СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение: предтекстовые и текстовые стратегии при подготовке к итоговому сочинению в работе с учащимися «группы риска»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегии смыслового чтения при подготовке к сочинению 9.3. в 9 классе, к итоговому сочинению в 11 классе при работе с детьми "группы риска"

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение: предтекстовые и текстовые стратегии при подготовке к итоговому сочинению в работе с учащимися «группы риска»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа «Земля родная » Смысловое чтение: предтекстовые и текстовые стратегии при подготовке к итоговому сочинению в работе с учащимися  «группы риска» Ссылки на странице – переход к терминам. Возвращение к слайду – нажать на кнопку со стрелкой Подготовила: Боркивец Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы,  высшей квалификационной категории  Новый Уренгой 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа «Земля родная »

Смысловое чтение: предтекстовые и текстовые стратегии при подготовке к итоговому сочинению в работе с учащимися

«группы риска»

Ссылки на странице – переход к терминам. Возвращение к слайду – нажать на кнопку со стрелкой

Подготовила: Боркивец Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

Новый Уренгой

2022

Всякое истолкование основывается на понимании. Намеки нас подзывают. Намеки нас предостерегают. Намеки нас приближают к тому, от чего они неожиданно до нас доносятся.  Мартин Хайдеггер

Всякое истолкование основывается на понимании.

Намеки нас подзывают. Намеки нас предостерегают.

Намеки нас приближают к тому, от чего они неожиданно до нас доносятся.

Мартин Хайдеггер

 Стратегии работы с текстом Стратегии текстовые: Чтение с остановками Чтение в кружок Чтение с пометами Прочти вслух и выскажись Театр у микрофона Взаимовопросы и ответы Мозаика Экскурсия по книге  Стратегии предтекстовые: Антиципация Ориентиры предвосхищения Рассечение вопросов Алфавит Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения Мозговой штурм  После текстовые стратегии  Бортовой журнал, «Море вопросов» («дерево вопросов»)  Карта рассказа. Соотношение вопроса и ответа  Логические схемы: Чтение с пометами (инсерт)  «Дом с колоннами», Составление таблиц: концептуальных,  «Паучок», «Дерево», «Знаю, хочу узнать, узнал», «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» (несплошной текст в хронологической таблице),  Кластер, «Гроздь»,  Составление плана,   Синквейн, ЛСМ, Ментальные карты

Стратегии работы с текстом

Стратегии

текстовые:

Чтение с остановками

Чтение в кружок

Чтение с пометами

Прочти вслух и выскажись

Театр у микрофона

Взаимовопросы и ответы

Мозаика

Экскурсия по книге

Стратегии

предтекстовые:

Антиципация

Ориентиры

предвосхищения

Рассечение вопросов

Алфавит

Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения

Мозговой штурм

После текстовые стратегии

Бортовой журнал,

«Море вопросов» («дерево вопросов»)

Карта рассказа.

Соотношение вопроса и ответа

Логические схемы:

Чтение с пометами (инсерт)

«Дом с колоннами»,

Составление таблиц: концептуальных,

«Паучок», «Дерево»,

«Знаю, хочу узнать, узнал», «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» (несплошной текст в хронологической таблице),

Кластер, «Гроздь»,

Составление плана,

Синквейн, ЛСМ, Ментальные карты

 Темы итогового сочинения  2022-2023учебного года 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека. 3.Природа и культура в жизни человека. 2.1. семья, род; семейные ценности и традиции. 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 2.2. Человек и общество. 3.3. Искусство и человек . 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека . 1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека. 1.1.Внутренний мир человека и его личностные качества.  1.2.Отношение человека к другому человеку(окружению), 1.3. Познание человеком самого себя. нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.4. Свобода человека и её ограничения

Темы итогового сочинения 2022-2023учебного года

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

3.Природа и культура в жизни человека.

2.1. семья, род; семейные ценности и традиции.

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

2.2. Человек и общество.

3.3. Искусство и человек .

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека .

1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

1.1.Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2.Отношение человека к другому человеку(окружению),

1.3. Познание человеком самого себя.

нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.4. Свобода человека и её ограничения

 Предтекстовый этап: работа с заголовком   1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку(окружению ), нравственные идеалы и выбор  между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя . 1.4. Свобода человека и её ограничения .   Комментарий к разделам закрытого банка тем итогового сочинения Темы этого раздела :   связаны с вопросами , которые человек задаёт сам себе , в том числе и в ситуации нравственного выбора;  нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни , гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения , любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей или поступков литературных героев; стремящихся понять себя.

Предтекстовый этап: работа с заголовком

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку(окружению ),

нравственные идеалы и выбор

между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя .

1.4. Свобода человека и её ограничения .

Комментарий к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Темы этого раздела :

  • связаны с вопросами , которые человек задаёт сам себе , в том числе и в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни , гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения , любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей или поступков литературных героев; стремящихся понять себя.

