СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смутное время в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смутное время в России»

Тема урока:

Тема урока:

В чем противоречие? В.О. Ключевский: « Смутное   время  впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь…» С.М. Соловьев:  «В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...»

В чем противоречие?

В.О. Ключевский: « Смутное   время  впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь…»

С.М. Соловьев:

«В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...»

Проблемный вопрос урока: Что такое Смутное время и в чем его причины? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? 

Проблемный вопрос урока:

  • Что такое Смутное время и в чем его причины?
  • Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? 
Смутное время

Смутное время

C.20-21 учебника Причины Смуты Социальные Причины Смуты Социальные

C.20-21 учебника

Причины Смуты

Социальные

Причины Смуты

Социальные

Пример памятки по характеристике народных восстаний 1. Причины восстания. 2. Как началось восстание: А) что послужило поводом к нему; Б) кто возглавил восстание; В) социальный состав (участники) восстания. 3. Ход восстания: А) действия восставших (использовать карту, схему); Б) цели, требования восставших; В) основные этапы восстания (если есть). 4. Итоги восстания: причины его поражения; судьбы руководителей и участников. 5. Последствия и историческое значение восстания.

Пример памятки по характеристике народных восстаний

1. Причины восстания.

2. Как началось восстание:

А) что послужило поводом к нему;

Б) кто возглавил восстание;

В) социальный состав (участники) восстания.

3. Ход восстания:

А) действия восставших (использовать карту, схему);

Б) цели, требования восставших;

В) основные этапы восстания (если есть).

4. Итоги восстания: причины его поражения; судьбы руководителей и участников.

5. Последствия и историческое значение восстания.

С.22 учебника

С.22 учебника

Заполните таблицу на с. 23-25 учебника Первое ополчение Дата Второе ополчение Место создания Цели Руководители Итоги

Заполните таблицу на с. 23-25 учебника

Первое ополчение

Дата

Второе ополчение

Место создания

Цели

Руководители

Итоги

1 ополчение

1 ополчение

К.А. Минин и Д.М. Пожарский

К.А. Минин и Д.М. Пожарский

Дата Событие 1598-1605 Правление Бориса Годунова 1601-1603 Великий голод 1605 Смерть Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия I 1606-1610 Правление Василия Шуйского 1607 Начало военных действий Лжедмитрия II 1606-1607 Восстание Ивана Болотникова 1609 1610-1612 Речь Посполитая объявила войну России; союз со Швецией 1611-1612 гг. Семибоярщина 1613 г. 1-ое и 2-ое ополчение. Освобождение Москвы Воцарение династии Романовых

Дата

Событие

1598-1605

Правление Бориса Годунова

1601-1603

Великий голод

1605

Смерть Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия I

1606-1610

Правление Василия Шуйского

1607

Начало военных действий Лжедмитрия II

1606-1607

Восстание Ивана Болотникова

1609

1610-1612

Речь Посполитая объявила войну России; союз со Швецией

1611-1612 гг.

Семибоярщина

1613 г.

1-ое и 2-ое ополчение. Освобождение Москвы

Воцарение династии Романовых

С.26 учебника

С.26 учебника

С.27 учебника

С.27 учебника

Выпишите последствия Смуты в экономике на с.29 учебника

Выпишите последствия Смуты в экономике на с.29 учебника

2, 10, 13, 15 Лжедмитрий 1606-1610 гг. 1598-1604 гг. 4, 9,14,16 Василий Шуйский Борис Годунов 1604-1605 1,3,5,6,7,8,11,12

2, 10, 13, 15

Лжедмитрий

1606-1610 гг.

1598-1604 гг.

4, 9,14,16

Василий Шуйский

Борис Годунов

1604-1605

1,3,5,6,7,8,11,12

Кого можно назвать героем?

Кого можно назвать героем?

Домашнее задание: §14-16 –даты учить Сочинение на тему : «Смута – это время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?» Соблюдение структуры сочинения: введение, основная часть, заключение. Обязательно указать два события, две причины и две личности! ПОПС-формула (на выбор)

Домашнее задание:

  • §14-16 –даты учить
  • Сочинение на тему : «Смута – это время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?»
  • Соблюдение структуры сочинения: введение, основная часть, заключение.
  • Обязательно указать два события, две причины и две личности!
  • ПОПС-формула (на выбор)

Критерии оценивания исторического сочинения: Введение  Основная часть Заключение — указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. — назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). — указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

Критерии оценивания исторического сочинения:

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение

указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории.

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах).

указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

1.   Отметьте даты правления Бориса Годунова. 1) 1582-1585 гг.  2) 1584-1600 гг.  3) 1601-1606 гг.  4) 1598-1605 гг. 2.   Как поступило правительство Бориса Годунова в неурожай­ные годы? 1) увеличило налоги со всех категорий населения  2) ввело обязанность для дворян работать в сельском хо­зяйстве  3) приказало бесплатно раздавать хлеб нуждающимся  4) снижало цены на хлеб 3.   За кого выдавал себя самозванец Григорий Отрепьев? 1) царевича Дмитрия  2) Ивана IV Грозного  3) польского королевича Владислава  4) Фёдора Годунова 4.   Кто из названных исторических персонажей отказался при­знать царём самозванца Григория Отрепьева? 1) вдова Ивана Грозного  2) патриарх Иов  3) патриарх Никон  4) государь Фёдор Иванович 5.   Каким образом Василий Иванович Шуйский стал царём Российского государства? 1) по наследству, так как выяснились родственные связи Шуйского с Рюриком  2) по рекомендации европейских государей  3) в результате избрания на Земском соборе  4) Шуйский захватил престол в ходе вооружённого перево­рота

1.   Отметьте даты правления Бориса Годунова.

1) 1582-1585 гг. 2) 1584-1600 гг. 3) 1601-1606 гг. 4) 1598-1605 гг.

2.   Как поступило правительство Бориса Годунова в неурожай­ные годы?

1) увеличило налоги со всех категорий населения 2) ввело обязанность для дворян работать в сельском хо­зяйстве 3) приказало бесплатно раздавать хлеб нуждающимся 4) снижало цены на хлеб

3.   За кого выдавал себя самозванец Григорий Отрепьев?

1) царевича Дмитрия 2) Ивана IV Грозного 3) польского королевича Владислава 4) Фёдора Годунова

4.   Кто из названных исторических персонажей отказался при­знать царём самозванца Григория Отрепьева?

1) вдова Ивана Грозного 2) патриарх Иов 3) патриарх Никон 4) государь Фёдор Иванович

5.   Каким образом Василий Иванович Шуйский стал царём Российского государства?

1) по наследству, так как выяснились родственные связи Шуйского с Рюриком 2) по рекомендации европейских государей 3) в результате избрания на Земском соборе 4) Шуйский захватил престол в ходе вооружённого перево­рота

6.   Отметьте годы правления Василия Шуйского. 1) 1598-1605 гг.  2) 1605-1606 гг.  3) 1606-1610 гг.  4) 1610-1624 гг. 7.   Назовите города, которые были центром восстания Ивана Болотникова. 1) Казань, Астрахань  2) Тула, Калуга  3) Владивосток, Ялта  4) Рязань, Нижний Новгород 8.   Как изменилось положение крестьян в годы правления Ва­силия Шуйского? 1) увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет  2) отменён оброк  3) разрешён свободный переход крестьян от одного хозяина к другому  4) введены обязательные письменные договоры крестьян­ской общины с помещиком 9.   Какое прозвище получил новый самозванец, лагерь которо­го был расположен в подмосковном селе? 10.   Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг. 1) Михаил Шеин  2) Михаил Скопин-Шуйский  3) Михаил Романов  4) Прокопий Ляпунов 11.   Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города ? 1) Франции  2) Монголии  3) Неаполитанского королевства  4) Швеции

6.   Отметьте годы правления Василия Шуйского.

1) 1598-1605 гг. 2) 1605-1606 гг. 3) 1606-1610 гг. 4) 1610-1624 гг.

7.   Назовите города, которые были центром восстания Ивана Болотникова.

1) Казань, Астрахань 2) Тула, Калуга 3) Владивосток, Ялта 4) Рязань, Нижний Новгород

8.   Как изменилось положение крестьян в годы правления Ва­силия Шуйского?

1) увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет 2) отменён оброк 3) разрешён свободный переход крестьян от одного хозяина к другому 4) введены обязательные письменные договоры крестьян­ской общины с помещиком

9.   Какое прозвище получил новый самозванец, лагерь которо­го был расположен в подмосковном селе?

10.   Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг.

1) Михаил Шеин 2) Михаил Скопин-Шуйский 3) Михаил Романов 4) Прокопий Ляпунов

11.   Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города ?

1) Франции 2) Монголии 3) Неаполитанского королевства 4) Швеции

1 вариант  1-4  2-3  3-1  4-2  5-3  6-3  7-2  8-1  9. Тушинский вор  10-2  11-4
  • 1 вариант 1-4 2-3 3-1 4-2 5-3 6-3 7-2 8-1 9. Тушинский вор 10-2 11-4
1.   При каком условии тушинцы приглашали королевича Вла­дислава занять престол Российского государства? 1) при обязательстве не жениться  2) при условии принятия православной веры  3) при условии передаче России Варшавы и нескольких других польских городов  4) при обязательстве во всех вопросах слушаться церков­ных деятелей 2.   Самозванец Лжедмитрий II собирал людей под своё покро­вительство в то время, когда страной ещё официально пра­вил государь 1) Борис Годунов  2) Фёдор Иванович  3) Василий Шуйский  4) Михаил Романов

1.   При каком условии тушинцы приглашали королевича Вла­дислава занять престол Российского государства?

1) при обязательстве не жениться 2) при условии принятия православной веры 3) при условии передаче России Варшавы и нескольких других польских городов 4) при обязательстве во всех вопросах слушаться церков­ных деятелей

2.   Самозванец Лжедмитрий II собирал людей под своё покро­вительство в то время, когда страной ещё официально пра­вил государь

1) Борис Годунов 2) Фёдор Иванович 3) Василий Шуйский 4) Михаил Романов

3.   Как звали патриарха, который выступил против приглаше­ния Владислава на российский престол, после чего был за­ключен в Чудов монастырь и умер от голода в 1612 г.? 1) Никон  2) Гермоген  3) Филарет  4) Кирилл 4.   Что случилось с Лжедмитрием II в 1610 г.? 1) провозглашён римским императором  2) собрал народное ополчение против поляков и шведов  3) был убит  4) был пострижен в монахи

3.   Как звали патриарха, который выступил против приглаше­ния Владислава на российский престол, после чего был за­ключен в Чудов монастырь и умер от голода в 1612 г.?

1) Никон 2) Гермоген 3) Филарет 4) Кирилл

4.   Что случилось с Лжедмитрием II в 1610 г.?

1) провозглашён римским императором 2) собрал народное ополчение против поляков и шведов 3) был убит 4) был пострижен в монахи

5.  Установите соответствие Характеристики А) нижегородский староста, организовавший Второе ополчение  Б) глава Первого ополчения, казачий атаман  В) патриарх в Тушинском лагере Лжедмитрия II  Г) глава Первого ополчения, рязанский дворянин Исторические деятели 1) П. Ляпунов  2) Филарет  3) К. Минин  4) И. Заруцкий

5.  Установите соответствие

Характеристики

А) нижегородский староста, организовавший Второе ополчение Б) глава Первого ополчения, казачий атаман В) патриарх в Тушинском лагере Лжедмитрия II Г) глава Первого ополчения, рязанский дворянин

Исторические деятели

1) П. Ляпунов 2) Филарет 3) К. Минин 4) И. Заруцкий

6.   Кто возглавил Второе ополчение, собранное в Нижнем Нов­городе? 1) В.И. Шуйский  2) Д.М. Пожарский  3) А.В. Черкасский  4) М.И. Романов

6.   Кто возглавил Второе ополчение, собранное в Нижнем Нов­городе?

1) В.И. Шуйский 2) Д.М. Пожарский 3) А.В. Черкасский 4) М.И. Романов

7.   В какой день 1612 г. сдались остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле? Сегодня этот день отмечается как госу­дарственный праздник — День народного единства. 1) 1 мая  2) 1 июня  3) 4 ноября  4) 11 января 8.   Как звали народного героя, который завёл поляков в непро­ходимые болота, погиб, но истребил отряд врагов? 1) Андрей Курбский  2) Иван Болотников  3) Иван Сусанин  4) Денис Давыдов

7.   В какой день 1612 г. сдались остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле? Сегодня этот день отмечается как госу­дарственный праздник — День народного единства.

1) 1 мая 2) 1 июня 3) 4 ноября 4) 11 января

8.   Как звали народного героя, который завёл поляков в непро­ходимые болота, погиб, но истребил отряд врагов?

1) Андрей Курбский 2) Иван Болотников 3) Иван Сусанин 4) Денис Давыдов

9.   Какому государственному деятелю времён Смуты прихо­дился сыном избранный на престол Михаил Романов? 1) Ивану Грозному  2) патриарху Филарету  3) патриарху Гермогену  4) Борису Годунову 10.   В каком году произошло избрание на престол Михаила Ро­манова? 1) 1611 г.  2) 1612 г.  3) 1613 г.  4) 1615 г.

9.   Какому государственному деятелю времён Смуты прихо­дился сыном избранный на престол Михаил Романов?

1) Ивану Грозному 2) патриарху Филарету 3) патриарху Гермогену 4) Борису Годунову

10.   В каком году произошло избрание на престол Михаила Ро­манова?

1) 1611 г. 2) 1612 г. 3) 1613 г. 4) 1615 г.

1 вариант  1-2  2-3  3-2  4-3  5-3421  6-2  7-3  8-3  9-2  10-3
  • 1 вариант 1-2 2-3 3-2 4-3 5-3421 6-2 7-3 8-3 9-2 10-3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!