СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

На уроках физики учащиеся постоянно получают, передают и обрабатывают информацию, кроме того учатся ее представлять и использовать.

Физические задачи становятся все более практико – ориентированными и для того, чтобы в них разобраться просто необходимы навыки смыслового чтения, такие как :

  • перевод информации из одной формы представления — вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую;
  • анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот;
  • создание физической модели на основе анализа информации.

Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания, которые можно подразделить на :

  • Задачи для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выявление информации, представленной в явном виде. При этом проверяются следующие умения:
  • вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • определять из текста значение терминов;
  • сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • устанавливать в тексте последовательность действий.
  • Задачи на глубокое понимание текста требуют обобщения и анализа информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Здесь проверяются такие умения, как:
  • выделять главную мысль отдельных частей текста;
  • делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;
  • преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;
  • ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;
  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
  • Задачи на применение информации из текста в учебно-практических задачах рассчитаны на использование информации из текста при решении учебно-познавательных задач. В данных задачах используются новые и, чаще всего, практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков.

Это задачи, в которых нужно самостоятельно выстроить объяснение для новой ситуации, или интерпретировать результаты естественнонаучных исследований на основе понимания информации из текстов, или самостоятельно сконструировать новую по отношению тексту ситуацию.

Физика содержит значимую содержательную базу для формирования функциональной грамотности учащихся. Но чтобы достигать высокого уровня освоения общеучебных умений, необходимо наработать в нужном количестве дидактические материалы и организовать своевременный контроль за правильностью выполнения учащимися соответствующих упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

На уроках физики учащиеся постоянно получают, передают и обрабатывают информацию, кроме того учатся ее представлять и использовать.

Физические задачи становятся все более практико – ориентированными и для того, чтобы в них разобраться просто необходимы навыки смыслового чтения, такие как :

  • перевод информации из одной формы представления — вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую;

  • анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот;

  • создание физической модели на основе анализа информации.

Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания, которые можно подразделить на :

  • Задачи для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выявление информации, представленной в явном виде. При этом проверяются следующие умения:

  • вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;

  • определять из текста значение терминов;

  • сопоставлять информацию из разных частей текста;

  • устанавливать в тексте последовательность действий.

  • Задачи на глубокое понимание текста требуют обобщения и анализа информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Здесь проверяются такие умения, как:

  • выделять главную мысль отдельных частей текста;

  • делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;

  • преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;

  • ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;

  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

  • Задачи на применение информации из текста в учебно-практических задачах рассчитаны на использование информации из текста при решении учебно-познавательных задач. В данных задачах используются новые и, чаще всего, практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков.

Это задачи, в которых нужно самостоятельно выстроить объяснение для новой ситуации, или интерпретировать результаты естественнонаучных исследований на основе понимания информации из текстов, или самостоятельно сконструировать новую по отношению тексту ситуацию.

Физика содержит значимую содержательную базу для формирования функциональной грамотности учащихся. Но чтобы достигать высокого уровня освоения общеучебных умений, необходимо наработать в нужном количестве дидактические материалы и организовать своевременный контроль за правильностью выполнения учащимися соответствующих упражнений.

© 2023, 149 0