге для учащегося Starlight 8, представлено в следующей таблице.
Таблица 4.
Формат текстов, представленных в УМК Starlight 8
Сплошные тексты | 64 |
Несплошные тексты | 6 |
Смешанные тексты | 4 |
Общее количество | 74 |
Среди креолизованных текстов, представленных в учебнике для 8 класса, встречаются образовательные плакаты, а также афиши и обложки книг. Чаще всего представленные смешанные тексты используются в качестве наглядной опоры для построения монологического высказывания по заданной теме.
Например, в задании, представленном ниже (рис. 2), учащимся предлагается выбрать одну из книг в качестве подарка для своего друга по переписке, а затем аргументировать свой выбор, используя предложенную активную лексику.