СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл понятия "функциональная грамотность"(статья с примерами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысл понятия "функциональная грамотность"(статья с примерами)»



Функциональная грамотность


Цель: создать условия для ознакомления педагогов дополнительного образования с понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата.


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци


Данная статья – о возникших проблемах и трудностях, с которыми столкнулись и педагогические работники, и дети, и их родители при переходе на дистанционное обучение. Так же сообщалось о строительстве новых школ и детских садов, о создании Точек роста в школах страны, о результатах реализации региональных проектов «Цифровая образовательная среда»

и «Успех каждого ребенка», о реализации проекта.

Но, самое главное - об уровнях достижения образовательных результатов по учебным и дополнительным общеобразовательным программам.


Говоря об образовательных результатах, в части их достижения, была выявлена одна из главных проблем, которая состоит в том, что в образовательных учреждениях слабо развернута практика формирования функциональной грамотности.

Раскроем смысл понятия «Функциональная грамотность».

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

  • способностью строить социальные отношения;

  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.


  1. Читательская грамотность (Прил. 1, схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.


  1. Математическая грамотность (Прил. 1, схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).

 

  1. Естественнонаучная грамотность (Прил. 1, схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.


  1. Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.


Показателем сформированности функциональной грамотности является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для  укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.


Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе, разрабатывать специальные задания для своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности.


Средства формирования функциональной грамотности:

- применение технологий продуктивного чтения и проблемного обучения;

- применение технологии развития критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.


Исходя из данной проблемы (формирование функциональной грамотности) на уровне правительства края были определены приоритетные задачи достижения всех плановых показателей в рамках реализации региональных проектов Национального проекта «Образование»:

1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.

2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.

3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Схема 1. Читательская грамотность







Интегрировать - объединить части чего-либо в одно целое.

Интерпретировать информацию - истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.


Схема 1. Математическая грамотность



















Схема 3. Естественнонаучная грамотность

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Формула успеха

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Эта формула позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.



Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.







3