Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2 им. Г. В. Кравченко»
г. Вуктыл
Мастер-класс: «Смысловое чтение как средство формирования УУД»
Семагина Галина Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ»СОШ№2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл
2020г
Константин Дмитриевич Ушинский
Читать-это ещё ничего не значит;
что читать и
как понимать читаемое-
вот в чём главное дело .
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
включают в метапредметные результаты освоения
ООП НОО в качестве обязательного компонента
«овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»
Что такое смысловое чтение?
Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Этапы работы с текстом по технологии смыслового чтения
1 этап – работа с текстом до чтения (подготовка к восприятию текста).
2 этап - работа с текстом во время чтения (восприятие текста).
3 этап - работа с текстом после чтения (осмысление прочитанного текста )
Перед чтением
- Глоссарий (словарь)
- Рассечение вопроса
- Ассоциации
- Ориентиры предвосхищения
- Знаю-Хочу узнать-Узнал
- Корзина идей
При чтении
- Чтение вслух(попеременно).
- Чтение про себя с вопросами.
- Чтение с остановками.
- Чтение с пометками.
- Дневник двойных записей.
Чтение с пометками
- V-я это знал
- +-это новое
- ?-это мне непонятно
- - я думал иначе
Дневник двойных записей
Что удивило?
Почему именно этот момент удивил?
После чтения
- Список тем.
- Цитаты.
- Отзыв.
- Синквейн.
- Сводная таблица.
- Таблица аргументов.
- Ромашка Блума.
- Тонкие и толстые вопросы.
- Где ответ?
- Пирамида-отзыв.
Цитаты
- С тобой что-то случилось?
- -Ну ладно, собирайся!
- -Я хочу тебе помочь.
- -Лена, дай мне одну краску…пожалуйста…
- Горяченького захотел, голубчик мой!
- -Возьми его. Что тебе стоит?
- -
Отзыв
- 1.Автор.
- 2.Название произведения.
- 3.Тема книги.
- 4.Главные герои. Кто из них понравился? Чем?
- 5. Какой эпизод запомнился и почему?
- 6.Над чем заставила задуматься эта книга?
Синквейн
- 1.Существительное (тема)
- 2.Два прилагательных(описание)
- 3.Три глагола (действие)
- 4.фраза из 4-х слов(выражает отношение автора к данной теме)
- 5.Существительное(синоним к первому, перефразировка темы)
Таблица аргументов
аргумент
Почему «да»?
Почему «нет»
Приём тонких и толстых вопросов
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Сколько…?
- Где….?
- Когда…?
- Как…?
- Мог ли…Г
- Объясните, почему…?
- Почему вы думаете…?
- Что будет, если…?
- В чём различие…?
- Согласны ли вы…?
- Верно ли…?
Ромашка Блума
Вопросы
Простые(воспроизводящие).
Уточняющие (То есть, ты говоришь, что..)
Объясняющие (Почему..?)
Творческие (Если бы…?).
Оценочные (Чем отличаются..?)
Практические (Где в жизни встречается..?)
Где ответ?
Где находится ответ?
Кто даёт ответ?
1.В тексте, в одном предложении.
Что надо сделать, чтобы ответить?
Автор
2.В тексте, в нескольких его частях.
Автор
Найти это предложение и прочитать его.
3.В голове читателя
Сформулировать ответ, соединяя части текста.
Автор и я
4.В голове читателя
Только я
Соединить то, о чём автор говорит между строк или в косвенной форме и свою интерпретацию.
Искать ответ в своей голове.
Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой)
1слово - о чём произведение
2 слова -его особенности, отличия
3слова -место и время действия
4 слова -главные события в книге
5 слов - главные герои, какие они
6 слов - что вы чувствовали ,когда читали начало, середину, конец рассказа
7 слов - о чём эта книга (дополни первую строку семью словами)
8 слов -ваша реклама, рекомендация книги
Практическая часть
— кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой.
Крендель
Хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее своим видом букву «В».
