СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как универсальное учебное действие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как универсальное учебное действие»

«Смысловое чтение как универсальное учебное действие».

Цель: ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом.


Задачи: расширить знания участников мастер-класса о некоторых приемах обучения смысловому чтению; содействовать непрерывному профессиональному самообразованию педагогов; создать условия для активного педагогического взаимодействия


Содержание


I.Ориентировочно-мотивационный этап

Ведущий рассказывает притчу:


Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.


- Как вы думаете, почему я работу начала с этой притчи. Одна и та же ситуация может для каждого обернуться разной стороной, смотря как мы сами подойдем к ней.

(Это своеобразная мотивация для продуктивной работы)



2.Актуализация субъектного опыта

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Поэтому формирование действия смыслового чтения является одной из важнейших педагогических проблем. Сегодняшнее моё выступление звучит так: смысловое чтение как универсальное учебное действие.

Смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Оно предполагает понимание текста и умение его интерпретировать и использовать для решения конкретных учебных задач. Это метапредметное универсальное действие.

Смысловое чтение включает в себя такие важные универсальные действия, как: ( по Хомяковой Ирине Семеновне, канд. пед. Наук, доцент, старший научный сотрудник центра начального общего образования ФГБ НИИСРО РАО))

1.Восприятие текста.

2.Интерпретация текста

3.Нахождение в тексте информации для решения задач

4.Восстановление деформированного текста

5.Воспроизведение текста.

Каждое универсальное действие, в свою очередь, предполагает более мелкие операции.

Восприятие текста предполагает следующие операции или шаги:

-принимаю установку на слушание или чтение текста

-удерживаю установку ( учебную задачу) до конца слушания или чтения текста

-проявляю эмоциональную реакцию, адекватную содержанию восприятия

В основе установки – мотив. Учитель должен подготовить, вызвать желание читать.


Нахождение в тексте информации для решения проблемных задач

-определяю назначение текста

-характеризую особенности данного текста как типа

-определяю и формулирую тему

-отвечаю на вопросы по содержанию

-сравниваю разные тексты в соответствии с учебной задачей


Интерпретация текста

-предполагаю содержание по заголовку, теме, иллюстрации, чертежам, схемам, таблице

-определяю последовательность событий

-анализирую текст и определяю главную мысль, проблему текста

-описываю (характеризую) объект на основе материала текста

-высказываю свое отношение к прочитанному

-доказываю свое мнение


Восстановление деформированного текста

-провожу анализ текста

-восстанавливаю нарушенную логику изложения

-исправляю ошибки


Воспроизведение текста

-выделяю в тексте основные смысловые части

-определяю микротемы

-составляю план

-пересказываю текст в соответствии с учебной задачей ( подробно, сжато, выборочно)


3. Практическая часть

Сейчас мы рассмотрим, какие виды работ предполагает каждое из вышеперечисленных универсальных действий на примере рассказа «Васюткино озеро» и поработаем в качестве учеников


1. К восприятию текста необходимо подготовить. Поэтому сначала проводится предтекстовая работа. Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.


Стратегии предтекстовой работы

«Мозговой штурм»;

«Глоссарий»;

«Ориентиры предвосхищения»;

«Предваряющие вопросы»;

«Рассечение вопроса»;

«Алфавит за круглым столом»;

«Соревнуемся с писателем».


Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1.Глоссарий: жанр, тема, идея, композиция: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

1.Прогнозирование (дерево предположений): предположите по названию, о чем этот текст (интерпретация)

2. Ориентиры предвосхищения. Мы собираемся в тайгу.

-что кладем в рюкзак

-что мы должны знать

-что мы должны уметь

До чтения


После чтения


1. Что кладем в рюкзак



2.Что мы должны знать



3. Что мы должны уметь



4.Что нельзя делать в тайге


Установка: Читая текст, обрати внимание на героя, как он выглядит, как ведет себя в тайге, как меняется его настроение.

-Почему 13-летний мальчик удостоился такой чести?

-Какие чувства вы переживали при чтении текста?


2.Текстовый этап

На этом этапе происходит решение поставленных нами задач.

«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);

«Чтение про себя с вопросами» («диалог с автором»);

«Чтение про себя с остановками»;

«Чтение с формулированием вопросов»;

«Чтение про себя с пометками».

«Толстые и тонкие вопросы»


2.Нахождение в тексте информации для решения учебных задач.

Толстые – тонкие вопросы, чтобы подвести к проблемному вопросу

Проблемный вопрос: как удалось 13-летнему мальчику выжить в тайге?

Беседа по содержанию:

-Как мальчик оказался в тайге?

-Почему он потерял дорогу?

-Какие умения пригодились мальчику в тайге?

-Найдите в рассказе эпизод, который можно назвать «Дедушкина школа».

Жанр и композиция

- Определите жанр произведения. Назовите особенности этого жанра.

-Определите и сформулируйте тему этого произведения.

- Какую часть рассказа отнесли бы к экспозиции, завязке, кульминации, развязке?

Система образов

-Найдите в тексте приемы создания образа главного героя ( портретные детали, речевая характеристика, поступки, действия героя, внутренний монолог, оценка героя другими персонажами…)


Повторная работа с таблицей, с заглавием


Текстовый и послетекстовый этап

3.Интерпретация текста

Интерпретация текста может быть на любом этапе работы с текстом, например предполагаю содержание по названию- это уже интерпретация.

-Определите последовательность событий.

-Охарактеризуйте героя произведения.

-Как автор, на ваш взгляд, относится к своему герою? Как это выражается? (заглавию, ключевые слова, портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации, прямое высказывание автора, значимые детали…)

-Выскажите свое мнение, что Васютка делал правильно, что неправильно? Почему? Аргументируйте.

-Определите основную мысль текста. Чему учит это произведение?

-Как вы думаете, какие чувства пережила за эти четыре дня мать? дедушка?

-Какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?

- Что бы вы изменили в таблице после чтения? Повторная работа с таблицей, с заглавием

Творческие работы: синквейн, «Маршрут Васютки», «Законы тайги»...


4.Восстановление деформированного текста

Восстановите нарушенную последовательность и фактические ошибки в данном плане.

1. Скучное житье в бригаде рыболовов.

2.За орехами в тайгу.

3. Погоня за кедровкой.

4. Где же затеси?

5.Отчаяние охватило Васютку.

6. Васютка ранил глухаря и погнался за ним.

7.Первая ночь в тайге.

8.Васютка отправляется на север.

9.Ночевка на берегу озера.

10. Поиски Енисея.

11.Пассажирский пароход подобрал мальчика и передал дяде Коляде.

12.Васютка дома.

13.Васюткино озеро.


5.Воспроизведение текста.

-Выделите в тексте основные композиционные части

-Составьте план текста.

-Перескажите текст от лица героя

-Перескажите понравившийся эпизод


Завершая выступление, хочется сказать, что мы по-разному, с разных позиций можем работать с текстом. Разнообразные методические приемы, технологии – стратегии способствуют формированию универсальных учебных действий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!