СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно - обобщающий урок  позволяет повторить, систематизировать, обобщить исторические факты и события смуты в России,помогает  обучающимся оценить драматический период в истории  нашей страны. .

Просмотр содержимого документа
«Задание 1»

Задание №1 (слайд №4).


- Провести ассоциацию, выделить понятия по теме и дать им определения.


Юрьев

Смутное

Урочные

Боярская

Гражданская

Тушинский

Киевская

Иностранная

Самодержавная

Бунташный

век

дума

война

монархия

день

интервенция

лета

время

Русь

вор


Просмотр содержимого документа
«Смутное время в России»

«Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века»

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Н.М. Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М. Соловьёв

Нравственное и моральное разложение общества.

Н.И. Костомаров

Следствие католической интриги.

В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов

Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И.И.Смирнов, В.И. Буганов, В.И. Корецкий и др.)

Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.

Современная историография (Р.Г. Скрынников, А.Л. Станиславский)

Смута – это гражданская война в России.

Просмотр содержимого документа
«урок»

8



Предмет: история

Класс: 10 класс, гуманитарный профиль

Учитель: Голдилова Виктория Сергеевна

Тема урока: «Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века»

Цели урока.


Образовательная цель: повторить, систематизировать, обобщить исторические факты и события Смуты.

Развивающая цель: продолжить формирование умений и навыков делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения

Воспитательная цель: помочь учащимся объективно оценить драматический период в истории страны.

7. Оборудование:

карта «Россия в XVII века», рабочий лист, портретная «галерея» исторических личностей XVII века, выставка литературы по теме.

8. Ход урока

Вступительное слово учителя

- Сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда всё находилось в движении, контуры событий и характеров были размыты, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть периода Смутного времени.

Запишем тему урока «Смута – структурный кризис начала XVII века в России». Этот урок будет не совсем обычным. Нам предстоит на 45 минут стать членами редакции журнала, обсудить и составить рабочий вариант номера, посвящённого Смутному времени.

Повторение учебного материала.

- Итак, первое с чего мы, уважаемые коллеги, начнём заседание – это составление плана номера. Подумайте, какие вопросы, и в каком порядке стоит рассмотреть в журнале. Ваши предложения.

(Ответы учащихся, запись учителем плана на доске)

План

1.Понятие и причины Смуты

2. История Смуты в датах

3. Люди на фоне эпохи

4. Уроки Смутного времени

5. Роль и место Смуты в истории России

- План готов. И пока мы коллективно будем обсуждать первую статью, несколько наших журналистов получат индивидуальные задания.

(Учащиеся получают задания на карточках и приступают к их выполнению на доске).

  1. Понятия и причины Смуты.

- Первая статья номера посвящена объяснению термина и причин Смутного времени. Вам, коллеги, было дано задание сформулировать определение понятию «Смута». Что же это за период?

(Ответы учащихся

Смутное время - период в истории России(1598-1613гг.), который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского царства.

Смутное время — обозначение периода истории Российской Империи с 1698 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.)

- Вы видите, отмечены разные аспекты этого драматического периода, что ещё раз подчёркивает сложность проблемы. Но нам, уважаемая редакция, предстоит выбрать то определение, которое глубже и конкретнее раскрывает содержание.

(Ответы учащихся, выбор определения, автор записывает его кратко на листе, этот лист вывешивается на доску).

Учитель читает стихотворение.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

- Так видятся причины Смуты русскому поэту начала XX века Кузьмину. Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков. Обратите своё внимание на рабочие листы, выберите близкую вам точку зрения и определите главную, на ваш взгляд, причину Смуты.

(Ответы учащихся. Выбор одной из точек зрения, запись её на листе, размещение листа на доске).

- А теперь проверим, как справились с заданием коллеги, которые работали над понятиями , которые относятся к Смутному времени.

(Проверка выполнения задания)

  1. История Смуты в датах

- Переходим к обсуждению следующего материала.

Полтора десятилетия, которые получили название «Смута», вместили в себя столько событий, что хватило бы на целый век. Ваш коллега получил задание составить хронограф Смуты. Проверим его выполнение.

(Учащиеся проверяют запись дат и событий на доске).

- А еще есть даты, которые тоже связаны с периодом смутного времени, но произошли эти события гораздо позже, обратите внимание на экран. Какие из этих дат тоже относятся к Смутному времени?

(Учащиеся должны назвать даты, связанные с нашей темой.


1649 - в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю),

был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю, или

4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника.


1818 - памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. 4 марта 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей на Красной площади.

1836 - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Премьера состоялась 9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре.


  • Слушание фонограммы – финал «Славься».


