СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему "Смысловое чтение" раскрывает понятие смыслового чтения,знакомит с приёмами смыслового чтения.Практическая часть пказвает образец применения приёмов на конкретных художественных  произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»

Мастер-класс «Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»

1.Ориентировочно-мотивационный этап

-Уважаемые коллеги, приветствую вас. Благодарю за выбор именно моего занятия. Надеюсь, что наше занятие пройдёт продуктивно и будет полезным.

2.Актуализация знаний, определение темы мастер-класса.

-Своё занятие я хочу начать словами К. Д. Ушинского:

«Читать-это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое -вот в чём главное дело».

-Давайте определим тему нашего занятия.

Вывод: Тема: «Смысловое чтение».

В соответствии с ФГОС НОО в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования записано: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Хорошее чтение-залог успешного обучения.

3.Целеполагание.

-Какова же цель мастер-класса по смысловому чтению?

Цель: трансляция опыта использования приёмов смыслового чтения на уроках в начальных классах.

Задачи:

-определить, что такое смысловое чтение;

-рассмотреть приёмы смыслового чтения.

4.Информационно-деятельностный этап

Итак, что же такое смысловое чтение?

Смысловое чтение-чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально полно и точно понять содержание текста, увидеть все детали и практически осмыслить содержащуюся информацию.

Овладение смысловым чтением развивает устную, а затем и письменную речь.

Так как чтение метапредметный навык, поэтому составляющие его части входят в структуру всех УУД:

Личностные УУД- мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе;

Познавательные УУД - принятие учебной задачи, регуляция деятельности;

Регулятивные УУД- логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, оперативная память, концентрация внимания, объём словаря;

Коммуникативные УУД- сотрудничество с учителем и сверстниками, умение адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Смысловое чтение формирует вдумчивого читателя, умеющего анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать. Регулярное вдумчивое чтение способствует повышению грамотности.

Н. Н . Сметанникова выделяет 3 этапа работы с текстом:

1этап – перед чтением текста (подготовка к восприятию текста, мотивация)

2 этап - чтение текста (восприятие текста)

3 этап - после чтения (осмысление текста)

Сравнение традиционного и продуктивного чтения

Этап работы с текстом

Традиционное чтение

Продуктивное чтение

1 этап

Учитель готовит к восприятию текста.

Ученики прогнозируют содержание текста(по фамилии автора, по иллюстрации, по названию)

2 этап

Текст читает учитель или хорошо читающие ученики.

В ходе чтения идёт диалог с автором.

3 этап

Ученики отвечают на вопросы учителя, беседа по тексту.

Беседа и уточнение позиции автора.


Приёмы работы с текстом

1 этап Перед чтением текста

Словарь (глоссарий), ориентиры предвосхищения, рассечение вопроса (анализ названия), мозговой штурм (ассоциации).

Словарь(глоссарий)-актуализация словаря, связанного с темой текста.

Реализация: учитель предлагает детям список слов и просит отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста дети возвращаются к списку слов, уточняют значение слов, используемых в тексте.

Рассечение вопроса- предположение о содержании текста по его названию.

Реализация: учитель предлагает детям по названию определить тему текста. Если возможно, разделить название текста на смысловые группы.

Ассоцации-предположение о содержании текста, исходя из предыдущего опыта и знаний.

Учитель спрашивает у учеников, какие ассоциации у них возникают по поводу текста, который предстоит прочитать. Ассоциации записываются на доске. Ассоциации могут быть связаны с фамилией автора, с иллюстрацией, с названием текста. Учитель добавляет свою информацию. После чтения ученики возвращаются к ассоциациям.

Ориентиры предвосхищения- актуализация знаний и опыта по теме текста.

Учитель предлагает детям суждения, ученики отмечают, согласны ли они с этими суждениями. После прочтения возвращаются к суждениям и проверяют, изменился ли их ответ или остался прежним.

До чтения

суждение

После чтения





Знаю-хочу узнать-узнал –актуализация знаний по теме и установка на узнавание нового.

Учитель называет тему текста и просит учеников назвать то, что они знают по данной теме. Затем озвучивают, что бы хотели узнать. После чтения обсуждают, что узнали.

