СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к мастер-классу "Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2 им. Г. В. Кравченко»  г. Вуктыл Мастер-класс: «Смысловое чтение как средство формирования УУД» Семагина Галина Михайловна Учитель начальных классов МБОУ»СОШ№2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл 2020г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 им. Г. В. Кравченко»

г. Вуктыл

Мастер-класс: «Смысловое чтение как средство формирования УУД»

Семагина Галина Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ»СОШ№2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл

2020г

Константин Дмитриевич Ушинский Читать-это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чём главное дело .

Константин Дмитриевич Ушинский

Читать-это ещё ничего не значит;

что читать и

как понимать читаемое-

вот в чём главное дело .

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования  включают в метапредметные результаты освоения ООП НОО в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

включают в метапредметные результаты освоения

ООП НОО в качестве обязательного компонента

«овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»

Что такое смысловое чтение? Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Что такое смысловое чтение?

Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:   в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Этапы работы с текстом по технологии смыслового чтения 1 этап – работа с текстом до чтения (подготовка к восприятию текста). 2 этап - работа с текстом во время чтения (восприятие текста). 3 этап - работа с текстом после чтения (осмысление прочитанного текста )

Этапы работы с текстом по технологии смыслового чтения

1 этап – работа с текстом до чтения (подготовка к восприятию текста).

2 этап - работа с текстом во время чтения (восприятие текста).

3 этап - работа с текстом после чтения (осмысление прочитанного текста )

Перед чтением Глоссарий (словарь) Рассечение вопроса Ассоциации Ориентиры предвосхищения Знаю-Хочу узнать-Узнал Корзина идей

Перед чтением

  • Глоссарий (словарь)
  • Рассечение вопроса
  • Ассоциации
  • Ориентиры предвосхищения
  • Знаю-Хочу узнать-Узнал
  • Корзина идей
При чтении Чтение вслух(попеременно). Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками. Чтение с пометками. Дневник двойных записей.

При чтении

  • Чтение вслух(попеременно).
  • Чтение про себя с вопросами.
  • Чтение с остановками.
  • Чтение с пометками.
  • Дневник двойных записей.
Чтение с пометками V-я это знал +-это новое ?-это мне непонятно - я думал иначе

Чтение с пометками

  • V-я это знал
  • +-это новое
  • ?-это мне непонятно
  • - я думал иначе
Дневник двойных записей Что удивило? Почему именно этот момент удивил?

Дневник двойных записей

Что удивило?

Почему именно этот момент удивил?

После чтения Список тем. Цитаты. Отзыв. Синквейн. Сводная таблица. Таблица аргументов. Ромашка Блума. Тонкие и толстые вопросы. Где ответ? Пирамида-отзыв.

После чтения

  • Список тем.
  • Цитаты.
  • Отзыв.
  • Синквейн.
  • Сводная таблица.
  • Таблица аргументов.
  • Ромашка Блума.
  • Тонкие и толстые вопросы.
  • Где ответ?
  • Пирамида-отзыв.
Цитаты С тобой что-то случилось? -Ну ладно, собирайся! -Я хочу тебе помочь. -Лена, дай мне одну краску…пожалуйста… Горяченького захотел, голубчик мой! -Возьми его. Что тебе стоит? - Павлик Лена старик бабушка брат

Цитаты

  • С тобой что-то случилось?
  • -Ну ладно, собирайся!
  • -Я хочу тебе помочь.
  • -Лена, дай мне одну краску…пожалуйста…
  • Горяченького захотел, голубчик мой!
  • -Возьми его. Что тебе стоит?
  • -
  • Павлик
  • Лена
  • старик
  • бабушка
  • брат
Отзыв 1.Автор. 2.Название произведения. 3.Тема книги. 4.Главные герои. Кто из них понравился? Чем? 5. Какой эпизод запомнился и почему? 6.Над чем заставила задуматься эта книга?

Отзыв

  • 1.Автор.
  • 2.Название произведения.
  • 3.Тема книги.
  • 4.Главные герои. Кто из них понравился? Чем?
  • 5. Какой эпизод запомнился и почему?
  • 6.Над чем заставила задуматься эта книга?
Синквейн 1.Существительное (тема) 2.Два прилагательных(описание) 3.Три глагола (действие) 4.фраза из 4-х слов(выражает отношение автора к данной теме) 5.Существительное(синоним к первому, перефразировка темы)

Синквейн

  • 1.Существительное (тема)
  • 2.Два прилагательных(описание)
  • 3.Три глагола (действие)
  • 4.фраза из 4-х слов(выражает отношение автора к данной теме)
  • 5.Существительное(синоним к первому, перефразировка темы)
Таблица аргументов аргумент Почему «да»? Почему «нет»

Таблица аргументов

аргумент

Почему «да»?

