СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смешное и печальное в рассказе В. П. Астафьева «Жизнь Трезора»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смешное и печальное в рассказе В. П. Астафьева «Жизнь Трезора»»

Тема:. Смешное и печальное в рассказе В. П. Астафьева «Жизнь Трезора»

Цель урока: научить характеризовать образ литературного героя

Задачи урока:

- освоить алгоритм  анализа образа литературного героя;

- извлекать информацию, представленную в художественном тексте для характеристики образа литературного героя;


Ход урока.

1.Краткие сведения о писателе В.П.Астафьеве.

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

Прочитать о жизни писателя подробнее можно в учебнике стр.266-268.( по желанию)

2.Беседа . УСТНО.

-Обратите внимание на название рассказа.

-Какое ключевое слово вы выделите в названии рассказа? Жизнь

- Какую смысловую нагрузку несёт слово?

Жизнь – существование живого организма, события чьей-либо жизни.

Я считаю, что если рассказ о жизни кого-то, то обязательно того, кто оставил яркий след, например в истории, совершил подвиг в военное время или в мирное, делал добро для людей, т.е достоин того, чтобы о нём помнили, знали, подражали.

- Вы согласны с моим мнением?

Тогда возникает проблемный вопрос?

- Почему жизнь Трезора?

- Чем он заслужил такое отношение к себе, в тексте речь о двух собаках: Трезор , Мухтар.


3.Обратимся к тексту рассказа.

Прочитайте рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора» стр.269-276.

Словарь. Выясним значение некоторых слов (работаем устно)

Увалень – неуклюжий, неповоротливый, медлительный в движениях человек.

Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-нибудь человек.

Отпетый(разг.- пренебр.) –неисправимый, безнадёжный в своих недостатках.

Тунеядец (презр.) – человек, который живёт на чужой счёт, бездельник.

4. Работа с текстом.

Заполните таблицу .



Трезор

Мухтар

Описание



Качества характера, повадки, привычки, поведение



Отношение хозяев




-Сравните, что мы узнали о жизни Трезора и жизни Мухтара.

-Какие качества увидели, только ли отрицательные у Трезора? И положительные у Мухтара?

- Забудем на мгновение, что мы говорим о собаках.

А ведь собаки похожи на людей и тоже бывают разные.

- Какими событиями заканчивается рассказ?

- Каким стал Трезор?

- Почему Трезор не возвращается домой, даже не слышит ласковых слов хозяйки? («Может, за селом Мухтар зарыт? Может, повернулось что-то в разуме Трезора?» Поди теперь узнай»).


Вывод. Трезор чувствует свою вину перед Мухтаром, переживает ,будто человек с тонкой и ранимой душой. Оказывается, под маской бездельника и хитреца , скрыта душа, способная чувствовать и переживать. Жаль, что прявилось это только после того, как исчез Мухтар. Возможно, именно поэтому автор и предлагает нам пристальнее вглядеться в образ Трезора. И не только. Посмотреть и подумать : почему мы задумываемся над свершившимся поздно?

ДЗ. На ВЫБОР:

1.Стр. 276. ответьте на 8 вопрос письменно, можно в таблице.

2. Напишите небольшой отзыв о рассказе.