Знаю

Хочу узнать

Узнал





2 этап Чтение текста

Чтение вслух(попеременно)- проверка понимания читаемого текста.

Учитель читает часть текста, а ученики слушают и задают вопросы. Затем часть текста читает ученик, а все слушают и задают ему вопросы, проверяющие понимание читаемого текста. После этого следующий ученик читает часть текста и отвечает на вопросы слушателей.

Можно построить работу в парах. Один читает, второй -слушает и задаёт вопросы. Потом меняются ролями.

Чтение про себя с вопросами- вдумчивое чтение с задаванием всё более усложняющихся вопросов.

Подходит для чтения информационного текста. Прочитать абзац про себя и задать вопросы. Остальные отвечают на вопросы. Прочитать второй абзац про себя и работать в парах: один задаёт вопрос, другой отвечает. Читать третий абзац про себя и поменяться ролями.

Чтение с остановками- управление процессом осмысления текста.

Текст читается с остановками, во время которых задаются вопросы, направленные на проверку понимания прочитанного и на прогнозирование содержания ещё непрочитанного текста.

Чтение с пометками-проверка понимания читаемого, критический анализ прочитанного.

Ученики читают и делают пометки:

+-я согласен с этим;

- -не согласен;

?-надо обсудить;

V-это новое для меня.

Заполняют таблицу

Согласен +

Не согласен -

Надо обсудить?




Затем обсуждают, с чем согласны, что вызывает сомнения, а с чем совсем не согласны.

3 этап Работа с текстом после чтения

Список тем текста- называние наиболее важных частей текста.

Учащимся предлагается тема текста. Нужно добавить свою тему к этому же тексту. Затем выбрать из списка тему и раскрыть её, опираясь на текст.

Цитаты- привлечение внимания к языковым особенностям текста, характеризующим его героев.

Ученикам представляется таблица, в одном столбце которой представлены цитаты из текста, а во второй – герои текста. Нужно соотнести цитаты и героев.

Отзыв-отклик на прочитанное, выражение своего отношения.

1.Автор.

2.Название произведения.

3.Тема книги.

4.Главные герои. Кто из них понравился? Чем?

5. Какой эпизод запомнился и почему?

6.Над чем заставила задуматься эта книга?

Синквейн- обобщение прочитанного, отношение к тексту.

1.Существительное (тема).

2.Два прилагательных (описание).

3.Три глагола (действие).

4.фраза из 4-х слов (выражает отношение автора к данной теме).

5.Существительное (синоним к первому, перефразировка темы).

Сводная таблица- сравнение героев текста.

Линия сравнения

Герой №1

Герой №2








Таблица аргументов-обоснование ответа

Аргумент

Почему «да»?

Почему «нет»?





Тонкие и толстые вопросы- постановка разных по характеру вопросов, уточняющих осмысление текста читающим.

Тонкие вопросы требуют ответа репродуктивного характера. Ответ содержится в тексте.

Толстые вопросы требуют размышления, умения анализировать.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Сколько…?

Где…?

Когда…?

Мог ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете, что…?

Что было бы, если…?

В чём различие…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?


Ромашка «Блума»-составление разных по характеру вопросов к тексту.

1.Простые (воспроизведение прочитанного). Проверяют знание текста. Ответ содержится в тексте.

2.Уточняющие (то есть ты говоришь, что…,правда ли что..?).Вопросы проверяют подлинность текстовой информации и представляют собеседнику обратную связь относительно сказанного. обратную

3.Объясняющие (почему) Вопросы устанавливают причинно-следственные связи.

4.Творческие (если бы..?) Вопросы содержат элемент прогноза-предположения.

5.Оценочные (чем отличается..?) Вопросы направлены на выявление критериев оценки событий, явлений, фактов ,персонажей.

6.Практические (как бы ты поступил? Где в жизни ты встречался?). Вопросы нацелены на применение, связь с жизнью.

Где ответ?- обучение пониманию текста.

Ученикам предлагается вопрос по тексту, а они должны определить, где находится ответ.

Где находится ответ?

Кто даёт ответ?

