Мастер-класс «Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»
1.Ориентировочно-мотивационный этап
-Уважаемые коллеги, приветствую вас. Благодарю за выбор именно моего занятия. Надеюсь, что наше занятие пройдёт продуктивно и будет полезным.
2.Актуализация знаний, определение темы мастер-класса.
-Своё занятие я хочу начать словами К. Д. Ушинского:
«Читать-это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое -вот в чём главное дело».
-Давайте определим тему нашего занятия.
Вывод: Тема: «Смысловое чтение».
В соответствии с ФГОС НОО в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования записано: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Хорошее чтение-залог успешного обучения.
3.Целеполагание.
-Какова же цель мастер-класса по смысловому чтению?
Цель: трансляция опыта использования приёмов смыслового чтения на уроках в начальных классах.
Задачи:
-определить, что такое смысловое чтение;
-рассмотреть приёмы смыслового чтения.
4.Информационно-деятельностный этап
Итак, что же такое смысловое чтение?
Смысловое чтение-чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения - максимально полно и точно понять содержание текста, увидеть все детали и практически осмыслить содержащуюся информацию.
Овладение смысловым чтением развивает устную, а затем и письменную речь.
Так как чтение метапредметный навык, поэтому составляющие его части входят в структуру всех УУД:
Личностные УУД- мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе;
Познавательные УУД - принятие учебной задачи, регуляция деятельности;
Регулятивные УУД- логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, оперативная память, концентрация внимания, объём словаря;
Коммуникативные УУД- сотрудничество с учителем и сверстниками, умение адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Смысловое чтение формирует вдумчивого читателя, умеющего анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать. Регулярное вдумчивое чтение способствует повышению грамотности.
Н. Н . Сметанникова выделяет 3 этапа работы с текстом:
1этап – перед чтением текста (подготовка к восприятию текста, мотивация)
2 этап - чтение текста (восприятие текста)
3 этап - после чтения (осмысление текста)
Сравнение традиционного и продуктивного чтения
Этап работы с текстом | Традиционное чтение | Продуктивное чтение |
1 этап | Учитель готовит к восприятию текста. | Ученики прогнозируют содержание текста(по фамилии автора, по иллюстрации, по названию) |
2 этап | Текст читает учитель или хорошо читающие ученики. | В ходе чтения идёт диалог с автором. |
3 этап | Ученики отвечают на вопросы учителя, беседа по тексту. | Беседа и уточнение позиции автора. |
Приёмы работы с текстом
1 этап Перед чтением текста
Словарь (глоссарий), ориентиры предвосхищения, рассечение вопроса (анализ названия), мозговой штурм (ассоциации).
Словарь(глоссарий)-актуализация словаря, связанного с темой текста.
Реализация: учитель предлагает детям список слов и просит отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста дети возвращаются к списку слов, уточняют значение слов, используемых в тексте.
Рассечение вопроса- предположение о содержании текста по его названию.
Реализация: учитель предлагает детям по названию определить тему текста. Если возможно, разделить название текста на смысловые группы.
Ассоцации-предположение о содержании текста, исходя из предыдущего опыта и знаний.
Учитель спрашивает у учеников, какие ассоциации у них возникают по поводу текста, который предстоит прочитать. Ассоциации записываются на доске. Ассоциации могут быть связаны с фамилией автора, с иллюстрацией, с названием текста. Учитель добавляет свою информацию. После чтения ученики возвращаются к ассоциациям.
Ориентиры предвосхищения- актуализация знаний и опыта по теме текста.
Учитель предлагает детям суждения, ученики отмечают, согласны ли они с этими суждениями. После прочтения возвращаются к суждениям и проверяют, изменился ли их ответ или остался прежним.
До чтения | суждение | После чтения |
| | |
Знаю-хочу узнать-узнал –актуализация знаний по теме и установка на узнавание нового.
Учитель называет тему текста и просит учеников назвать то, что они знают по данной теме. Затем озвучивают, что бы хотели узнать. После чтения обсуждают, что узнали.
2 этап Чтение текста
Чтение вслух(попеременно)- проверка понимания читаемого текста.
