СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьника. Рекомендации к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников»

Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников









Работая в школе в качестве учителя русского языка и литературы, я определила следующие проблемы:

  • дети, которые приходят в 5-й класс после начальной школы, имеют достаточно низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, не успевают познакомиться с нужным учебным и художественным материалом на уроке;

  • зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, выделить ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль;

  • затрудняются кратко пересказать содержание,

  • при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;

  • редко обращаются к текстам познавательного характера.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий. Для работы с текстом на каждом из этапов я выбираю определённые стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. И конечно же, на каждом уроке стараюсь научить овладеть этими стратегиями школьников должен.

В своей работе над текстом на уроках литературы я, как правило, использую три этапа работы с текстом. Несмотря на то, что этот подход достаточно традиционен, результаты не заставят себя ждать, если следовать требованиям.

  • 1 этап. Работа с текстом до чтения.

  • 2 этап. Работа с текстом во время чтения.

  • 3 этап. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, работа с названием, эпиграфами, сносками, использование личного опыта ученика, выстраивание ассоциативного ряда по названию)

Перед чтением произведения применяю приём антиципации или «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр,
структуру произведения). Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности
«осмысленной» работы читателя с произведением. Предтекстовые приемы нацелены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению.

Например, фрагмент урока по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)

Как вы думаете, кто является главным героем рассказа?

Где будет происходить действие?

Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ, можете ли предположить его содержание?

Очень интересный приём предтекстового восприятия - создание ассоциативного ряда. Когда ученики в группах или парах выстраивают смысловое поле слов, входящих в название рассказа (синонимы, антонимы, фразеологизмы)

Второй этап включает в себя:

  1. Первичное чтение текста.

  2. Перечитывание текста.

  3. Анализ текста

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Ещё одна интересная работа – поисковая деятельность: при чтении произведения обучающиеся выписывают непонятные слова, обсуждаем гипотезы в классе, а дома составляют комментарий и записывают его в тетрадь. (Короленко «В дурном обществе», Тургенев «Муму», Погорельский «Черная курица»).

Эффективным способом восприятия и понимания текста является «Чтение с остановками», что способствует, контролю над процессом осмысления текста во время его чтения. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета, кроме этого учитель задаёт вопросы, направленные на проверку понимания текста. Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, оценивание тех или иных поступков героев, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения. Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке, но работа с наиболее значимыми эпизодами способствует воспитанию думающего читателя.

Ещё один из приёмов работы с текстом – это выделение в тексте смысловых частей, умение озаглавить их, выделить самое существенное, в том числе найти для этого слова автора (цитатный план).

Одно из интересных направлений работы – это выборочный подбор текстового материала для характеристики героев, описания местности. Где происходит действие. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ребятам предлагается работа составить характеристику героя – Петруши Гринёва, сделав акцент на то, как изменялись его взгляды на жизнь в связи с произошедшими событиями и новыми знакомствами необходимо перечитать текст и выбрать наиболее яркие цитаты, характеризующие героя, сделать соответствующие записи в тетрадях. Или подобрать материал из текста произведения В.Астафьева «Васюткино озеро», которые подтверждают мысль о том, что события, произошедшие с Васюткой в тайге. Оказали влияние на формирование его характера. Также применяю использование различных сопоставительных цитатных таблиц, например, при изучении повести Короленко «В дурном обществе» предлагаю пятиклассникам создать цитатную таблицу-сопоставление «Соня и Маруся: сходство и различия»,

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» ребята создают цитатную таблицу, в которой сопоставляют цвет, звук, настроение на балу и после бала, обязательное условие – сделать выводы после сопоставления.

Часто на уроках литературе в основной школе я применяю такие приёмы, как работа с ключевыми словами и ведение диалога с читателем.

Работа с ключевыми совами проходит как во время изучения художественного произведения, так и во время знакомства с литературоведческой статьёй учебника. В ходе работы, отмечаю, что у современного школьника серьезно страдает понимание от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Большое внимание уделяю работе, в ходе которой обучающиеся учатся задавать вопросы к художественным текстам. Учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов. Таким образом, учитель сможет оценить уровень формирования навыка составления вопросов, позволяющих понять текст, главную мысль текста.

Работа с текстом после чтения. Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Широко использую творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Это и создание иллюстраций к отрывку из произведения, обложка книги либо подбор цитат к иллюстрациям художников (оформить обложку сборника стихов В. Маяковского), сочинения-размышления над поступками героев, характерами, названиями художественных произведений.

Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но определять главную информацию в тексте, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения. Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст.

Можно сделать вывод, что работа с текстом на любом уроке, занятии по внеурочной деятельности научит школьника максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, научными, публицистическими текстами. Это способствует формированию читательской грамотности обучающихся, так необходимой современному человеку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!