Тема: «Смешное» в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Цели урока:
дать представление о личности А.П.Чехова;
формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих способностей учащихся;
воспитать любовь к литературе.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Эпиграф: О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… (Н.В.Гоголь) (Слайд №1)
- В чем странность слов Н.В.Гоголя? Что такое смех? Когда человек смеется? Эмоция положительная. А почему в высказывании Н.В.Гоголя смех вызывает страх? ( человек боится быть высмеянным).
- Вспомните произведение у Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Какие смешные эпизоды вы можете вспомнить в этом произведении? Какой был смех: добрый или злой?
- В 5 классе вы изучали произведение «Хирургия». Вспомните, кто автор этого рассказа? А смешное там было? Почему Чехов использует смешные моменты в этом произведении? (высмеивает непрофессионализм лекаря). Смех помогает подчеркнуть недостатки личности человека.
Проблемный вопрос.
- Смех всегда ли одинаковый? Какой он бывает?
(запись на доске) .
(Слайд №2)
Юмор - это веселый, незлой смех;
Сатира — это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку;
Новая тема.
Сегодня у нас будет 1 урок по творчеству А.П.Чехова. Мы познакомимся с рассказом «Лошадиная фамилия».
- Что необычного в названии рассказа? Ребята, а есть ли фамилии у лошадей? Это смешно.
- Исходя из того, что мы говорили раннее о «смешном» и названии произведения, определите тему урока. (запись на доске и в тетрадях)
- Определите цель урока, составив предложения из опорных глаголов. Что необходимо изучить? В чем нужно разобраться? Что нужно доказать?
Слово учителя о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Учитель. А.П.Чехов — один их тех писателей, которые входят в нашу жизнь и остаются с нами навсегда.
— А что вы знаете об А.П.Чехове?
Слайд №3.
Учитель: У А.П. Чехова была тяжелая судьба. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. В это время он вынужден был зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье. В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Он стал врачом, поехал работать на Сахалин, зарекомендовал себя как замечательный врач. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы: Антоша Чехонтэ, Брат моего брата, Крапива и др. Эти забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.
Итак, ребята, поскольку А.П.Чехов любил пошутить и тема урока связана с понятием смешного, то вы сейчас немного развлечетесь, выполнив смешные упражнения физминутки. При прослушивании стихотворения Агнии Барто « Лошадка» , выполните действия, представив себя в роли героя стихотворения.
.ФИЗМИНУТКА
А.Барто.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
4. Знакомство и работа с текстом. Слайд №.4
А теперь ребята мы продолжим с вами работу по теме урока. Мы с вами прочитаем интересный рассказ А.П.Чехова с забавным названием «Лошадиная фамилия» (чтение рассказа учениками ). Будьте внимательны при прочтении текста , у Чехова каждое слово значимое. Обращайте внимание на непонятные слова, отмечайте их в тексте.
Слайд №.5
Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия. ( Слайд №.5 )
шарлатанство — обман;
коляска, бричка — упряжная повозка на летнем и зимнем ходу;
акцизный — служащий учреждения по сбору налогов;
уезд — (в соврем. яз.) район;
депеша — письмо с просьбой о чем-либо;
хина — лекарственный препарат с горьковатым вкусом
Слайды №6,7.
Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд. (коллективно)
Беседа по тексту.
- Какое у вас создалось настроение после прочтения рассказа?
- Какие эпизоды вам показались смешными?
— Рассказ ли это? Докажите. Прочитайте определение на стр. 301.
- Почему рассказ называется «Лошадиная фамилия» ?
- Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные).
- Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал?
- Почему он лечится несуразными средствами? (он боится).
- Вы только подумайте: генерал — и боится! Это соответствует одно другому?
- А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли?
Учитель: Обратите внимание на 1 особенность юмористического рассказа
Несоответствие поведения героя и его социального положения .
Учитель. Давайте вспомним структуру рассказа. Из каких частей состоит рассказ?
-Найдите и зачитайте вступление рассказа. Что мы узнаем из этого предложения ?
( полная информация о герое)
Учитель: Следующая особенность юмористического рассказа:
2 Короткое вступление.
Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. (В.Набоков). Как вы понимаете эти слова?
Учитель. Передайте содержание рассказа в одном — двух предложениях.
Учитель: Другая особенность юмористического рассказа:
3 В основе сюжета лежит случай из жизни.
Учитель:
— А пейзаж?
- Портретные зарисовки героев?
Учитель: Обратите внимание на отсутствие пейзажа, портретов героев, но есть
« говорящая» деталь.
Учитель:
— О какой «говорящей» детали идет речь? ( лошадиная фамилия, их более 50)
Учитель:
- Обратимся к речи героев. ( по вариантам зачитать реплики героев, указывающих на их поведение: генерал Булдеев, приказчик Иван Евсеич).
Учитель: Обратите внимание на неверную, сниженную речь героев.
Учитель:
- Как заканчивается рассказ? Зачитайте.
Учитель: Последняя особенность юмористического рассказа- смешная, неожиданная развязка.
Перечислите основные признаки юмористического рассказа и запишите в тетрадь. (Слайд № 8)
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Слайд № 9.
- Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся).
Учитель: Юмор автора добродушный, но в тоже время серьезный, заставляет нас задуматься о том, что человек при любых обстоятельствах должен вести себя достойно.
Подведем итог урока.
- Почему Чехов считал, что человеку станет лучше тогда, когда вы покажете ему, каков он есть ?
Рефлексия. Оценки.( Слайд №10)
В качестве рефлексии создадим «Синквейн» по теме урока.
1 строка- ключевое слово, определяющее содержание «Синквейна» (существительное)
(юмор)
2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
(добрый, позитивный)
3 строка- 3 глагола, обозначающих действие в рамках данной темы
(высмеивает, разоблачает, помогает отдохнуть)
4 строка- короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней
(Юмор помогает рассмотреть свои недостатки)
5 строка- синоним ключевого слова (существительное)
(смех)
Учитель: Юмор автора добродушный, но в тоже время серьезный, заставляет нас задуматься о том, что человек при любых обстоятельствах должен вести себя достойно.
Слайд №11.
Выборочное домашнее задание:
попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное;
подготовьте инсценировку эпизода текста;
нарисуйте иллюстрацию к рассказу.