Почему «нет»

Приём тонких и толстых вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто…? Что…? Сколько…? Где….? Когда…? Как…? Мог ли…Г Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Что будет, если…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приём тонких и толстых вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Сколько…?
  • Где….?
  • Когда…?
  • Как…?
  • Мог ли…Г
  • Объясните, почему…?
  • Почему вы думаете…?
  • Что будет, если…?
  • В чём различие…?
  • Согласны ли вы…?
  • Верно ли…?
Ромашка Блума Вопросы Простые(воспроизводящие). Уточняющие (То есть, ты говоришь, что..) Объясняющие (Почему..?) Творческие (Если бы…?). Оценочные (Чем отличаются..?) Практические (Где в жизни встречается..?)

Ромашка Блума

Вопросы

Простые(воспроизводящие).

Уточняющие (То есть, ты говоришь, что..)

Объясняющие (Почему..?)

Творческие (Если бы…?).

Оценочные (Чем отличаются..?)

Практические (Где в жизни встречается..?)

Где ответ? Где находится ответ? Кто даёт ответ? 1.В тексте, в одном предложении. Что надо сделать, чтобы ответить? Автор 2.В тексте, в нескольких его частях. Автор Найти это предложение и прочитать его. 3.В голове читателя Сформулировать ответ, соединяя части текста. Автор и я 4.В голове читателя Только я Соединить то, о чём автор говорит между строк или в косвенной форме и свою интерпретацию. Искать ответ в своей голове.

Где ответ?

Где находится ответ?

Кто даёт ответ?

1.В тексте, в одном предложении.

Что надо сделать, чтобы ответить?

Автор

2.В тексте, в нескольких его частях.

Автор

Найти это предложение и прочитать его.

3.В голове читателя

Сформулировать ответ, соединяя части текста.

Автор и я

4.В голове читателя

Только я

Соединить то, о чём автор говорит между строк или в косвенной форме и свою интерпретацию.

Искать ответ в своей голове.

Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой) 1слово - о чём произведение 2 слова -его особенности, отличия 3слова -место и время действия 4 слова -главные события в книге 5 слов - главные герои, какие они 6 слов - что вы чувствовали ,когда читали начало, середину, конец рассказа 7 слов - о чём эта книга (дополни первую строку семью словами) 8 слов -ваша реклама, рекомендация книги

Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой)

1слово - о чём произведение

2 слова -его особенности, отличия

3слова -место и время действия

4 слова -главные события в книге

5 слов - главные герои, какие они

6 слов - что вы чувствовали ,когда читали начало, середину, конец рассказа

7 слов - о чём эта книга (дополни первую строку семью словами)

8 слов -ваша реклама, рекомендация книги

Практическая часть

Практическая часть

 — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой.

 — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой.

Крендель Хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее своим видом букву «В».

Крендель

Хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее своим видом букву «В».

Африка пальма

Африка

пальма

Спасибо за внимание !

Спасибо

за внимание !

Дополнительно

Дополнительно

Ю. Ермолаев «Два пирожных». Приёмы работы перед чтением текста (ассоциации и рассечение вопроса) -Прочитайте название текста. (Два пирожных) -Кто любит пирожные? - Как объяснить, что такое пирожное? (кондитерское изделие, выпечка) - За что мы их любим? (вкусные) -Когда обычно их едят? (на праздник к чаю, по каким-либо торжественным случаям, чтобы поднять настроение и т.д.) -В названии текста есть ещё слово «два». Как вы думаете, что это может означать? (Возможно будет два персонажа, которые будут есть пирожные.) -А хочется ли вам прочитать рассказ и узнать, кто ел пирожные и по какому случаю? (Хочется.)

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

  • Приёмы работы перед чтением текста (ассоциации и рассечение вопроса)
  • -Прочитайте название текста. (Два пирожных)
  • -Кто любит пирожные?
  • - Как объяснить, что такое пирожное? (кондитерское изделие, выпечка)
  • - За что мы их любим? (вкусные)
  • -Когда обычно их едят? (на праздник к чаю, по каким-либо торжественным случаям, чтобы поднять настроение и т.д.)
  • -В названии текста есть ещё слово «два». Как вы думаете, что это может означать? (Возможно будет два персонажа, которые будут есть пирожные.)
  • -А хочется ли вам прочитать рассказ и узнать, кто ел пирожные и по какому случаю? (Хочется.)
Сводная таблица Линия сравнения Наташа Чем занимались на момент просьбы матери? Оля Читала книгу о путешествиях по Африке. Было ли желание мыть посуду? Нет. Лепила из пластилина булочки и крендельки. Как откликнулись на просьбу матери? Мыли ли посуду? Нет. Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю. Нет. Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. Сколько пирожных досталось сёстрам? Да. Ни одного Два.

Сводная таблица

Линия сравнения

Наташа

Чем занимались на момент просьбы матери?

Оля

Читала книгу о путешествиях по Африке.

Было ли желание мыть посуду?

Нет.

Лепила из пластилина булочки и крендельки.

Как откликнулись на просьбу матери?

Мыли ли посуду?

Нет.

Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю.

Нет.

Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду.

Сколько пирожных досталось сёстрам?

Да.

Ни одного

Два.

Список тем Лень и трудолюбие. Отношение к матери. Обман, хитрость. Справедливость и обида. Делу время, потехе-час. Помощь и благодарность. Урок на будущее.

Список тем

  • Лень и трудолюбие.
  • Отношение к матери.
  • Обман, хитрость.
  • Справедливость и обида.
  • Делу время, потехе-час.
  • Помощь и благодарность.
  • Урок на будущее.
Вопросы Тонкие. Толстые. -Как звали сестёр? - Почему Наташа не пошла мыть посуду? -Кто помогал маме мыть посуду? -Кому достались пирожные? - Объясните, почему мама решила отдать Оле два пирожных? -Согласны ли вы, что Оля поступила как эгоистка? -Предположите, что было бы, если бы обе сестры поступили, как Наташа?

Вопросы

Тонкие.

Толстые.

  • -Как звали сестёр?
  • - Почему Наташа не пошла мыть посуду?
  • -Кто помогал маме мыть посуду?
  • -Кому достались пирожные?
  • - Объясните, почему мама решила отдать Оле два пирожных?
  • -Согласны ли вы, что Оля поступила как эгоистка?
  • -Предположите, что было бы, если бы обе сестры поступили, как Наташа?
Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой) 1слово - о чём мастер-класс 2 слова -его особенности, отличия 3слова -место и время действия 4 слова -главные события мастер-класса 5 слов - главные герои, какие они 6 слов - что вы чувствовали, в начале, середине и конце занятия 7 слов - о чём это занятие (дополни первую строку семью словами) 8 слов -ваша реклама, рекомендация мастер-класса

Пирамида-отзыв (по О. К.Громовой)

1слово - о чём мастер-класс

2 слова -его особенности, отличия

3слова -место и время действия

4 слова -главные события мастер-класса

5 слов - главные герои, какие они

6 слов - что вы чувствовали, в начале, середине и конце занятия

7 слов - о чём это занятие (дополни первую строку семью словами)

8 слов -ваша реклама, рекомендация мастер-класса

Спасибо за внимание !

Спасибо

за внимание !

До чтения  Можем ли предположить ,о ком будет рассказ? (Да. О детях.) Почему так решили? ( Так как Н. Носов писал о детях рассказы. На иллюстрации видим детей). Чтобы узнать, кто такие затейники, обратимся к слову «затея». Как вы его понимаете? (Затея –придумывание, начинание чего-либо интересного). Можно ли определить, будет ли рассказ весёлым, смешным, грустным, поучительным? (Весёлым, смешным,возможно,поучительным )

До чтения

Можем ли предположить ,о ком будет рассказ? (Да. О детях.)

Почему так решили?

( Так как Н. Носов писал о детях рассказы.

На иллюстрации видим детей).

Чтобы узнать, кто такие затейники, обратимся к слову «затея». Как вы его понимаете?

(Затея –придумывание, начинание чего-либо интересного).

Можно ли определить, будет ли рассказ весёлым, смешным, грустным, поучительным?

(Весёлым, смешным,возможно,поучительным )

Н. Носов «На горке» Чтение с остановками -Для чего ребята строили горку? -Что такое сарай? -Зачем ребята полили горку водой? -Почему Котька не строит горку, может быть ему нельзя гулять. По какой причине? -Почему не мог взобраться на горку? -Что ж ему делать? Что ему посоветовать? -Что такое «фанерка»?, «дворницкая»? И для чего там ящик с песком? -Как это «на четвереньках»? -Ребята пришли и увидели песок. Что сейчас будет? -Как исправить ситуацию?

Н. Носов «На горке»

Чтение с остановками

-Для чего ребята строили горку?

-Что такое сарай?

-Зачем ребята полили горку водой?

-Почему Котька не строит горку, может быть ему нельзя гулять. По какой причине?

-Почему не мог взобраться на горку?

-Что ж ему делать? Что ему посоветовать?

-Что такое «фанерка»?, «дворницкая»? И для чего там ящик с песком?

-Как это «на четвереньках»?

-Ребята пришли и увидели песок. Что сейчас будет?

-Как исправить ситуацию?

Список тем В.Осеева «Почему?» Правда и ложь. Совесть и состояние души. Наказание невиновного. Память об отце. Мудрость матери.

Список тем

В.Осеева «Почему?»

Правда и ложь.

Совесть и состояние души.

Наказание невиновного.

Память об отце.

Мудрость матери.

Ю. Ермолаев «Два пирожных» (сводная таблица) Линия сравнения Старшая сестра Чем занимались на момент просьбы матери? Младшая сетра Читала книгу о путешествиях по Африке. Было ли желание мыть посуду? нет Как откликнулись на просьбу о помощи? Лепила из пластилина булочки и крендельки. нет Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю. Мыли ли посуду? Нет. Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. Сколько пирожных досталось сёстрам? Да. Ни одного. Два.

Ю. Ермолаев «Два пирожных» (сводная таблица)

Линия сравнения

Старшая сестра

Чем занимались на момент просьбы матери?

Младшая сетра

Читала книгу о путешествиях по Африке.

Было ли желание мыть посуду?

нет

Как откликнулись на просьбу о помощи?

Лепила из пластилина булочки и крендельки.

нет

Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю.

Мыли ли посуду?

Нет.

Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду.

Сколько пирожных досталось сёстрам?

Да.

Ни одного.

Два.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!