 «Кто мыслит – тот мыслит концептами» ( Е.С.Кубрякова )  ка  От чего зависят?  Со знаком «-»: безнравственность, бездушие, зло, безжалостность бесчеловечие, жадность, жалость, жестокость, зависть, месть, свобода малодушие, обида, подлость, средства , предательство, эгоизм, ненависть, злоба  Со знаком «+»: Великодушие, героизм, доброта, взаимоуважение, доверие, дружба , добро жизнелюбие, заботливость, любознательность, милосердие, мечта, отвага, честь, ответственность, подвиг, сила воли, смелость, совесть, сострадание, цель, счастье, талант, упорство, честь, сила воли, самоанализ , целеустремлённость, Любовь, дружба , поддержка. Духовно –нравственные ориентиры в жизни человека Качества способность Воспитание эмоции чувства, свойства Разъединяет людей, делает человека(живое существо), недоверчивым, закрытым; развивает обиду на всех , озлобление; разрушает веру в себя и окружающих, приводят к гибели. Зачем нужны? Сближают людей; делают счастливее и добрее; помогают выжить, найти свой путь; развивают духовно и эмоционально; укрепляют веру в себя и окружающих.

«Кто мыслит – тот мыслит концептами» ( Е.С.Кубрякова )

ка

От чего зависят?

Со знаком «-»:

безнравственность, бездушие, зло, безжалостность бесчеловечие,

жадность, жалость, жестокость, зависть, месть, свобода

малодушие, обида, подлость, средства , предательство, эгоизм, ненависть, злоба

Со знаком «+»:

Великодушие, героизм, доброта, взаимоуважение,

доверие, дружба , добро жизнелюбие, заботливость,

любознательность, милосердие, мечта, отвага, честь, ответственность, подвиг, сила воли, смелость, совесть, сострадание, цель, счастье, талант, упорство, честь, сила воли, самоанализ ,

целеустремлённость, Любовь, дружба , поддержка.

Духовно –нравственные ориентиры в жизни человека

Качества способность

Воспитание

эмоции

чувства,

свойства

Разъединяет людей, делает человека(живое существо), недоверчивым, закрытым; развивает обиду на всех , озлобление; разрушает веру в себя и окружающих, приводят к гибели.

Зачем нужны?

Сближают людей; делают счастливее и добрее; помогают выжить, найти свой путь; развивают духовно и эмоционально; укрепляют веру в себя и окружающих.

Определения Синонимы  (эпитеты) Антонимы Пословицы, поговорки с данным словом СЛОВО (КОНЦЕПТ)  - ЛЗ + Метафоры, олицетворения Афоризмы с данным словом Фразеологизмы с данным словом Сравнения, Описательные обороты Многогранность слова(понятия)  Включение в процесс выработки смысла слова. Подход к слову как категории мышления и логики - концепту

Определения

Синонимы

(эпитеты)

Антонимы

Пословицы, поговорки с данным словом

СЛОВО (КОНЦЕПТ)

- ЛЗ +

Метафоры, олицетворения

Афоризмы с данным словом

Фразеологизмы с данным словом

Сравнения,

Описательные обороты

Многогранность слова(понятия)

Включение в процесс выработки смысла слова.

Подход к слову как категории мышления и логики - концепту

Кто может стать объектом бездушного отношения? Синонимы : безучастие, бесчувственность чёрствость, бессердечие Антонимы: чуткость, отзывчивость, сердечность, сочувствие, человеколюбие Зло: Каким бывает ? холодным, полным отвратительным, бездушие, жестокость - критерий безнравственности человека чудовищным, возмутительным, поразительным, невероятным, ледяным, обсолютным Люди, объекты  живой и неживой природы Что лежит в основе бездушия? эгоизм душевная чёрствость нравственная глухота отсутствие совести Гиперонимы – слова с более широким значением, выражающие общее родовое понятие Как проявляется ? В преступном безразличии к проблемам окружающих, к чужому горю, к чужой судьбе, к чужой жизни, к окружающему миру; в заинтересованности только в своём благополучии черта личности свойство человека качество личности состояние человека поведение Чем опасно бездушие? Разрушает отношения между людьми Превращает бездушного человека в нравственного калеку Может закончиться трагедией и тд

Кто может стать объектом бездушного отношения?

Синонимы : безучастие, бесчувственность чёрствость, бессердечие

Антонимы: чуткость, отзывчивость, сердечность, сочувствие, человеколюбие

Зло:

Каким бывает ?

холодным, полным отвратительным,

бездушие, жестокость - критерий безнравственности человека

чудовищным, возмутительным, поразительным, невероятным, ледяным, обсолютным

Люди, объекты

живой и неживой природы

Что лежит в основе бездушия?

  • эгоизм
  • душевная чёрствость
  • нравственная глухота
  • отсутствие совести

Гиперонимы – слова с более широким значением, выражающие общее родовое понятие

Как проявляется ?

В преступном безразличии к проблемам окружающих, к чужому горю, к чужой судьбе, к чужой жизни, к окружающему миру; в заинтересованности только в своём благополучии

  • черта личности
  • свойство человека
  • качество личности
  • состояние человека
  • поведение

Чем опасно бездушие?

