Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шурыгинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция на тему
«СМС сообщения: засорение или польза?»
Работу выполнила
ученица 5 класса
Шмидт Ольга
Руководитель: Овчинникова К.В.
учитель русского языка и литературы
Шурыгино,2022
Введение
«Каждый человек сам решает,
идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
В настоящее время в сфере коммуникации среди людей распространились так называемые СМС (SMS) или СМСки – электронные текстовые сообщения, нужные для передачи информации и чаще всего не несущие в себе определенный смысл. Большинство современных людей используют их в повседневной жизни, в независимости от того, где они находятся – на работе, на учебе или же дома. Текстовые сообщения разлетаются по всему миру из разных уголков стран, достигая любых точек земного шара. СМС могут быть разного содержания:
Прив! Как дела? Сижу на паре, скучно!
Сын, не забудь купить хлеба.
Мам, привет)) Какие новости? Как здоровье?))
Новое поколение коммуникации столкнулось с таким явлением как СМС. Но так ли они безвредны для богатого русского языка?
Цель исследования: выяснить, наносят ли СМС вред русскому языку и засоряют ли они его.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю СМС и их жанры.
Ознакомиться с особенностями СМС.
Увидеть отличительные признаки написания СМС.
Попытаться понять, действительно ли СМС засоряют нашу речь.
Гипотеза: предположим, что СМС сообщения несут как положительный ,так и отрицательный характер для общества.
Актуальность: темы исследования является нарастающая популярность использования СМС сообщений как самый удобный вид общения с помощью сотовой связи.
1.Основная часть
1.1. История СМС сообщений
SMS (сокр. от англ. Short Message Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью мобильного телефона. В настоящее время входит в стандарты сотовой связи.
Главной задачей переписки СМС сообщениями является донесение информации до адресата или установление контакта без непосредственной передачи информации. В отличие от телеграмм и писем, СМС являются неким диалогом между собеседниками. Но они также могут быть представлены и в форме монолога.
Впервые идея осуществления сервиса SMS возникла в 1984 г. и была затем реализована группой инженеров, среди которых были: Фридхельм Хиллебранд (Deutsche Telekom), Бернар Жильбер (PTT), Финн Тросбю (Telenor), Кевин Холли (Cellnet), Иэн Харрис (Vodafone) к 1989 году. Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована Нейлом Пэпуорсом (впоследствии первооткрыватель СМС) в декабре 1992 года в Великобритании, где текст передавался с персонального компьютера на мобильный телефон в сотовой сети GSM компании Vodafone, спустя год после появления стандарта GSM на европейском рынке. Содержание первого SMS-сообщения было «Счастливого Рождества!». А первое СМС с телефона на телефон было послано в 1993 году стажером финской мобильной компании Nokia.
Согласно отчёту иностранной Торгово-промышленной ассоциации CTIA около 40% пользователей мобильных телефонов в мире пользуются SMS.
1.2. Жанры и особенности SMS
На вопрос: «Наносят ли вред СМС сообщения?» многие дают разный ответ. Кто-то скажет: «Да», тем самым подтверждая мнение об СМС как об обрывочном сообщении, не несущем в себе языковую ценность, полном просторечий и жаргонов, игнорирующем всякие правила языка. Однако кто-то, кто сталкивается с СМС часто, ответит: «Нет» и будет по-своему в этом прав. Чтобы наконец понять, кто же все-таки прав, а кто виноват, попробуем разобраться в особенностях и жанрах СМС сообщений.
Выделим основные черты СМС как жанра:
-Мгновенная отправка
-Краткость содержания
-Частный характер текста
-Зависимость от передатчика информации – сотового телефона.
Определим основные задачи, решающие при помощи СМС:
1. Узнать о местонахождении (планах) адресата:
2. Узнать о самочувствии и настроении адресата:
Ауу! Ты жива еще?
Привет, как твои дела?
3. Сообщить о своем местонахождении и планах:
Я в кино. Что-то случилось?
Дел полно, не знаю когда освобожусь.
4. Сообщить о своем самочувствии и настроении:
Ужасно устала, позже напишу.
5. Рассказать о текущей ситуации, поделиться сиюминутным впечатлением:
Я только что видела белку! Представляешь?)
Погодка просто класс! Море ласковое, отдыхаем отлично!
6. Выразить сочувствие, поощрение, благодарность, восторг и т.д.:
Все наладится, расслабься :)
Все эти задачи предполагают не только передачу объективной информации, но и эмоций, сопереживания, рассказов о событиях, желание помочь и найти утешение.
