- Смысловое чтение как основы формирования читательской компетенции школьников
Составитель: учитель начальных классов МБОУ «Урицкая СОШ» Ремизова Алёна Михайловна
Что такое смысловое чтение?
- Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию.
- Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная .
- Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
- Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
- Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы ), и те, на которые ответить столь определенно невозможно ( толстые вопросы ). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
.
Прием «Чтение с остановками»
. Данный прием содержит три стадии:
- 1 стадия - вызов . На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
- 2 стадия - осмысление . Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
- Приемы активизации ранее полученных знаний:
- Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
- Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
- Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.
- Приемы графической организации учебного материала:
- Прием «Составление кластера» . Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
- Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
- Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием «Синквэйн» . Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
- Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
- Прием « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
- Методы и приемы, используемые при групповой работе:
- Метод «Шесть шляп»
- Прием «Учебный мозговой штурм»
- Прием «Письмо по кругу»
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
- Прием «Чтение с пометками»
- Как показывает практика, действенным методом, позволяющим реализовать способность связной монологической речи у детей является наглядное моделирование, в состав которого входит метод символических знаков (пиктограмм).
- Данная форма работы способствует развитию высших психических функций (воображение, внимание, память, мышление), умению ориентироваться в предложенном тексте, подбору графических и схематических ассоциаций. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей.
- Клуб «Книголюб» работает совместно с сельской библиотекой библиотекой.
- Участие в различных литературных конкурсах и олимпиадах
- Критерии и показатели оценивания:
- Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции : наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
- Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.
- Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, организации совместной досуговой деятельности.
- Развитие литературно - творческих способностей детей: участие и победа в конкурсах чтецов, интернет-олимпиадах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям,
- Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом.