СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века (на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я прослеживаю причинно-следственные связи исторических событий,                описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека, ведь без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому чтобы воспитывать семейные ценности в современных семьях, важно знать наши истоки, традиции.

Просмотр содержимого документа
«Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века (на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)»

Смысл и ценности жизни в чувашской деревне 19 века

(на примере романа М.Ильбека «Черный хлеб»)



В своей работе я прослеживаю причинно-следственные связи исторических событий, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека, ведь без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому чтобы воспитывать семейные ценности в современных семьях, важно знать наши истоки, традиции.

Планируемые результаты анализа произведения на уроках в школе - учить делать нравственный выбор, мотивировать учащихся к активному приобщению к дальнейшей познавательной деятельности. Учащиеся должны оценивать поступки героев романа, выявлять нравственные качества, оценить значение писателя и его литературный талант.

Роман М.Ильбека дает большой материал для рассуждений о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; позволяет обратить внимание на высшие ценности, подумать об осмыслении жизни, проникнуть в сложные психологические коллизии героев. Рассматривая, анализируя поступки персонажей, сделаем выводы, какие дороги выбирают герои.

В своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев.

М.Ильбек сам вышел из чувашской глубинки. В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три-избы-Шемурша. В этом старинном чувашском селении, в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков.

Детство МигулаяИльбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное образование получил в родном селе, затем продолжил учебу в Хорновар-Шигалинской школе второй степени Дрожжановского района Татарской АССР. Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды, лишения.

Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.

В 1931 году Ильбек окончил Батыревский педагогический техникум и был направлен на работу в Больше-Буяновскую неполную школу Шемуршинского района. В литературу Ильбек пришел в 30-е годы. Его первые произведения были напечатаны в республиканских газетах «Молодой колхозник», «Клич пионера». Проработав до 1934 года в школе учителем, затем инспектором РОНО в Шемурше, Ильбек приезжает в Чебоксары, работает в комитете радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР, редактором литературно-драматических передач, учится заочно в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева. В середине 30-х годов на страницах газет «Канаш», «Молодой колхозник», в журналах «Капкан», «Сунтал» публикуются рассказы и очерки Ильбека о тружениках села.

В них молодой писатель старается верно передать характер земледельца, одержимого стремлением дать стране больше хлеба.

В 1937 году Ильбек был призван в Красную Армию. По возвращении из рядов Красной Армии Ильбек работает в Чувашском государственном книжном издательстве редактором. Однако недолго довелось ему работать: началась Великая Отечественная война. И не дожидаясь повестки, подает заявление, и в августе 1941 года его назначают редактором дивизионной газеты «На разгром врага». С этой дивизией Ильбек прошел путь от Сталинграда до Балкан: участвовал в боях под Харьковом, освобождал Запорожье, Никополь, Одессу. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Болгарии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», многими юбилейными медалями. Уже в первые месяцы войны были созданы стихи, рассказы и очерки, рассказывающие о ратных подвигах чувашских сыновей и дочерей в боях против немецко-фашистских захватчиков. К числу таких писателей принадлежал и Ильбек. В рассказах и очерках «Горячий день» (1942г.), «В госпитале» (1942г.), «Маленькая Клавдия», «Маринка» (1944г.), «Мы - советские солдаты»(1945г.) он изобразил напряженные оборонительные и наступательные бои и вместе с тем раскрыл духовное богатство советских воинов, их беспредельную любовь к отчизне.

Вернувшись в Чебоксары, Ильбек в течение десяти лет (до 1958 года) работает редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии и целиком отдается художественному творчеству. Значительную работу проводил он и среди населения города и республики, часто выступал с лекциями перед учащейся молодежью как ветеран войны. До конца своих дней Ильбек оставался активным общественным деятелем, несущим в массы слова правды. 23 февраля 1981 года, будучи уже тяжело больным, он выступил перед молодежью. Это было его последнее публичное выступление.

Жанр произведения «Черный хлеб» - социально-психологический роман. Жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя или героев в кризисный, нестандартный период их жизни, где раскрываются психологические характеристики и психология взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Большое место в романе занимают портретные характеристики. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Успех романа во многом определен реалистическим изображением действительности. Реализм - это направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Роман начинается с пролога. В старом деревенском доме родные собрались вокруг умирающего старика Сямаки, надеясь, что он откроет тайну. Мы знакомимся с героями романа.

К прологу и к первой части романа предпосланы эпиграфы: «Жизнь прожить – не поле перейти»; «Того не насытила беда, кто ел черный хлеб.(чувашская пословица); «И будь вовек благословенен, хлеб ржаной, просоленный потом» (Митта Васлее). Таким образомписатель настраивает читателя на определенные мотивы.

Главный герой романа Шеркей проходит через большие жизненные испытания. Сгорает дом, умирает жена, кончает жизнь самоубийством единственная дочь, сам он в позорных связях с ворожеей-колдуньей обесчестил свое имя. Казалось бы, ничего не осталось в душе человека, кроме черной тоски. НоШеркей выдержит еще и не в такой борьбе, неиссякаемая сила крестьянина заключена в неразрывной связи с землей. Теперь нам становится ясным, почему роман назван “Черным хлебом”.

В Шеркее отсутствует нравственный иммунитет, подпитываемый мудростью народа, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.

Иной путь выбирает себе Элендей. Правда, живется ему нелегко, он зарабатывает своим честным трудом черный хлеб. Ему не нравится, что его брат Шеркей начинает якшаться с богачом Кандюком. Элендей видит в этом хитрую уловку каштана-кулака, решившего путем сговора и подкупа забрать в свои руки лучшие утламышские земли.

Рядом с Элендеем стоит образ батрака Тухтара. C малых лет оставшись круглым сиротой, Тухтар рос ”в людях” - летом вместе со странным дедом Тиммой пас стадо, а зимой батрачил где попало. Через ”седьмое колено” он приходится ”родней” и Шеркею. Пользуясь этим, Шеркей беззастенчиво заставлял его работать на себя, и как родственнику, конечно, ничего не платил. Первое время Тухтар и сам считал, что это так и должно быть - ведь его кормили. Вскоре в сердце юноши вспыхивает чувство любви к дочери ШеркеяСелиме, которая отвечает ему взаимностью.

Достойным любви Тухтара встает со страниц романа образ Селиме, решившей лучше умереть, чем жить рабыней в ненавистном доме богача. Одну половину избы Кандюка, куда заперли похищенную Селиме, она превратила в неприступную крепость, здесь она за несколько дней совершенно поседела, но никто не смог сломить ее волю, и погибла она непокоренной. Так чувашская девушка с героическим самоотвержением идет на великие муки ради истинной любви.

В романе «Черный хлеб» изображены события почти столетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных исторических этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

На пепелище Шеркей находит сгоревший гвоздь, он легко подгибается в середине. «Даже гвоздь железный не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. - Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть ноги».

- Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как рябчик, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.[1]

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять надежду. Когда есть надежда и вера, он силой души осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Жизнерадостно звучит речь девяностолетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было сто три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полной чаркой водки на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», - говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено дореволюционное прошлое чувашского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XIХ и начала XX столетия развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других поселянах.

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб горек, он просолен слезами и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Литература:

  1. Ильбек М. Черный хлеб. Ч.,1978.

  2. Зотов И. Конфликты и характеры в романе Н. Ильбека «Черный хлеб». Ч., 1981.

  3. Зотов И. Мигулай Ильбек. Ч., 1984.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!