СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл жизни и роль мечты в становлении человека

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысл жизни и роль мечты в становлении человека»

План-конспект урока в 7 классе по теме А.Грин «Алые паруса» «Смысл жизни и роль мечты в становлении человека»

Эпиграф к уроку:

Мечта разыскивает путь, -

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, -

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, -

Открыты все пути

А. Грин «Движение»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с особенностями художественного мира Александра Грина;

  • Обучать умению анализировать текст художественного произведения;

  • Обучать умению по ключевым эпизодам и словам составлять характеристику главных героев произведения;

  • Обучать умению выделять идею произведения;

Развивающие:

  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;

  • Совершенствовать навык выразительного чтения художественного текста;

  • Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.

Воспитательные:

  • Развивать культуру устной и письменной речи;

  • Воспитывать стремление добиваться поставленной цели;

Содействовать воспитанию чистоты чувств и отношений


Оборудование и материалы:

аудиозапись песни «Алые паруса»

кораблики из бумаги

раздаточный материал для групп

технологическая карта ученика


Ход урока


1Подготовка к восприятию: (7 минут)

Здравствуйте, сегодня мы продолжим изучение уникальной повести-феерии Александра Грина «Алые паруса», обратимся к образам Ассоль и Грея и ответим на очень интересные вопросы. Я хочу вам предложить не совсем обычное начало урока. Давайте поиграем в игру «Узнай личность». Я вам зачитаю сведения о некоторых людях, а вам нужно будет сказать, что их объединяет.


1 сл. Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, участвовавший более чем в 60 боях и не потерпевший ни одного поражения. А свою первую победу он одержал еще в детстве. Дело в том, что Александр в был очень слабым ребенком, часто болел. Но у него была заветная мечта стать военным и Суворов твердо решил осуществить ее. Александр Васильевич усердно занимался спортом, приучал себя к холоду, к простой одежде и еде. В настоящее время в честь великого полководца названы военные училища, и сегодняшние мальчишки-курсанты с гордостью называют себя «суворовцами»


2 сл. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый (химик, физик, историк), поэт и художник. Родился более 300 лет назад в небольшой рыбацкой деревушке на севере России, учился по церковным книгам. Отец хотел, чтобы его сын стал рыбаком, но у Михайлы была совсем другая цель: он задумал учиться и в одну из декабрьских ночей ушел с рыбным обозом в Москву за своей мечтой. Очень много трудностей преодолел Ломоносов на своем пути к науке, но благодаря упорству и непоколебимой воле, стал первооткрывателем во многих областях. Под влиянием Ломоносова был открыт МГУ, который сейчас носит его имя.


3 Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Простой деревенский мальчишка, выходец из крестьянской семьи, Юрий вдруг «заболел» небом. Вот, что он вспоминает: «После первого запуска спутника я стал мечтать. Мечтал, что, может быть, когда-нибудь поведу космический корабль». И вот 12 апреля 1961 с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабрь «Восток» с космонавтом Гагариным на борту.

2.Целеполагание(5 минут)

- Ребята, как вы думаете, что объединяет этих людей? ( У всех них была мечта, они страстно верили и благодаря упорству, ценой неимоверных усилий добились своей мечты.)

- А кто мне ответит на вопрос, что связывает их с героями нашего произведения? ( Герои «Алых парусов» Ассоль и Грей тоже умели мечтать, они верили в исполнение своих грез, их мечты сбылись)

- О каком понятии мы будем с вами говорить? (о мечте)

- Тема урока - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь).

- А какую цель мы поставим сегодня на уроке, на какой вопрос мы должны ответить? (Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему сбылась мечта главных героев)


- Какие шаги мы должны предпринять, чтобы на этот вопрос ответить?

1) Определить лексическое значение слова «мечта»

2) Проследить путь осуществления мечты Ассоль и Грея

3) Ответить на вопрос урока

И последним пунктом нашего плана я предлагаю вам вывести формулу осуществления мечты.

4) вывести формулу осуществления мечты.


3. Проверка знаний на содержание повести (работа с иллюстрациями и текстом) (3 минуты)

Но для начала, давайте проверим, как вы помните текст, задание называется «Соотнеси эпизод с картинкой». На доске вы увидите иллюстрации, в технологических картах у вас даны цитаты, соотнесите эти цитаты с картинками и заполните таблицу. Картинки обозначены цифрами, цитаты буквами. А теперь поменяйтесь картами и поставьте оценку товарищу по парте (ребята сравнивают с образцом на слайде и выставляют оценки)


Словарная работа: (5 мин)

«Ассоциации»

- Что для вас мечта, какие ассоциации у вас возникают с этим словом.

В технологических картах у вас есть кораблик, напишите на парусах все, что приходит на ум. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы. (Дети делятся ответами)

Вот вы много назвали прилагательных, с которыми сочетается слово «мечта», а скажите, могут ли сочется с эти словом прилагательные серый, черный, скучный, обыденный? (нет, потому что мечта – это всегда что-то светлое, доброе, необычное). Но а теперь обратимся к словарю, вот какое толкование дает словарь Ожегова

Мечта - это

1. Нечто, созданное воображением

2. Предмет желаний, стремлений идея, которую необходимо воплотить в жизнь.