Учитель читает часть текста, а ученики слушают и задают вопросы. Затем часть текста читает ученик, а все слушают и задают ему вопросы, проверяющие понимание читаемого текста. После этого следующий ученик читает часть текста и отвечает на вопросы слушателей.
Можно построить работу в парах. Один читает, второй -слушает и задаёт вопросы. Потом меняются ролями.
Чтение про себя с вопросами- вдумчивое чтение с задаванием всё более усложняющихся вопросов.
Подходит для чтения информационного текста. Прочитать абзац про себя и задать вопросы. Остальные отвечают на вопросы. Прочитать второй абзац про себя и работать в парах: один задаёт вопрос, другой отвечает. Читать третий абзац про себя и поменяться ролями.
Чтение с остановками- управление процессом осмысления текста.
Текст читается с остановками, во время которых задаются вопросы, направленные на проверку понимания прочитанного и на прогнозирование содержания ещё непрочитанного текста.
Чтение с пометками-проверка понимания читаемого, критический анализ прочитанного.
Ученики читают и делают пометки:
+-я согласен с этим;
- -не согласен;
?-надо обсудить;
V-это новое для меня.
Заполняют таблицу
Согласен + | Не согласен - | Надо обсудить? |
| | |
Затем обсуждают, с чем согласны, что вызывает сомнения, а с чем совсем не согласны.
3 этап Работа с текстом после чтения
Список тем текста- называние наиболее важных частей текста.
Учащимся предлагается тема текста. Нужно добавить свою тему к этому же тексту. Затем выбрать из списка тему и раскрыть её, опираясь на текст.
Цитаты- привлечение внимания к языковым особенностям текста, характеризующим его героев.
Ученикам представляется таблица, в одном столбце которой представлены цитаты из текста, а во второй – герои текста. Нужно соотнести цитаты и героев.
Отзыв-отклик на прочитанное, выражение своего отношения.
1.Автор.
2.Название произведения.
3.Тема книги.
4.Главные герои. Кто из них понравился? Чем?
5. Какой эпизод запомнился и почему?
6.Над чем заставила задуматься эта книга?
Синквейн- обобщение прочитанного, отношение к тексту.
1.Существительное (тема).
2.Два прилагательных (описание).
3.Три глагола (действие).
4.фраза из 4-х слов (выражает отношение автора к данной теме).
5.Существительное (синоним к первому, перефразировка темы).
Сводная таблица- сравнение героев текста.
Линия сравнения | Герой №1 | Герой №2 |
| | |
| | |
Таблица аргументов-обоснование ответа
Аргумент | Почему «да»? | Почему «нет»? |
| | |
Тонкие и толстые вопросы- постановка разных по характеру вопросов, уточняющих осмысление текста читающим.
Тонкие вопросы требуют ответа репродуктивного характера. Ответ содержится в тексте.
Толстые вопросы требуют размышления, умения анализировать.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто…? Что…? Сколько…? Где…? Когда…? Мог ли…? | Объясните, почему…? Почему вы думаете, что…? Что было бы, если…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Ромашка «Блума»-составление разных по характеру вопросов к тексту.
1.Простые (воспроизведение прочитанного). Проверяют знание текста. Ответ содержится в тексте.
2.Уточняющие (то есть ты говоришь, что…,правда ли что..?).Вопросы проверяют подлинность текстовой информации и представляют собеседнику обратную связь относительно сказанного. обратную
3.Объясняющие (почему) Вопросы устанавливают причинно-следственные связи.
4.Творческие (если бы..?) Вопросы содержат элемент прогноза-предположения.
5.Оценочные (чем отличается..?) Вопросы направлены на выявление критериев оценки событий, явлений, фактов ,персонажей.
6.Практические (как бы ты поступил? Где в жизни ты встречался?). Вопросы нацелены на применение, связь с жизнью.
Где ответ?- обучение пониманию текста.
Ученикам предлагается вопрос по тексту, а они должны определить, где находится ответ.