Что надо сделать, чтобы ответить?

1.В тексте, в одном предложении.


Автор

Найти это предложение и прочитать его.

2.В тексте, в нескольких его частях.


Автор

Сформулировать ответ, соединяя части текста.

3.В голове читателя

Автор и я

Соединить то, о чём автор говорит между строк или в косвенной форме и свою интерпретацию.

4. В голове читателя

Только я

Искать ответ в своей голове.

Пирамида-отзыв-отклик на прочитанное. В каждой строке на 1 слово больше.

1слово - о чём произведение

2 слова - его особенности, отличия

3слова-место и время действия

4 слова-главные события в книге

5 слов - главные герои, какие они

6 слов - что вы чувствовали ,когда читали начало, середину, конец рассказа

7 слов - о чём эта книга (дополни первую строку семью словами)

8 слов -ваша реклама, рекомендация книги


5. Практическая часть

Покажу фрагменты урока литературного чтения во 2 классе «Ю. Ермолаев Два пирожных».

Приёмы работы перед чтением текста (ассоциации и рассечение вопроса)

-Прочитайте название текста. (Два пирожных)

-Кто любит пирожные?

- Как объяснить, что такое пирожное? (кондитерское изделие, выпечка)

- За что мы их любим? (вкусные)

-Когда обычно их едят? (на праздник к чаю, по каким-либо торжественным случаям, чтобы поднять настроение и т.д.)

-В названии текста есть ещё слово «два». Как вы думаете, что это может означать? (Возможно будет два персонажа, которые будут есть пирожные.)

-А хочется ли вам прочитать рассказ и узнать, кто ел пирожные и по какому случаю? (Хочется.)

Приёмы работы при чтении текста (чтение с остановками)

СТОП

-У вас бывают случаи, когда мама просит помыть посуду? Всегда ли вам хочется?

СТОП

-Что такое Африка? Как вы думаете, интересно о ней читать?

СТОП

-Как вы думаете, хотелось ли Оле отрываться от лепки?

СТОП

-Что такое тропические лианы?

Приёмы работы после чтения текста (сводная таблица)

Линия сравнения

Наташа

Оля

Чем занимались на момент просьбы матери?

Читала книгу о путешествиях по Африке.

Лепила из пластилина булочки и крендельки.

Было ли желание мыть посуду?

Нет.

Нет.

Как откликнулись на просьбу матери?

Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю.

Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду.

Мыли ли посуду?

Нет.

Да.

Сколько пирожных досталось сёстрам?

Ни одного.

Два.

Список тем

Лень и трудолюбие.

Отношение к матери.

Обман, хитрость.

Справедливость и обида.

Делу время, потехе-час.

Помощь и благодарность.

Урок на будущее.

Тонкие и толстые вопросы

Тонкие

-Как звали сестёр?

- Почему Наташа не пошла мыть посуду?

-Кто помогал маме мыть посуду?

-Кому достались пирожные?

Толстые

-Объясните, почему мама решила отдать Оле два пирожных?

-Согласны ли вы, что Оля поступила как эгоистка?

-Предположите, что было бы, если бы обе сестры поступили, как Наташа?

А теперь я предлагаю участникам занятия показать фрагмент урока с использованием приёмов смыслового чтения.

Перед чтением текста - Н. Носов «Затейники».

После чтения текста-Н. Носов «На горке»

5.Рефлексия

И в завершении нашего занятия я предлагаю коллективно составить пирамиду-отзыв о проведённом мастер –классе.

1слово - о чём мастер-класс

2 слова - его особенности, отличия

3слова-место и время действия

4 слова-главные события мастер-класса

5 слов - главные герои, какие они

6 слов - что вы чувствовали ,когда в начале начало, середине, конце занятия

7 слов - о чём мастер-класс (дополни первую строку семью словами)

8 слов -ваша реклама, рекомендация мастер-класса


Итак, мы ещё раз убедились в важности формирования навыка чтения. Смысловое чтение формирует все виды универсальных учебных действий. Вдумчивое чтение развивает учащихся: развиваются устная и письменная речь, мышление, память ,внимание, воображение.

Спасибо за работу!