1.3. Смайлы как новый вид общения
СМС чаще носят позитивный характер, нежели грубый и негативный. В связи с этим зачастую в SMS за место принятых знаков препинания применяются смайлики – графические значки, изображающие и придающие разные смыслы текстовым сообщениям. Слово происходит от английского smile, что означает «улыбка» или «улыбаться». Создаются при помощи символов клавиатуры и носят в себе иллюзию действия или присутствия самого собеседника. Смайлы широко применимы не только в текстовых сообщениях СМС, но и в интернете: на форумах, сайтах, в социальных сетях и т.д. Бывают как графического вида, так и текстового.
Никто точно не установил, кто изобрел диковинный смайл. Есть предположение, что распространение пошло от американского художника Харви Болла, который однажды нарисовал изображение улыбки в виде двух точек и дуги в желтом круге. Наибольшую популярность своеобразная рожица человечка получает только в 70-х годах после придуманного лозунга «Счастливого дня» с участием этого «мистера». В дальнейшем пошла мода на изображение смайла на футболках, стикерах, рюкзаках и т.д. Главное, что первоначальное применение смайлов является выражения позитива и дружелюбия.
Приведем примеры текстовых смайлов, наиболее часто используемых пользователей СМС и Интернет контентом:
) – улыбка
:( – печаль
;) – подмигивание
:Р – язык
XD – смех
:`( – слёзы
:-* – поцелуй
Также мы провели опрос среди учащихся школы 5 класса, чтобы посмотреть, является ли применение смайлов необходимостью, и используют ли их ученики при наборе текста сообщения.
1.4.Опрос: «
Нужны ли смайлы в сообщениях?»
1) На вопрос, поставленный в самом опросе, стопроцентная аудитория ответила «Да».
2)Был задан и другой вопрос: «Нужно ли использовать смайлы вообще?». 91% опрошенных ответили «Да», остальные 9% - нет.
3) На другой вопрос «Как часто их используешь» ответили так:
Часто – 51%
Всегда – 41%
Редко – 8%
1.5.Отрицательные и положительные стороны SMS
Положительные стороны: как и было неоднократно отмечено, позитивными качествами СМС сообщений является само намерение адресата повысить настроение получателю, выразить сочувствие или узнать о состоянии здоровья и т.д. То есть, оказывается психологическое влияние на человека, в особенности для поднятия эмоционального настроя, получившего СМС.
Эксперимент, проведенный американскими исследователями, показал, что каждый, кто получает сообщение от близких или друзей, радуется, отметка его настроения заметно повышается. Это лишний раз доказывает, что СМС оказывают положительное влияние. Благодаря получению сообщений они ощущают свою «нужность» в этой жизни. Один из ученых разработал программу, рассылавшую смс-ки более чем двум тысячам людей. Каждое сообщение содержало в себе вопрос об эмоциональном состоянии человека, предполагавший ответ. Подобная виртуальная психологическая консультация имела большой успех, а состояние психики участников эксперимента заметно улучшилось. После того, как программа некоторое время не работала, люди вновь ощутили депрессивный настрой. Так что можно смело говорить о пользе смс-сок для душевного состояния человека.
Также, использование СМС очень удобно. Оно мгновенно доставляется в место назначения в независимости от того, находится ли получатель в зоне сети или нет, имеет стоимость ниже, нежели звонки. Его можно принять в любое время и в любом месте. По СМС отправляются целые тексты с поздравлениями, смешные картинки или стишки и так далее. Они могут занять место полноценных писем, но только их не придется ждать долгое время или вовсе не получить. СМС сообщение гарантировано придет получателю мгновенно и без задержек.
В некоторых странах СМС сообщения используются для связи с аварийными службами. Например, в Великобритании при помощи текстового сообщения можно связаться с аварийно-спасательными службами, до этого зарегистрировавшись в аварийной службе СМС. Эта услуга в первую очередь нужна для людей с ограниченными возможностями, которые не в состоянии совершить головой вызов. Однако в последнее время подобная услуга используется как средство для пешеходов и альпинистов, чтобы вызвать службу в район, где отсутствует осуществление голосовых вызовов из-за низкого качества сигнала.
Сейчас существуют программы анонимных отправлений сообщений, которые не имеют плату и пишутся при помощи компьютера. Такую функцию предоставляют мобильные операторы на своих официальных сайтах.
Негативные стороны: Несмотря на описанные положительные качества, СМС также имеют и отрицательные стороны. Исследование показало, что использование текстовых сообщений негативно влияет на способность понимать и воспроизводить новые слова. По ее мнению, у таких людей хуже усваивается информация, чем у тех, кто отдает предпочтение книгам, а СМС-ки – обычному телефонному звонку.
