г. Новоалтайск 2022
- познакомить обучающихся с внутренним положении России сложившимся в период Смутного времени: подчеркнуть, что ухудшение жизни народа, смерть Ивана Грозного привели к борьбе за престол;
- раскрыть понятие «Смутное время», «самозванец»; познакомить с последовательностью событий первого периода Смутного времени;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала полученного на уроке;
№п/п | Основное содержание. | Ответы детей. | Виды работ. | Номер слайда. |
1. | Организационный момент. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. - Здравствуйте. - Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет? - Какой сегодня дежурный звук? | Сегодня … Сейчас будет урок истории. Сегодня дежурный звук -С- | Мотивирование обучающихся на работу: приветствие учащихся, создание доброжелательной, рабочей атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места учащихся | |
2 | Речевая зарядка С АС – ОС – УС СА – СО – СУ СМА – СМО – СМУ АС – РАС – РОССИЯ АС – АСУ – ГОСУ – ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО СМУ – СМУТА СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ | на доске | Коллективное чтение. Индивидуальная работа с учащимися. Отработка дежурного звука. | 3 |
3. | Актуализация знаний обучающихся, воспитанников. Формулирование темы урока. Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. - Историю, какого государства мы изучаем? - Какой век мы закончили изучать? 16 век в прошлом мы перевернули страницу истории и вступаем в 17 век. Что нас там ждёт? Давайте прочитаем, что сказал историк Соловьёв о начале 17 века. «В начале 17 века на государство русское послано было страшное испытание … Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому погибнуть …» Формулирование проблемы. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока: …? Цель урока: …? Сегодня на уроке мы с вами начнём будем работать по плану План: Причины и повод смутного времени. Основные события I периода Смутного времени (Династический) 1601 -1606 гг. Заговор против Лжедмитрия I. | - Историю России. 16 Работа с эпиграфом Смута в Российском государстве Познакомиться с причинами начала Смуты и появления самозванцев в России | Беседа с обучающимися Работа по ленте времени Запись числа и темы урока в тетрадь Знакомство с планом | 4 5 |
4 | «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Первый пункт плана Причины Смутного времени - Посмотрите внимательно кто это? Работа с генеалогическим древом (подвести обучающихся к пониманию, что династия Рюриковичей прекратила своё существование…) После смерти царя Фёдора и наследника Дмитрия, царский род Рюриковичей прекратил своё существование. Новым царём стал Борис Годунов. Это первый царь, выбранный Земским собором. - В нём течёт царская кровь? - Сколько лет правил? Первые два года его правления были спокойными, но в 1601-1603 годах в России начались трудности. Какие? (стр. 10) Из всего перечисленного нам с вами нужно выделить причины и повод смутного времени. - Что отнесём к причинам? | Династический кризис Нет. Это выборный царь Семь лет - Неурожайные годы. Голод. Рост цен на хлеб. - Начались народные волнения. - Кризис власти (борьба бояр за власть) - В Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. На доску | Коллективное чтение плана По ходу объяснения и под руководством учителя обучающиеся формулируют причины смуты. Династический кризис (на доску) Отметить на ленте времени . По ходу объяснения на доску размещается опорный материал | 6 7 8 9 |
| - Кто в этом виноват, по мнению народа? Борис Годунов уже не мог остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. В это время на политической арене появляется фигура Лжедмитрия I - первый самозванец. - Появление царевича Дмитрия это причина? Мы ответили на первый вопрос плана? Переходим ко второму пункту плана. Смотрим внимательно, у вас есть хронологическая таблица, вы её самостоятельно заполните на выполнении, используя текст учебника. План: Причины и повод смутного времени. Основные события I периода Смутного времени (Династический) 1601 -1606 гг. Заговор против Лжедмитрия I. | Борис Годунов. Нет, это повод. Да ответили - 1601 (появление Лжедмитрия 1) - 1604 год (Лжедмитрий 1 перешёл российскую границу. Начало Смутного времени) - 13 апреля 1605 года (смерть Бориса Годунова. Воцарение Фёдора Годунова) - 1 июня 1605 года (свержение и убийство Фёдора Годунова) - июнь 1605 года (Лжедмитрий 1 входит в Москву и становится царём). - 17 мая 1606 года (Боярский заговор. Убийство Лжедмитрия 1) | Работа с планом Объяснение учителя Объяснение работы с хронологической таблицей (задание на дом) | 10 11 12 13 |
| Самозванец – это кто? Самозванство – незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана. | Варианты ответов детей | Разбор слова по составу. Работа с уч-ком стр. 20 | 14 |
| Но, настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону. В 1604 году Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер. На престол взошёл сын Бориса Годунова – Фёдор (16 лет). Но ненависть бояр была к Годунову такой сильной, что они были готовы видеть на российском престоле кого угодно, только не «Борисов род». 1 июня 1605 год восставшие москвичи свергли Фёдора Годунова и убили. Вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Мария Нагая признала в нём своего сына. Лжедмитрий 1 стал царём. Давайте расставим в хронологической таблице, события по порядку План: Причины и повод смутного времени. Основные события I периода Смутного времени (Династический) 1601 -1606 гг. Заговор против Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года – боярский заговор. Убийство Лжедмитрия 1 | . | Рассказ учителя. Составление хронологической таблицы (В таблицу вписаны события, детям нужно проставить даты, как вариант) Задание на закрепление соотнести дату и событие. | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 |
| Переходим к третьему пункту плана. Почему, против Лжедмитрия I возник заговор? - Как вёл себя Лжедмитрий 1 на первых порах? (стр.11) - Что вызвало неприязнь у москвичей? (стр. 12) - Что переполнило чашу народного терпения? - Почему поведением Лжедмитрия было недовольно боярство? - Что произошло в ночь на 17 мая 1606 года? Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке. - Мы ответили на все вопросы плана? | - Заигрывал с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни… - Поведение молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями. - Свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек… - Став царём он отстранил бояр от принятия большинства решений. - Бояре заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия 1 и убили его…. Да | Работа с уч-ком стр.11-12 Работа с хронологической таблицей. | 24 25 26 27,28 29 30, 31 32 33 |
| V. Первичное закрепление. - Какую тему мы изучали сегодня на уроке? - Смута? - Смутное время? - Самозванство? | - Смута в Российском государстве - восстание, мятеж. - время жестокой борьбы за царский престол, когда прекратился род Рюриковичей (1604-1618 гг.). – незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана. | Беседа с уч-ся Сопоставление слова и его значения. | 33 |
| VI. Рефлексия - Вам понравился урок? - Как мы сегодня работали на уроке? - Вам было трудно? | - | | |
| VII. Домашнее задание Стр. 10-12 прочитать. Заполнить хронологическую таблицу. Новые слова выучить. | | | |