Африка
пальма
Спасибо
за внимание !
Дополнительно
Ю. Ермолаев «Два пирожных».
- Приёмы работы перед чтением текста (ассоциации и рассечение вопроса)
- -Прочитайте название текста. (Два пирожных)
- -Кто любит пирожные?
- - Как объяснить, что такое пирожное? (кондитерское изделие, выпечка)
- - За что мы их любим? (вкусные)
- -Когда обычно их едят? (на праздник к чаю, по каким-либо торжественным случаям, чтобы поднять настроение и т.д.)
- -В названии текста есть ещё слово «два». Как вы думаете, что это может означать? (Возможно будет два персонажа, которые будут есть пирожные.)
- -А хочется ли вам прочитать рассказ и узнать, кто ел пирожные и по какому случаю? (Хочется.)
Сводная таблица
Линия сравнения
Наташа
Чем занимались на момент просьбы матери?
Оля
Читала книгу о путешествиях по Африке.
Было ли желание мыть посуду?
Нет.
Лепила из пластилина булочки и крендельки.
Как откликнулись на просьбу матери?
Мыли ли посуду?
Нет.
Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю.
Нет.
Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду.
Сколько пирожных досталось сёстрам?
Да.
Ни одного
Два.
Список тем
- Лень и трудолюбие.
- Отношение к матери.
- Обман, хитрость.
- Справедливость и обида.
- Делу время, потехе-час.
- Помощь и благодарность.
- Урок на будущее.
Вопросы
Тонкие.
Толстые.
- -Как звали сестёр?
- - Почему Наташа не пошла мыть посуду?
- -Кто помогал маме мыть посуду?
- -Кому достались пирожные?
- - Объясните, почему мама решила отдать Оле два пирожных?
- -Согласны ли вы, что Оля поступила как эгоистка?
- -Предположите, что было бы, если бы обе сестры поступили, как Наташа?
Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой)
1слово - о чём мастер-класс
2 слова -его особенности, отличия
3слова -место и время действия
4 слова -главные события мастер-класса
5 слов - главные герои, какие они
6 слов - что вы чувствовали, в начале, середине и конце занятия
7 слов - о чём это занятие (дополни первую строку семью словами)
8 слов -ваша реклама, рекомендация мастер-класса
Спасибо
за внимание !
До чтения
Можем ли предположить ,о ком будет рассказ? (Да. О детях.)
Почему так решили?
( Так как Н. Носов писал о детях рассказы.
На иллюстрации видим детей).
Чтобы узнать, кто такие затейники, обратимся к слову «затея». Как вы его понимаете?
(Затея –придумывание, начинание чего-либо интересного).
Можно ли определить, будет ли рассказ весёлым, смешным, грустным, поучительным?
(Весёлым, смешным,возможно,поучительным )
Н. Носов «На горке»
Чтение с остановками
-Для чего ребята строили горку?
-Что такое сарай?
-Зачем ребята полили горку водой?
-Почему Котька не строит горку, может быть ему нельзя гулять. По какой причине?
-Почему не мог взобраться на горку?
-Что ж ему делать? Что ему посоветовать?
-Что такое «фанерка»?, «дворницкая»? И для чего там ящик с песком?
-Как это «на четвереньках»?
-Ребята пришли и увидели песок. Что сейчас будет?
-Как исправить ситуацию?
Список тем
В.Осеева «Почему?»
Правда и ложь.
Совесть и состояние души.
Наказание невиновного.
Память об отце.
Мудрость матери.
Ю. Ермолаев «Два пирожных» (сводная таблица)
Линия сравнения
Старшая сестра
Чем занимались на момент просьбы матери?
Младшая сетра
Читала книгу о путешествиях по Африке.
Было ли желание мыть посуду?
нет
Как откликнулись на просьбу о помощи?
Лепила из пластилина булочки и крендельки.
нет
Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю.
Мыли ли посуду?
Нет.
Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду.
Сколько пирожных досталось сёстрам?
Да.
Ни одного.
Два.