«Смысловое чтение как универсальное учебное действие».
Цель: ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом.
Задачи: расширить знания участников мастер-класса о некоторых приемах обучения смысловому чтению; содействовать непрерывному профессиональному самообразованию педагогов; создать условия для активного педагогического взаимодействия
Содержание
I.Ориентировочно-мотивационный этап
Ведущий рассказывает притчу:
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
- Как вы думаете, почему я работу начала с этой притчи. Одна и та же ситуация может для каждого обернуться разной стороной, смотря как мы сами подойдем к ней.
(Это своеобразная мотивация для продуктивной работы)
2.Актуализация субъектного опыта
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Поэтому формирование действия смыслового чтения является одной из важнейших педагогических проблем. Сегодняшнее моё выступление звучит так: смысловое чтение как универсальное учебное действие.
Смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Оно предполагает понимание текста и умение его интерпретировать и использовать для решения конкретных учебных задач. Это метапредметное универсальное действие.
Смысловое чтение включает в себя такие важные универсальные действия, как: ( по Хомяковой Ирине Семеновне, канд. пед. Наук, доцент, старший научный сотрудник центра начального общего образования ФГБ НИИСРО РАО))
1.Восприятие текста.
2.Интерпретация текста
3.Нахождение в тексте информации для решения задач
4.Восстановление деформированного текста
5.Воспроизведение текста.
Каждое универсальное действие, в свою очередь, предполагает более мелкие операции.
Восприятие текста предполагает следующие операции или шаги:
-принимаю установку на слушание или чтение текста
-удерживаю установку ( учебную задачу) до конца слушания или чтения текста
-проявляю эмоциональную реакцию, адекватную содержанию восприятия
В основе установки – мотив. Учитель должен подготовить, вызвать желание читать.
Нахождение в тексте информации для решения проблемных задач
-определяю назначение текста
-характеризую особенности данного текста как типа
-определяю и формулирую тему
-отвечаю на вопросы по содержанию
-сравниваю разные тексты в соответствии с учебной задачей
Интерпретация текста
-предполагаю содержание по заголовку, теме, иллюстрации, чертежам, схемам, таблице
-определяю последовательность событий
-анализирую текст и определяю главную мысль, проблему текста
-описываю (характеризую) объект на основе материала текста
-высказываю свое отношение к прочитанному
-доказываю свое мнение
Восстановление деформированного текста
-провожу анализ текста
-восстанавливаю нарушенную логику изложения
-исправляю ошибки
Воспроизведение текста
-выделяю в тексте основные смысловые части
-определяю микротемы
-составляю план
-пересказываю текст в соответствии с учебной задачей ( подробно, сжато, выборочно)
3. Практическая часть
Сейчас мы рассмотрим, какие виды работ предполагает каждое из вышеперечисленных универсальных действий на примере рассказа «Васюткино озеро» и поработаем в качестве учеников
1. К восприятию текста необходимо подготовить. Поэтому сначала проводится предтекстовая работа. Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Стратегии предтекстовой работы
«Мозговой штурм»;
«Глоссарий»;
«Ориентиры предвосхищения»;
«Предваряющие вопросы»;
«Рассечение вопроса»;
«Алфавит за круглым столом»;
«Соревнуемся с писателем».
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
1.Глоссарий: жанр, тема, идея, композиция: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
1.Прогнозирование (дерево предположений): предположите по названию, о чем этот текст (интерпретация)
2. Ориентиры предвосхищения. Мы собираемся в тайгу.
-что кладем в рюкзак
-что мы должны знать
-что мы должны уметь
До чтения | | После чтения |
| 1. Что кладем в рюкзак | |
| 2.Что мы должны знать | |
| 3. Что мы должны уметь | |
| 4.Что нельзя делать в тайге | |
Установка: Читая текст, обрати внимание на героя, как он выглядит, как ведет себя в тайге, как меняется его настроение.
-Почему 13-летний мальчик удостоился такой чести?
-Какие чувства вы переживали при чтении текста?
2.Текстовый этап
На этом этапе происходит решение поставленных нами задач.
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);
«Чтение про себя с вопросами» («диалог с автором»);
«Чтение про себя с остановками»;
«Чтение с формулированием вопросов»;
«Чтение про себя с пометками».
«Толстые и тонкие вопросы»
2.Нахождение в тексте информации для решения учебных задач.
Толстые – тонкие вопросы, чтобы подвести к проблемному вопросу
Проблемный вопрос: как удалось 13-летнему мальчику выжить в тайге?
Беседа по содержанию:
-Как мальчик оказался в тайге?
-Почему он потерял дорогу?
-Какие умения пригодились мальчику в тайге?
-Найдите в рассказе эпизод, который можно назвать «Дедушкина школа».
Жанр и композиция
- Определите жанр произведения. Назовите особенности этого жанра.
-Определите и сформулируйте тему этого произведения.
- Какую часть рассказа отнесли бы к экспозиции, завязке, кульминации, развязке?
Система образов
-Найдите в тексте приемы создания образа главного героя ( портретные детали, речевая характеристика, поступки, действия героя, внутренний монолог, оценка героя другими персонажами…)
Повторная работа с таблицей, с заглавием
Текстовый и послетекстовый этап
3.Интерпретация текста
Интерпретация текста может быть на любом этапе работы с текстом, например предполагаю содержание по названию- это уже интерпретация.
-Определите последовательность событий.
-Охарактеризуйте героя произведения.
-Как автор, на ваш взгляд, относится к своему герою? Как это выражается? (заглавию, ключевые слова, портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации, прямое высказывание автора, значимые детали…)
-Выскажите свое мнение, что Васютка делал правильно, что неправильно? Почему? Аргументируйте.
-Определите основную мысль текста. Чему учит это произведение?
-Как вы думаете, какие чувства пережила за эти четыре дня мать? дедушка?
-Какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
- Что бы вы изменили в таблице после чтения? Повторная работа с таблицей, с заглавием
Творческие работы: синквейн, «Маршрут Васютки», «Законы тайги»...
4.Восстановление деформированного текста
Восстановите нарушенную последовательность и фактические ошибки в данном плане.
1. Скучное житье в бригаде рыболовов.
2.За орехами в тайгу.
3. Погоня за кедровкой.
4. Где же затеси?
5.Отчаяние охватило Васютку.
6. Васютка ранил глухаря и погнался за ним.
7.Первая ночь в тайге.
8.Васютка отправляется на север.
9.Ночевка на берегу озера.
10. Поиски Енисея.
11.Пассажирский пароход подобрал мальчика и передал дяде Коляде.
12.Васютка дома.
13.Васюткино озеро.
5.Воспроизведение текста.
-Выделите в тексте основные композиционные части
-Составьте план текста.
-Перескажите текст от лица героя
-Перескажите понравившийся эпизод
Завершая выступление, хочется сказать, что мы по-разному, с разных позиций можем работать с текстом. Разнообразные методические приемы, технологии – стратегии способствуют формированию универсальных учебных действий.