СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Смута в Российском государстве"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учителей школы для детей с ОВЗ. В доступной форме она помогает детям познакомиться с причинами возникновения Смуты в России в начале 17 века, причинами появления самозванства.

Просмотр содержимого документа
«"Смута в Российском государстве"»

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»











Тема: «Смута в Российском государстве»







Подготовила:

учитель истории

высшей квалификационной категории

Нестерова Виктория Викторовна









г. Новоалтайск 2022



Цель: подвести учащихся к пониманию причины начала Смуты и появления самозванцев в России;

ознакомить с сущностью Смутного времени;

Задачи:

- познакомить обучающихся с внутренним положении России сложившимся в период Смутного времени: подчеркнуть, что ухудшение жизни народа, смерть Ивана Грозного привели к борьбе за престол;

- раскрыть понятие «Смутное время», «самозванец»; познакомить с последовательностью событий первого периода Смутного времени;

- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала полученного на уроке;

- закрепить первичные знания основных дат и понятий, исторических личностей;

- продолжить работу по развитию умение анализировать исторические факты, делать несложные выводы;

- работать над обогащением словарного запаса новыми историческими терминами и понятиями, развивать речевую активность, следить за слитностью и внятностью в речи учащихся;

- способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа; чувство сострадания к простому народу, на долю которого выпали суровые испытания.


Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, учебник.

Словарь: Смутное время, самозванец, Фёдор Иванович, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Марина Мнишек, Василий Шуйский.



п/п

Основное содержание.

Ответы детей.

Виды работ.

Номер слайда.

1.


Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте.

- Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет?

- Какой сегодня дежурный звук?






Сегодня …


Сейчас будет урок истории.

Сегодня дежурный звук -С-

Мотивирование обучающихся на работу: приветствие учащихся, создание доброжелательной, рабочей атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места учащихся


2

Речевая зарядка

С

АС – ОС – УС

СА – СО – СУ

СМА – СМО – СМУ

АС – РАС – РОССИЯ

АС – АСУ – ГОСУ – ГОСУДАРСТВО

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СМУ – СМУТА

СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

на доске

Коллективное чтение.

Индивидуальная работа с учащимися.

Отработка дежурного звука.

3

3.

Актуализация знаний обучающихся, воспитанников.

Формулирование темы урока.    Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога  подводит учащихся к формулированию темы урока.

- Историю, какого государства мы изучаем?

- Какой век мы закончили изучать?

16 век в прошлом мы перевернули страницу истории и вступаем в 17 век. Что нас там ждёт?

Давайте прочитаем, что сказал историк Соловьёв о начале 17 века.

«В начале 17 века на государство русское послано было страшное испытание … Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому погибнуть …»

Формулирование проблемы.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока: …?


Цель урока: …?



Сегодня на уроке мы с вами начнём будем работать по плану

План:

  1. Причины и повод смутного времени.

  2. Основные события I периода Смутного времени (Династический)

1601 -1606 гг.

  1. Заговор против Лжедмитрия I.









- Историю России.


16






Работа с эпиграфом













Смута в Российском государстве

Познакомиться с причинами начала Смуты и появления самозванцев в России

















Беседа с обучающимися

Работа по ленте времени











Запись числа и темы урока в тетрадь







Знакомство с планом


















4



















5

4

«Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Первый пункт плана Причины Смутного времени

- Посмотрите внимательно кто это?

Работа с генеалогическим древом (подвести обучающихся к пониманию, что династия Рюриковичей прекратила своё существование…)

После смерти царя Фёдора и наследника Дмитрия, царский род Рюриковичей прекратил своё существование.



Новым царём стал Борис Годунов. Это первый царь, выбранный Земским собором.

- В нём течёт царская кровь?

- Сколько лет правил?


Первые два года его правления были спокойными, но в 1601-1603 годах в России начались трудности. Какие? (стр. 10)


Из всего перечисленного нам с вами нужно выделить причины и повод смутного времени.

- Что отнесём к причинам?

















Династический кризис










Нет. Это выборный царь

Семь лет


- Неурожайные годы. Голод. Рост цен на хлеб.

- Начались народные волнения.

- Кризис власти (борьба бояр за власть)

- В Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий.

На доску




Коллективное чтение плана

По ходу объяснения и под руководством учителя обучающиеся формулируют причины смуты.


Династический кризис (на доску)


Отметить на ленте времени


.

По ходу объяснения на доску размещается опорный материал








6


7











8







9











- Кто в этом виноват, по мнению народа?

Борис Годунов уже не мог остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу.

В это время на политической арене появляется фигура Лжедмитрия I - первый самозванец.

- Появление царевича Дмитрия это причина?

Мы ответили на первый вопрос плана?

Переходим ко второму пункту плана. Смотрим внимательно, у вас есть хронологическая таблица, вы её самостоятельно заполните на выполнении, используя текст учебника.

План:

  1. Причины и повод смутного времени.

  2. Основные события I периода Смутного времени (Династический)

1601 -1606 гг.

  1. Заговор против Лжедмитрия I.


Борис Годунов.












Нет, это повод.

Да ответили












- 1601 (появление Лжедмитрия 1)

- 1604 год (Лжедмитрий 1 перешёл российскую границу. Начало Смутного времени)

- 13 апреля 1605 года (смерть Бориса Годунова. Воцарение Фёдора Годунова)

- 1 июня 1605 года (свержение и убийство Фёдора Годунова)

- июнь 1605 года (Лжедмитрий 1 входит в Москву и становится царём).

- 17 мая 1606 года (Боярский заговор. Убийство Лжедмитрия 1)













Работа с планом











Объяснение учителя




Объяснение работы с хронологической таблицей

(задание на дом)

10












11









12



13


Самозванец – это кто?


Самозванство – незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.

Варианты ответов детей

Разбор слова по составу.

Работа с уч-ком

стр. 20

14


Но, настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.

В 1604 году Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер. На престол взошёл сын Бориса Годунова – Фёдор (16 лет). Но ненависть бояр была к Годунову такой сильной, что они были готовы видеть на российском престоле кого угодно, только не «Борисов род». 1 июня 1605 год восставшие москвичи свергли Фёдора Годунова и убили. Вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Мария Нагая признала в нём своего сына.

Лжедмитрий 1 стал царём. Давайте расставим в хронологической таблице, события по порядку

План:

  1. Причины и повод смутного времени.

  2. Основные события I периода Смутного времени (Династический)

1601 -1606 гг.

  1. Заговор против Лжедмитрия I.

17 мая 1606 года – боярский заговор. Убийство Лжедмитрия 1






.

Рассказ учителя.





Составление хронологической таблицы

(В таблицу вписаны события, детям нужно проставить даты, как вариант)













Задание на закрепление соотнести дату и событие.

15


16




17





18

19





20



21

22




23






Переходим к третьему пункту плана.

Почему, против Лжедмитрия I возник заговор?

- Как вёл себя Лжедмитрий 1 на первых порах? (стр.11)




- Что вызвало неприязнь у москвичей? (стр. 12)




- Что переполнило чашу народного терпения?



- Почему поведением Лжедмитрия было недовольно боярство?





- Что произошло в ночь на 17 мая 1606 года?





Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

- Мы ответили на все вопросы плана?




- Заигрывал с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни…

- Поведение молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями.

- Свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек…


- Став царём он отстранил бояр от принятия большинства решений.


- Бояре заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия 1 и убили его….






Да




Работа с уч-ком стр.11-12














Работа с хронологической таблицей.

24



25




26







27,28




29





30, 31






32





33


V. Первичное закрепление.

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?



- Смута?

- Смутное время?





- Самозванство?






- Смута в Российском государстве

- восстание, мятеж.

- время жестокой борьбы за царский престол, когда прекратился род Рюриковичей (1604-1618 гг.).

– незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.

Беседа с уч-ся



Сопоставление слова и его значения.















33


VI. Рефлексия

- Вам понравился урок?

- Как мы сегодня работали на уроке?

- Вам было трудно?


-





VII. Домашнее задание

Стр. 10-12 прочитать. Заполнить хронологическую таблицу. Новые слова выучить.