1908 - в 1908 году русским живописцем С.В. Ивановым была создана картина «В Смутное время» из проекта ««Картины по русской истории».

2005 - в декабре 2004 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался

4 ноября 2005 года.)

- Платонов выделил в этих событиях три периода: династический, социальный и национальный. Какие события, по-вашему мнению, относятся к каждому из периодов?

(Ответы учащихся Всё началось с прерывания династии Рюриковичей и борьбы за трон. Это династическая стадия. Потом вовлеклись широкие слои населения, в том числе крестьяне под руководством Болотникова. Это социальная стадия. И, наконец, на первый план вышла борьба с интервентами. Это национальный период)

  1. Люди на фоне эпохи.

- Статья третья. В критические моменты жизни государства, как никогда, велика роль личности. Смута дала истории большое количество имён. Ваш коллега из «галереи» портретов выбрал изображения исторических личностей Смутного времени. Назовите их.

(Ответ учащегося, выполнявшего задание).

- В ходе подготовки к уроку я провела опрос среди десятиклассников и попросила ответить на вопрос: «Кто из исторических деятелей Смуты вызывает у вас симпатию и кто – антипатию?»

Мнения разделились, но одна личность, Борис Годунов, набрала больше других и положительных, и отрицательных оценок. Давайте разберёмся, проведя мини-диспут. Кто считает политику Годунова положительной?

(Вызывается один из учащихся)

Кто считает его политику отрицательной?

(Вызывается один из учащихся)

Вам, коллеги, предстоит стать оппонентами и аргументировать свою точку зрения, а членам редакции необходимо дать оценку участникам мини-диспута, убедительности и объективности их аргументов.

Обобщение и оценка изученных фактов.

  1. Уроки Смуты.

- Наступило время проверить редакционное задание - написанное вами эссе. Какие же уроки должен был извлечь народ и страна из Смуты?

(Выступление учащихся – чтение эссе)

Я как главный редактор определю сама, чьё же эссе мы примем за основу.

(Определение выступающего, прикрепление листа к доске)

  1. Роль и место Смуты в истории России.

- А теперь самая важная статья, выражающая общее мнение редакции. Вам, коллеги, необходимо создать группы и подготовить тезисы (положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.) этой статьи, помощь вам вновь окажут рабочие листы с оценками известных учёных.

(Создание групп, групповая работа, выступления учащихся. Листы с тезисами помещаются на доску)

- Каждый исторический журнал имеет обложку. Обложкой нашего номера станет рисунок художника редакции Ивановой Марии. Обратите на него внимание. Его содержание символично. Попросим автора объяснить значение этих символов.

(Выступление ученицы)

Подведение итогов урока.

- Нами составлен рабочий вариант номера, посвящённого периоду потрясений и упущенных возможностей. Спасибо всем за работу.

(Выставление отметок)

Домашнее задание.

Рабочий вариант составлен, но он ещё требует доработки. Дома вам предстоит на основе тезисов, составленных на заседании, написать статью «Роль Смуты в истории России».






















9. Приложения Рабочий лист урока

«Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века»

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Н.М. Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М. Соловьёв

Нравственное и моральное разложение общество.

Н.И. Костомаров

Следствие католической интриги.

В.О. Ключевский

С.Ф. Платонов

Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И.И.Смирнов, В.И. Буганов, В.И. Корецкий и др.)

Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.

Современная историография (Р.Г. Скрынников, А.Л. Станиславский)

Смута – это гражданская война в России.





Просмотр содержимого презентации
«смута»

Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века (1598-1613гг.)  Презентация  к уроку по истории России

Смутное время в России – структурный кризис начала XVII века

(1598-1613гг.)

Презентация к уроку

по истории России

План урока: 1. Понятия и причины Смуты 2. История Смуты в датах 3. Люди на фоне эпохи 4. Уроки Смутного времени 5. Роль и место Смуты в истории России

План урока:

1. Понятия и причины Смуты

2. История Смуты в датах

3. Люди на фоне эпохи

4. Уроки Смутного времени

5. Роль и место Смуты в истории России

Понятие и причины Смуты Смутное время Тушинский вор Иностранная интервенция Бунташный век Гражданская война самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606г. Лжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий.  Во время Смуты это было вооруженное вмешательство Польши во внутренние дела России с целью утвердить своего ставленника на российском престоле. В Смутное время это была вооруженная борьба между боярскими родами за царский престол. Так в русской истории назвали XVII век за многочисленные восстания и бунты. 1601г. – голодные бунты. 1603г. – восстание Хлопка. 1606-1607гг. – восстание И. Болотникова. 1648г. – Соляной бунт в Москве. 1650г. – восстания в Пскове и Новгороде. 1662г. – Медный бунт в Москве. 1667-1671гг. – восстание С. Разина. период в истории России(1598-1613гг.), который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского царства.

Понятие и причины Смуты

Смутное время

Тушинский вор

Иностранная интервенция

Бунташный век

Гражданская война

самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606г. Лжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий.

Во время Смуты это было вооруженное вмешательство Польши во внутренние дела России с целью утвердить своего ставленника на российском престоле.

В Смутное время это была вооруженная борьба между боярскими родами за царский престол.

Так в русской истории назвали XVII век за многочисленные восстания и бунты.

1601г. – голодные бунты.

1603г. – восстание Хлопка.

1606-1607гг. – восстание

И. Болотникова.

1648г. – Соляной бунт в Москве.

1650г. – восстания в Пскове и Новгороде.

1662г. – Медный бунт в Москве.

1667-1671гг. – восстание

С. Разина.

период в истории России(1598-1613гг.), который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского царства.

История Смуты в датах 1647 1649 1650 1813 1815  1818 1831 1836 1843 1903  1908 2002 2005 2007 2009

История Смуты в датах

1647 1649 1650 1813 1815

1818 1831 1836 1843 1903

1908 2002 2005 2007 2009

История Смуты в датах Памятник Минину и Пожарскому -  скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. 4 марта 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей на Красной площади.  В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника. 1649 1818

История Смуты в датах

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. 4 марта 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей на Красной площади.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю),

был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть

до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери

(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю, или

4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника.

1649

1818

История Смуты в датах 1836 1908 «Жизнь за царя» ( «Иван Сусанин» ) - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Премьера состоялась 9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре.  В 1908 году русским живописцем С.В. Ивановым была создана картина «В Смутное время» из проекта ««Картины по русской истории».

История Смуты в датах

1836

1908

«Жизнь за царя» ( «Иван Сусанин» ) - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Премьера состоялась 9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре.

В 1908 году русским живописцем

С.В. Ивановым была создана картина «В Смутное время» из проекта ««Картины по русской истории».

История Смуты в датах 2005 В декабре 2004 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

История Смуты в датах

2005

В декабре 2004 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении в статью 1 Федерального закона

«О днях воинской славы (победных днях) России»,

в котором 4 ноября объявлялся

Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался

4 ноября 2005 года.

Люди на фоне эпохи Василий IV Шуйский  царевич Дмитрий Иван Сусанин Лжедмитрий I Кузьма Минин Борис Годунов И.И. Болотников

Люди на фоне эпохи

Василий IV Шуйский

царевич Дмитрий

Иван Сусанин

Лжедмитрий I

Кузьма Минин

Борис Годунов

И.И. Болотников

Люди на фоне эпохи Василий IV Шуйский  царевич Дмитрий Борис Годунов Лжедмитрий I Кузьма Минин И.И. Болотников Иван Сусанин

Люди на фоне эпохи

Василий IV Шуйский

царевич Дмитрий

Борис Годунов

Лжедмитрий I

Кузьма Минин

И.И. Болотников

Иван Сусанин

Домашнее задание  На основе тезисов, составленных на заседании, написать статью «Роль Смуты в истории России»

Домашнее задание

На основе тезисов, составленных на заседании, написать статью «Роль Смуты в истории России»

Ответь одним предложением  сегодня я узнал…  было интересно…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я научился…  я попробую…  мне захотелось…

Ответь одним предложением

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

мне захотелось…

Библиографический список: 1. Н.В. Загладин Н.А.Симония История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 3,- Москва, Русское слово,2007г. 2. И.П Зырянов Н.К. Буганов История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г. 3. В.Н. Балязин Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2006г. Интернет - ресурсы: http://www.militarygames.ru/scripts/pereprava_24/foto2b.htm http://900igr.net/fotografii/istorija/Pozharskij/006-Minin-i-Pozharskij.html http://wyshen.ru/page284.shtml http://old.rian.ru/photolents/20050620/40550757_2.html http://kamaleynik.mybb.ru/viewtopic.php?id=66

Библиографический список:

1. Н.В. Загладин Н.А.Симония История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 3,- Москва, Русское слово,2007г.

2. И.П Зырянов Н.К. Буганов История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.

3. В.Н. Балязин Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2006г.

Интернет - ресурсы:

http://www.militarygames.ru/scripts/pereprava_24/foto2b.htm

http://900igr.net/fotografii/istorija/Pozharskij/006-Minin-i-Pozharskij.html

http://wyshen.ru/page284.shtml

http://old.rian.ru/photolents/20050620/40550757_2.html

http://kamaleynik.mybb.ru/viewtopic.php?id=66