Где находится ответ? | Кто даёт ответ? | Что надо сделать, чтобы ответить? |
1.В тексте, в одном предложении. | Автор | Найти это предложение и прочитать его. |
2.В тексте, в нескольких его частях. | Автор | Сформулировать ответ, соединяя части текста. |
3.В голове читателя | Автор и я | Соединить то, о чём автор говорит между строк или в косвенной форме и свою интерпретацию. |
4. В голове читателя | Только я | Искать ответ в своей голове. |
Пирамида-отзыв-отклик на прочитанное. В каждой строке на 1 слово больше.
1слово - о чём произведение
2 слова - его особенности, отличия
3слова-место и время действия
4 слова-главные события в книге
5 слов - главные герои, какие они
6 слов - что вы чувствовали ,когда читали начало, середину, конец рассказа
7 слов - о чём эта книга (дополни первую строку семью словами)
8 слов -ваша реклама, рекомендация книги
5. Практическая часть
Покажу фрагменты урока литературного чтения во 2 классе «Ю. Ермолаев Два пирожных».
Приёмы работы перед чтением текста (ассоциации и рассечение вопроса)
-Прочитайте название текста. (Два пирожных)
-Кто любит пирожные?
- Как объяснить, что такое пирожное? (кондитерское изделие, выпечка)
- За что мы их любим? (вкусные)
-Когда обычно их едят? (на праздник к чаю, по каким-либо торжественным случаям, чтобы поднять настроение и т.д.)
-В названии текста есть ещё слово «два». Как вы думаете, что это может означать? (Возможно будет два персонажа, которые будут есть пирожные.)
-А хочется ли вам прочитать рассказ и узнать, кто ел пирожные и по какому случаю? (Хочется.)
Приёмы работы при чтении текста (чтение с остановками)
СТОП
-У вас бывают случаи, когда мама просит помыть посуду? Всегда ли вам хочется?
СТОП
-Что такое Африка? Как вы думаете, интересно о ней читать?
СТОП
-Как вы думаете, хотелось ли Оле отрываться от лепки?
СТОП
-Что такое тропические лианы?
Приёмы работы после чтения текста (сводная таблица)
Линия сравнения | Наташа | Оля |
Чем занимались на момент просьбы матери? | Читала книгу о путешествиях по Африке. | Лепила из пластилина булочки и крендельки. |
Было ли желание мыть посуду? | Нет. | Нет. |
Как откликнулись на просьбу матери? | Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю. | Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. |
Мыли ли посуду? | Нет. | Да. |
Сколько пирожных досталось сёстрам? | Ни одного. | Два. |
Список тем
Лень и трудолюбие.
Отношение к матери.
Обман, хитрость.
Справедливость и обида.
Делу время, потехе-час.
Помощь и благодарность.
Урок на будущее.
Тонкие и толстые вопросы
Тонкие
-Как звали сестёр?
- Почему Наташа не пошла мыть посуду?
-Кто помогал маме мыть посуду?
-Кому достались пирожные?
Толстые
-Объясните, почему мама решила отдать Оле два пирожных?
-Согласны ли вы, что Оля поступила как эгоистка?
-Предположите, что было бы, если бы обе сестры поступили, как Наташа?
А теперь я предлагаю участникам занятия показать фрагмент урока с использованием приёмов смыслового чтения.
Перед чтением текста - Н. Носов «Затейники».
После чтения текста-Н. Носов «На горке»
5.Рефлексия
И в завершении нашего занятия я предлагаю коллективно составить пирамиду-отзыв о проведённом мастер –классе.
1слово - о чём мастер-класс
2 слова - его особенности, отличия
3слова-место и время действия
4 слова-главные события мастер-класса
5 слов - главные герои, какие они
6 слов - что вы чувствовали ,когда в начале начало, середине, конце занятия
7 слов - о чём мастер-класс (дополни первую строку семью словами)
8 слов -ваша реклама, рекомендация мастер-класса
Итак, мы ещё раз убедились в важности формирования навыка чтения. Смысловое чтение формирует все виды универсальных учебных действий. Вдумчивое чтение развивает учащихся: развиваются устная и письменная речь, мышление, память ,внимание, воображение.
Спасибо за работу!