Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
Сегодня сложилась такая ситуация, что человек вряд ли сможет самостоятельно осваивать и накапливать информацию без специального его обучения определенным приемам работы с ней. Поэтому формирование действия смыслового чтения в общеобразовательных организациях становится одной из важнейших педагогических проблем.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС ОО), особо подчеркивается важность обучения школьников смысловому чтению. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный или надпредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Формирование универсального действия смыслового чтения у школьников 5 – 6 классов должно быть направлено на развитие приемов понимания информации, содержащейся в тексте, идеи фрагмента текста или произведения в целом, замысла автора, оснований поступков героев, причинно-следственных явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение школьника в эмоциональный настрой текста, а также в его эстетическую составляющую.
Главное что выдает человека при общении — это культура речи. Именно развитие речевой культуры школьников в последнее время становится всё более актуальным. Современные подростки увлечены просмотром сериалов, всевозможными компьютерными играми, редкий случай, когда увидишь школьника с книгой в руках. Сегодняшние дети мало читают, и от этого становится горько. Отсюда очень низкий уровень речевой культуры. Как же сформировать речевые навыки у учащихся?
С чем нам приходится работать каждодневно на уроках литературы? Конечно же, с текстом. Я считаю, что именно при работе с текстом у школьников и формируются речевые навыки. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивные решения, догадки, связанные с изучением русского языка и литературы, являются важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и построения предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составляемых текстов. О чем бы ни шла речь на уроке — мы, формируя соответствующие понятия, умения, непременно отталкиваемся от действительности, а сформировав их, снова обращаем учащихся к реалиям действительности, к практическому опыту.
Вместе с развитием речевых навыков при работе с текстом также происходит и развитие умственных способностей, нравственных основ, эстетических вкусов, взглядов, убеждений, мировоззрения.
В своей практике при работе с текстом я использую:
1. Чтение под карандаш. При таком виде чтения учащийся самостоятельно делает акценты на наиболее важных и значимых, по его мнению, деталях, а уже при анализе произведения, ученику будет проще ориентироваться в тексте. Виды заданий, которые могут быть предложены при таком чтении:
1) описание героя произведения, место действия и т. д. (Общие внешние факторы и детали);
2) эмоции, диалоги и монологи (Внутренний мир героя);
3) мир вокруг (Позиция автора. Что автор хочет донести до читателя? Почему именно это?).
2. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка. Ученики работают с примерами в тексте, выписывая их в тетрадь, возможно в формате таблицы, и раскрывают их роль в тексте. Этот вид работы может быть как самостоятельно, так и в парах или группе.
3. Работа с текстами критиков. Ребята учатся считаться с мнением не только учителя и своих одноклассников, но ещё и литературных деятелей, писателей - современников. Работа с текстами русских критиков позволяет аргументировано отстаивать свою по-зицию в отношении героя или произведения.
4. Краткий пересказ. При данном виде работы дети учатся отделять главное от второстепенного, выделять в тексте ключевые предложения.
5. Подробный пересказ. Здесь как раз таки мы говорим о языке автора. Виды заданий , которые могут быть предложены при работе над подробным пересказом:
1) пересказ близко к тексту (фрагмент текста, глава, акт, явление и т. д.) с использованием авторского стиля. Перед учащимися ставится задача изложить события языком, близ-
ким к авторскому, используя наиболее характерные слова, выражения, обороты речи персонажей. Ученики в своих ответах нередко используют слова и выражения из речи действующих лиц, но не как цитаты, а как элементы собственной речи. Однако для того чтобы учащиеся глубже проникли в законы языка, чтобы их речь стала красивой, выразительной и яркой, необходимо прибегнуть к ещё одному виду работы —пересказу от лица одного из героев произведения.
2) пересказ от лица одного из героев произведения. Рассказ о каком-либо событии или о другом герое от лица одного из героев. При данном виде работы учащиеся глубже погру-
жаются в атмосферу произведения, при этом ученики стараются осмысленно передать особенность языка и стиля писателя;
3) работа с цитатами. Хорошо этот вид работы давать в парах или группе. Я прошу учеников составить цитатный план. (Тему учитель всегда найдёт). Для ребят это интересно, у новичков это может вызвать некоторое замешательство, потому что не так это просто как может показаться. Во всяком случае, с пятиклассниками у меня были трудности, но мы их вместе преодолели, и сейчас дети с удовольствием соглашаются выполнять те задания, которые я им предлагаю.
6. Заучивание наизусть. Если это программный материал, который подлежит обязательному заучиванию, то здесь всё ясно, а если нет? Это может быть фрагмент текста, в котором будет речь идти о главном персонаже или, напротив, о какой-нибудь забытой книге, пылящейся на полке. При данном виде работы у ученика активизируются познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
7. Рисунки. Иллюстрации. При данном виде работ ребята также могут выражать своё видение героев, сюжета, изображая на бумаге всё то, чем бы им хотелось поделиться. Некоторые ребята выполняли даже пластилиновые иллюстрации. У учеников развивается воображение, а при работе пальцев рук развивается мелкая моторика, что также способствует развитию речи.
8. Самостоятельная работа в тетради. В процессе работы с текстом мы всегда ведём записи в тетради, такой вид работы приучает школьников к самостоятельности. Какие-то интересные выражения и обороты речи дети берут на заметку, к тому же в процессе письма у них работает механическая память. Эти записи могут служит хорошей опорой при написании сочинения.
Перечень действий смыслового чтения на уроках литературы
в 5 – 6 классах
Стратегии смыслового чтения | Характеристика действий |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | ● определять тему текста; ● озаглавливать текст; ● составлять план текста; ● вычитывать из текста информацию, данную в явном виде; ● вычитывать из текста информацию, данную в скрытом виде |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | ● находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос; ● определять авторскую позицию; ● определять главную мысль текста |
Работа с тестом: оценка информации | ● извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание |
Основные типы чтения текстов.
1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.
2. Поисковое / просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта.
3. Изучающее чтение, ориентированное на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.
4. Вдумчивое (рефлексивное, художественное) чтение, связанное с овладением совокупности умений – предвосхищать содержание текста по заголовку, понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения, анализировать изменения собственного эмоционального состояния при чтении.
С учетом сказанного, можно выразить модель формирования универсального действия смыслового чтения у учащихся 5 – 6 классов на уроках литературы. Главными ее элементами являются цели, содержание материала, формы, методы и приемы работы учителя и обучающихся, а также результаты предметной подготовки.
При работе с текстом мне хочется, чтобы каждый ребенок как можно глубже погрузился в произведение, его смысл, проникнулся словом автора. Для этого я использую разные подходы и виды заданий. Одному необходимо увидеть, другому —услышать, третьему —записать ,такова наша память. Вся работа направлена на то, чтобы речь учащихся стала красивой, выразительной и яркой. Все приёмы работы с текстом я использую, начиная с 5-го класса. Объём текстов и уровень заданий учитель будет подбирать под конкретную возрастную категорию или конкретного ученика (сильного, слабого и т. д.). Результат, который вы получите, будет радовать вас. В этом, на мой взгляд, и заключается основа смыслового чтения.