Итак, что такое мечта мы с вами определились, теперь давайте проследим, какой путь проделали герои на пути к своей мечте.


Групповая работа (20 мин)

Работа с главными героями феерии в группах.

Классу дается домашнее задание по вариантам найти и выписать цитаты, характеризующие героя (по вариантам 1в – Ассоль, 2 в. – Грей), разделить на 2 группы, каждой группе дать заполнять свою таблицу. общий вид таблицы:


Характеристика

Ассоль

Грей

Происхождение, Соц. положение



Воспитание



Отношения в семье



Отношения со сверстниками



Внешность



Мечта, как зародилась



Значение имени



Характеристика других героев, автора



Как идут к мечте



Основные черты характера (заполняется после обсуждения)




Физминутка. 
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 
Фронтальный опрос:

- Скажите, в чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грея? (Герои росли в разных семьях по социальному статусу, оба были одиноки, лишены общения со сверстниками, они понимают, любят все живое, природу, живут в своем собственном мире грез и фантазий, обладают огромной силой воображения. В их сознании рождаютя картины, рисующие мир сильных и добрых людей; мир, полный ярких событий, они верят в МЕЧТУ)

- Почему сбылась мечта Ассоль? (Героиня не отказалась от своей мечты, несмотря на все трудности, окружавшие ее, насмешки и отчуждение)

- Почему сбылась мечта Артура Грея? ( он не только верил, но и действовал)


- Ответьте на вопрос, случайна ли встреча Ассоль и Грея(Нет, это родство душ привело их к друг другу, герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)ее

- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: узнав историю девушки он твердо решил осуществить ее мечту)

Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Какую нехитрую истину понял Грей? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».) (Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником)

- Давайте обобщим все то, что мы записали в таблицу, и выделим главное с помощью синквейна (работа в парах, составление синквейна про Ассоль и Грея) (3 мин)

Обратимся к последнему пункту нашего плана и выведем формулу исполнения мечты

Осуществление мечты= страстное желание+ делать чудо своими руками, т.е действовать

Если вернуться к началу нашего урока, вспоминая великих людей можем мы, сказать, что эта формула работает? (Конечно, все люди, добившиеся успеха – это самое ценное, что есть у человека, они зажигают огонь в его душе. -- -

- Нужно ли человеку мечтать?

У Грина есть замечательные строки: (обращение к эпиграфу урока)

Как вы понимаете эти строчки?

Мечты заставляют человека творить, для человека мечтающего нет ничего .Если вы верите и готовы действовать вам под силу сотворить чудо. Я желаю вам, чтобы у вас у каждого были свои алые паруса, своя мечта, и не важно, какая она, большая или маленькая, главное, что она заветная.

Послушайте песню и подумайте, какая она, ваша мечта. Прослушивание песни «Ребята, надо верить в чудеса…»

Рефлексия:

На партах у вас лежат маленькие кораблики, я хочу, чтобы каждый их вас написал на них свою самое заветное желание, а в 9 классе мы с вами прочитаем и посмотрим, сбылось ли оно. Тем более время для осуществления мечты у вас есть, формулу осуществления мы теперь знаем.

Может кто-нибудь хочет поделиться своей мечтой?

Домашнее задание:

Подумать и написать, как претворить вашу мечту в жизнь.

Приложение 1

1 группа.

Характеристика

Ассоль

Происхождение







Воспитание







Отношения в семье









Отношения со сверстниками







Внешность







Задание:1) Заполнить таблицу найденными цитатами из текста (выберите самую одну самую точную, на ваш взгляд цитату)

2) рассказать о героине, используя таблицу как план, подтверждая свой рассказ словами из текста. В сообщении, ответьте на вопросы

- похожа ли жизнь героини на сказку?

почему в Каперне, не любят Ассоль и Лонгрена? (привести пример

- Проанализируйте описание Ассоль в главе «Накануне», почему автор рисует двойной образ Ассоль, как автор относится к своей героине, расскажите ваше мнение о ней?

3 группа

Характеристика

Грей

Происхождение







Воспитание







Отношения в семье









Отношения со сверстниками







Внешность









Задание:1) Заполните таблицу найденными цитатами из текста (выберите

самую одну самую точную, на ваш взгляд цитату)

2) расскажите о герое, используя таблицу как план, подтверждая свой рассказ словами из текста. В ходе сообщения, дополнительно ответьте на вопросы:

- Чем Грей отличался от своих родителей ?

- какие поступки восьмилетнего мальчика говорят о «живой» душе героя?

- Как автор относится к своему герою, Ваше отношение к нему? (используйте цитаты)

Приложение 2

Технологическая карта ученика _________________________

1) Задание «Соотнеси иллюстрацию с эпизодом»

А. «Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее. Все стронулось, все усмехнулось в нем»

Б « Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул ее из рта, чтобы лучше видеть происходящее»

В. « Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные – в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»…»;

Г. «От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила».

Д. «Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось».

1

2

3

4

5







Оценка _________________________







2) Ассоциации со словом «МЕЧТА»


3) Синквейн

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________





4) Формула

Осуществление мечты = ________________ +_________________________