СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной призентации рассматриваются различные приемы работы по формированию смыслового чтения. Приёмы "Кубик Блума", "Ромашка Блума", "Шесть шляп" помогают активизировать деятельность учащихся на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции школьников»

Смысловое чтение как основы формирования читательской компетенции школьников Составитель: учитель начальных классов МБОУ «Урицкая СОШ» Ремизова Алёна Михайловна
  • Смысловое чтение как основы формирования читательской компетенции школьников

Составитель: учитель начальных классов МБОУ «Урицкая СОШ» Ремизова Алёна Михайловна

Что такое смысловое чтение?  Смысловое чтение  -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию. Цель  смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается  устная  речь и, как следующая важная ступень развития, речь  письменная . Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Что такое смысловое чтение?

  • Смысловое чтение  -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию.
  • Цель  смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается  устная  речь и, как следующая важная ступень развития, речь  письменная .
  • Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
 Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три  этапа работы с текстом:  I этап. Работа с текстом до чтения  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.  2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).  

Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три  этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).  

II этап. Работа с текстом во время чтения  1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).  3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  4. Беседа по содержанию текста.  Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.  5. Выразительное чтение.    

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.    

III этап. Работа с текстом после чтения  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.  1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.  2.Знакомство с писателем.  Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.  3.Работа с заглавием, иллюстрациями.  Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.  4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап. Работа с текстом после чтения

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Приемы активного чтения:   Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

  • Приемы активного чтения:

Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы ), и те, на которые ответить столь определенно невозможно ( толстые вопросы ). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы). .
  • Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы ), и те, на которые ответить столь определенно невозможно ( толстые вопросы ). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

.

Прием «Чтение с остановками» . Данный прием содержит три стадии: 1 стадия - вызов .  На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.  2 стадия - осмысление .  Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос:

Прием «Чтение с остановками»

. Данный прием содержит три стадии:

  • 1 стадия - вызов .  На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 
  • 2 стадия - осмысление .  Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 
  • 3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:  Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске   Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы. Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.  
  • Приемы активизации ранее полученных знаний:
  • Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
  •  
  • Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.
  •  
Приемы графической организации учебного материала:  Прием «Составление кластера» . Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.  На стадии вызова  – для стимулирования мыслительной деятельности.  На стадии осмысления  – для структурирования учебного материала.  На стадии рефлексии  – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
  • Приемы графической организации учебного материала:
  • Прием «Составление кластера» . Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.  На стадии вызова  – для стимулирования мыслительной деятельности.  На стадии осмысления  – для структурирования учебного материала.  На стадии рефлексии  – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
  • Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
  • Приемы, требующие творчества учащихся:
  • Прием «Синквэйн» . Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
  • Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
  • Прием « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:  Метод «Шесть шляп» Прием «Учебный мозговой штурм» Прием «Письмо по кругу» Маркировочные таблицы:  Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Чтение с пометками»
  • Методы и приемы, используемые при групповой работе:
  • Метод «Шесть шляп»
  • Прием «Учебный мозговой штурм»
  • Прием «Письмо по кругу»
  • Маркировочные таблицы:
  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
  • Прием «Чтение с пометками»

 Пиктограммы Как показывает практика, действенным методом, позволяющим реализовать способность связной монологической речи у детей является наглядное моделирование, в состав которого входит метод символических знаков (пиктограмм).  Данная форма работы способствует развитию высших психических функций (воображение, внимание, память, мышление), умению ориентироваться в предложенном тексте, подбору графических и схематических ассоциаций. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей.
  • Пиктограммы
  • Как показывает практика, действенным методом, позволяющим реализовать способность связной монологической речи у детей является наглядное моделирование, в состав которого входит метод символических знаков (пиктограмм).
  • Данная форма работы способствует развитию высших психических функций (воображение, внимание, память, мышление), умению ориентироваться в предложенном тексте, подбору графических и схематических ассоциаций. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей.
Внеурочная деятельность Клуб «Книголюб» работает совместно с сельской библиотекой библиотекой.
  • Внеурочная деятельность
  • Клуб «Книголюб» работает совместно с сельской библиотекой библиотекой.
Участие в различных литературных конкурсах и олимпиадах
  • Участие в различных литературных конкурсах и олимпиадах
Критерии и показатели оценивания:   Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции : наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения. Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность. Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, организации совместной досуговой деятельности. Развитие литературно - творческих способностей детей: участие и победа в конкурсах чтецов, интернет-олимпиадах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.
  • Критерии и показатели оценивания:
  •   Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции : наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
  • Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.
  • Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, организации совместной досуговой деятельности.
  • Развитие литературно - творческих способностей детей: участие и победа в конкурсах чтецов, интернет-олимпиадах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям,
  • Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!