Тема:. Смешное и печальное в рассказе В. П. Астафьева «Жизнь Трезора»
Цель урока: научить характеризовать образ литературного героя
Задачи урока:
- освоить алгоритм анализа образа литературного героя;
- извлекать информацию, представленную в художественном тексте для характеристики образа литературного героя;
Ход урока.
1.Краткие сведения о писателе В.П.Астафьеве.
В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
Прочитать о жизни писателя подробнее можно в учебнике стр.266-268.( по желанию)
2.Беседа . УСТНО.
-Обратите внимание на название рассказа.
-Какое ключевое слово вы выделите в названии рассказа? Жизнь
- Какую смысловую нагрузку несёт слово?
Жизнь – существование живого организма, события чьей-либо жизни.
Я считаю, что если рассказ о жизни кого-то, то обязательно того, кто оставил яркий след, например в истории, совершил подвиг в военное время или в мирное, делал добро для людей, т.е достоин того, чтобы о нём помнили, знали, подражали.
- Вы согласны с моим мнением?
Тогда возникает проблемный вопрос?
- Почему жизнь Трезора?
- Чем он заслужил такое отношение к себе, в тексте речь о двух собаках: Трезор , Мухтар.
3.Обратимся к тексту рассказа.
Прочитайте рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора» стр.269-276.
Словарь. Выясним значение некоторых слов (работаем устно)
Увалень – неуклюжий, неповоротливый, медлительный в движениях человек.
Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-нибудь человек.
Отпетый(разг.- пренебр.) –неисправимый, безнадёжный в своих недостатках.
Тунеядец (презр.) – человек, который живёт на чужой счёт, бездельник.
4. Работа с текстом.
Заполните таблицу .
| Трезор | Мухтар |
Описание | | |
Качества характера, повадки, привычки, поведение | | |
Отношение хозяев | | |
-Сравните, что мы узнали о жизни Трезора и жизни Мухтара.
-Какие качества увидели, только ли отрицательные у Трезора? И положительные у Мухтара?
- Забудем на мгновение, что мы говорим о собаках.
А ведь собаки похожи на людей и тоже бывают разные.
- Какими событиями заканчивается рассказ?
- Каким стал Трезор?
- Почему Трезор не возвращается домой, даже не слышит ласковых слов хозяйки? («Может, за селом Мухтар зарыт? Может, повернулось что-то в разуме Трезора?» Поди теперь узнай»).
Вывод. Трезор чувствует свою вину перед Мухтаром, переживает ,будто человек с тонкой и ранимой душой. Оказывается, под маской бездельника и хитреца , скрыта душа, способная чувствовать и переживать. Жаль, что прявилось это только после того, как исчез Мухтар. Возможно, именно поэтому автор и предлагает нам пристальнее вглядеться в образ Трезора. И не только. Посмотреть и подумать : почему мы задумываемся над свершившимся поздно?
ДЗ. На ВЫБОР:
1.Стр. 276. ответьте на 8 вопрос письменно, можно в таблице.
2. Напишите небольшой отзыв о рассказе.