СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Смешное" в рассказе А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Смешное" в рассказе А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"»

Тема: «Смешное» в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

Цели урока:

  • дать представление о личности А.П.Чехова;

  • формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих способностей учащихся;

  • воспитать любовь к литературе.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Организационный момент.

Эпиграф: О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… (Н.В.Гоголь) (Слайд №1)

- В чем странность слов Н.В.Гоголя? Что такое смех? Когда человек смеется? Эмоция положительная. А почему в высказывании Н.В.Гоголя смех вызывает страх? ( человек боится быть высмеянным).

- Вспомните произведение у Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Какие смешные эпизоды вы можете вспомнить в этом произведении? Какой был смех: добрый или злой?

- В 5 классе вы изучали произведение «Хирургия». Вспомните, кто автор этого рассказа? А смешное там было? Почему Чехов использует смешные моменты в этом произведении? (высмеивает непрофессионализм лекаря). Смех помогает подчеркнуть недостатки личности человека.

Проблемный вопрос.

- Смех всегда ли одинаковый? Какой он бывает?

(запись на доске) .

(Слайд №2)

Юмор - это веселый, незлой смех;

Сатира — это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку;

Новая тема.

Сегодня у нас будет 1 урок по творчеству А.П.Чехова. Мы познакомимся с рассказом «Лошадиная фамилия».

- Что необычного в названии рассказа? Ребята, а есть ли фамилии у лошадей? Это смешно.

- Исходя из того, что мы говорили раннее о «смешном» и названии произведения, определите тему урока. (запись на доске и в тетрадях)

- Определите цель урока, составив предложения из опорных глаголов. Что необходимо изучить? В чем нужно разобраться? Что нужно доказать?

Слово учителя о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Учитель. А.П.Чехов — один их тех писателей, которые входят в нашу жизнь и остаются с нами навсегда.

— А что вы знаете об А.П.Чехове?

Слайд №3.

Учитель: У А.П. Чехова была тяжелая судьба. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. В это время он вынужден был зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье. В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Он стал врачом, поехал работать на Сахалин, зарекомендовал себя как замечательный врач. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы: Антоша Чехонтэ, Брат моего брата, Крапива и др. Эти забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.

Итак, ребята, поскольку А.П.Чехов любил пошутить и тема урока связана с понятием смешного, то вы сейчас немного развлечетесь, выполнив смешные упражнения физминутки. При прослушивании стихотворения Агнии Барто « Лошадка» , выполните действия, представив себя в роли героя стихотворения.

.ФИЗМИНУТКА

А.Барто.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

4. Знакомство и работа с текстом. Слайд №.4

А теперь ребята мы продолжим с вами работу по теме урока. Мы с вами прочитаем интересный рассказ А.П.Чехова с забавным названием «Лошадиная фамилия» (чтение рассказа учениками ). Будьте внимательны при прочтении текста , у Чехова каждое слово значимое. Обращайте внимание на непонятные слова, отмечайте их в тексте.

Слайд №.5

Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия. ( Слайд №.5 )

шарлатанство — обман;

коляска, бричка — упряжная повозка на летнем и зимнем ходу;

акцизный — служащий учреждения по сбору налогов;

уезд — (в соврем. яз.) район;

депеша — письмо с просьбой о чем-либо;

хина — лекарственный препарат с горьковатым вкусом

Слайды №6,7.

Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд. (коллективно)

Беседа по тексту.

- Какое у вас создалось настроение после прочтения рассказа?

- Какие эпизоды вам показались смешными?

— Рассказ ли это? Докажите. Прочитайте определение на стр. 301.

- Почему рассказ называется «Лошадиная фамилия» ?

- Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные).

- Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал?

- Почему он лечится несуразными средствами? (он боится).

- Вы только подумайте: генерал — и боится! Это соответствует одно другому?

- А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли?

Учитель: Обратите внимание на 1 особенность юмористического рассказа

Несоответствие поведения героя и его социального положения .

Учитель. Давайте вспомним структуру рассказа. Из каких частей состоит рассказ?

-Найдите и зачитайте вступление рассказа. Что мы узнаем из этого предложения ?

( полная информация о герое)

Учитель: Следующая особенность юмористического рассказа:

2 Короткое вступление.

Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. (В.Набоков). Как вы понимаете эти слова?

Учитель. Передайте содержание рассказа в одном — двух предложениях.

Учитель: Другая особенность юмористического рассказа:

3 В основе сюжета лежит случай из жизни.

Учитель:

— А пейзаж?

- Портретные зарисовки героев?

Учитель: Обратите внимание на отсутствие пейзажа, портретов героев, но есть

« говорящая» деталь.

Учитель:

— О какой «говорящей» детали идет речь? ( лошадиная фамилия, их более 50)

Учитель:

- Обратимся к речи героев. ( по вариантам зачитать реплики героев, указывающих на их поведение: генерал Булдеев, приказчик Иван Евсеич).

Учитель: Обратите внимание на неверную, сниженную речь героев.

Учитель:

- Как заканчивается рассказ? Зачитайте.

Учитель: Последняя особенность юмористического рассказа- смешная, неожиданная развязка.

Перечислите основные признаки юмористического рассказа и запишите в тетрадь. (Слайд № 8)

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Слайд № 9.


- Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся).

Учитель: Юмор автора добродушный, но в тоже время серьезный, заставляет нас задуматься о том, что человек при любых обстоятельствах должен вести себя достойно.

Подведем итог урока.

- Почему Чехов считал, что человеку станет лучше тогда, когда вы покажете ему, каков он есть ?

Рефлексия. Оценки.( Слайд №10)

В качестве рефлексии создадим «Синквейн» по теме урока.

1 строка- ключевое слово, определяющее содержание «Синквейна» (существительное)

(юмор)

2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

(добрый, позитивный)

3 строка- 3 глагола, обозначающих действие в рамках данной темы

(высмеивает, разоблачает, помогает отдохнуть)

4 строка- короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней

(Юмор помогает рассмотреть свои недостатки)

5 строка- синоним ключевого слова (существительное)

(смех)

Учитель: Юмор автора добродушный, но в тоже время серьезный, заставляет нас задуматься о том, что человек при любых обстоятельствах должен вести себя достойно.

Слайд №11.

Выборочное домашнее задание:

  • попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное;

  • подготовьте инсценировку эпизода текста;

  • нарисуйте иллюстрацию к рассказу.