Иными словами, использование СМС-ок приводит к тому, что начинает преобладать стандартный набор слов, "смайлики" и сокращения. Так называемый "СМС-сленг". Ряд независимых опросов показывает, что молодежи удобно пользоваться таким сленгом, и они прекрасно понимают друг друга, но придумать что-то новое самим им не под силу. Также, пренебрежение правилами грамматики и орфографии приводит к тотальному снижению грамотности.
В последнее время участились случаи мошенничества с помощью смс-сообщений, причем фантазия преступников весьма изощрена. Многие получали такие смс: «Мама, я в беде. Это мой новый номер. Срочно положи 1000 рублей. Потом все объясню». Точной статистики нет, но тысячи обеспокоенных матерей попались на эту удочку.
Также в России распространена следующая схема, практически полностью легальная: при вводе номера телефона на каком-то сайте с полезной информацией, в соцсетях или медиа портале, пользователь автоматически подписывается на услугу, определенная стоимость которой списывается со счета ежедневно. Естественно, и в этом случае люди предупреждены – мелким шрифтом внизу страницы.
И в последнее время такое распространилось такое явление, как СМС рассылки от мобильных операторов, банков, фирм, магазинов и т.д. На первый взгляд это кажется совсем безобидным. Но известен случай, когда мужчина получал сообщения от такси, не подписываясь ранее на данную рассылку. В конечном итоге, суд решил наложить штраф на компанию, который впоследствии был снят по причине невнимательности диспетчера, записавшего телефон мужчины на рассылку.
Таким образом, каждый аспект имеет свой негатив и позитив. Но это лишь теория, вот что показывает практика.
Проведенный опрос: «Использование СМС»
Опрос был проведен среди учащихся 10 класса 83 школы в целях определения полезности СМС среди старшеклассников. Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов.
Приводим результаты опроса.
На вопрос: Как часто ты отправляешь СМС? были получены такие ответы:
Каждый день %
Часто %
Редко %
Никогда %
Нужно отметить, старшеклассники больше времени проводят в чатах, а это и есть своеобразная замена СМС. Однако, исходя из данных видно, что учащиеся не горят желанием пользоваться СМС.
На вопрос 2: «Что тебе удобней:
Позвонить или
Отправить СМС?» старшеклассники ответили одинаково: «Отправить СМС»
СМС 100%
Также представлены ответы на вопрос: «Считаешь ли ты, что общение через СМС может заменить личное общение?» Настораживает тот факт, что 13% школьников считает вариант замены личного общения на виртуальное возможным, однако радует, что все-таки большинство голосов отдано на ответ «Нет».
Заключение
Итак, подходя к заключению, хотелось бы сказать, что как бы СМС ни были удобны и даже полезны (для психического состояния, настроения), они также имеют и негативные стороны влияния на человека. Несмотря на свое предназначение служить средством личной коммуникации, направленной на позитивный настрой, отрицательным качеством их пользования является краткость, сдержанность в грамматике, неправильное употребление слов, искажение лексики и применение шаблонных фраз, не дающих свободу для собственного мышления. Однако не каждый может наглядно увидеть вред и пользу этих электронных писем, лишь пользуясь ими для повседневного общения.
Однако даже если СМС распространены в нашем мире, пусть и не так давно, но они не смогут заменить реального, живого общения, когда ты можешь увидеть собеседника и потрогать его.
Безусловно, SMS стал новым жанром, плотно засевшим в нашей жизни. Однако следует помнить, что в каждом языке, будь то русский либо английский, есть нормативные правила, которые создавались именно для применения людьми. Нет тех жанров, что могли бы быть плохими, есть пользователи, превратившие их в средство, несущее за собой негативные последствия в виде безграмотности и оскудения речевого и словарного запаса. Если же СМС авторы смогут преодолеть барьер популярного СМС сленга и перестанут действовать под влиянием диктатуры СМИ, возможно, то зеркало мало читающей молодежи, что отражают текстовые сообщения, вскоре разобьется.
Приложение 1
Анкета ««
Нужны ли смайлы в сообщениях?»
1.Нужны ли смайлы в сообщениях?
2.Как часто используете смайлы в сообщениях?
Опрос: «Использование СМС»
Как часто ты отправляешь СМС?
Что тебе удобнее позвонить или отправить СМС?
Считаешь ли ты, что общение через СМС может заменить личное общение?