  • Разрушает отношения между людьми
  • Превращает бездушного человека в нравственного калеку
  • Может закончиться трагедией и тд
Тит Мартышин «Кто лебедя убьёт…»

Тит Мартышин

«Кто лебедя убьёт…»

Тит Мартышин  «Кто лебедя убьёт…»   Кто убьёт Лебедя  … Очерк Недосказанность – предупреждение. Итог-возмездие(символ бумеранга) Ед.ч. в значении мн.ч. Убить лебедя = убить человека. Грех. « Чёрное дело» Факты Реальность актуальность Символ супружеской верности, духовности, нравственности; птица солнца, белая   Исключений нет. Кто = каждый= все Название очерка- микротекст, в нём - антитеза

Тит Мартышин «Кто лебедя убьёт…»

Кто

убьёт

Лебедя

Очерк

Недосказанность – предупреждение. Итог-возмездие(символ бумеранга)

Ед.ч. в значении мн.ч.

Убить лебедя = убить человека. Грех.

« Чёрное дело»

Факты

Реальность

актуальность

Символ супружеской верности, духовности,

нравственности; птица солнца, белая

Исключений нет.

Кто =

каждый= все

Название очерка- микротекст, в нём - антитеза

Тит Мартышин «Кто лебедя убьѐт...»

  • За день, проведѐнный в скрадке , Вадим не только не добыл хотя бы завалящего чирка, но вообще не увидел ни одной утки . Единственный день весенней охоты пропал . «Больше начальство меня не отпустит. А там (велика ли неделя?) и охота закроется, —с горечью думал он.— Ну надо же так опростоволоситься!» В начале июня солнце уже не закатывается за горизонт, так и катится над Полярным Уралом. Охотник взглянул на часы. Был час ночи . То ли тепло от закатного солнца, то ли бессонная ночь были тому причиной, но Вадим задремал. Задремал , наверное, на минуту . Потому и не понял даже — во сне или наяву со стороны солнца прямо на него стремительно несутся две крупные птицы . Механически, совершенно не задумываясь о последствиях , Вадим вскинул ружьѐ и выстрелил, почти не целясь. Лебеди вздрогнули от выстрела и, немного свернув в сторону от опасности, продолжили полет. Вадим опустил глаза , а когда поднял их снова, то... сердце у него остановилось. Один лебедь, тот, что был намного крупнее, вдруг как будто ударился в невидимую стену , часто-часто замахал крыльями , потом сложил их и рухнул в мелкий ивняк на противоположный берег протоки. — Нет! Нет! — в отчаянии закричал Вадим , словно хотел оправдать необдуманность своего поступка . «Ну зачем? Зачем я стрелял?! — корил он себя . — Так, по глупости... Разве этому учил меня отец , когда брал на охоту? Как он называл-то их ласково : лебѐдка, лебѐдушка. Даже в голодные годы войны никто в нашей деревне по лебедям не стрелял...». В душу его в этот момент заполз настоящий страх . Вадим вспомнил народное поверье: кто убьѐт лебедя , обязательно принесет несчастье себе или близким. Пристав к противоположному берегу, Вадим быстро отыскал жертву. Лебедь - кликун лежал, выгнув дугой красивую шею. Глаза'его были закрыты. Вадим долго не смел притронуться к мертвой птице, сердце сжималось от боли и гнетущего чувства. » «Надо хоть похоронить по-человечески », — подумал он и пошѐл к лодке, чтобы взять лопату. Торопясь, он вырыл неглубокую ямку , подстелил сухой весенней травы. Быстро зарыл лебедя, срубил и поставил на холмик жѐрдочку. Бегом бросился к лодке, дѐрнул мотор и, втянув голову в плечи, не поднимая глаз, уплыл от этого страшного места. ...Конечно , это случайное стечение обстоятельств, но через месяц у Вадима умер отец .

Кто?

Вадим- охотник. Знает с детства все правила и законы.

Что происходит?

Отец называл-то их ласково : лебѐдка, лебѐдушка.

До выстрела: «День -в скрадке…не добыл , не увидел утки. С горечью подумал…задремал, задремал на минутку…не понял… во сне или на яву… не задумываясь о последствиях выстрелил… сердце остановилось…

Где?

корил себя по глупости...»

Когда?

«…в голодные годы войны никто в нашей деревне по лебедям не стрелял...»

В начале июня солнце уже не закатывается за горизонт, так и катится над Полярным Уралом.

Почему?

Ну надо же так опростоволоситься! …Нет! Нет! — в отчаянии закричал Вадим…

Единственный весенний день

охоты. В начале июня солнце уже не закатывается …хотя час ночи (цвет: красный- чёрный- белый)

«Ну зачем? Зачем я стрелял?! … Разве этому учил меня отец , когда брал на охоту?

После выстрела: «в отчаянии закричал … В душу… заполз настоящий страх… Вадим долго не смел притронуться … сердце сжималось от боли и гнетущего чувства...» . « Надо похоронить по-человечески…» «Торопясь, вырыл неглубокую ямку, бегом бросился к лодке… втянув голову в плечи, не поднимая глаз, уплыл от этого страшного места».

«…народное поверье: кто убьѐт лебедя , обязательно принесет несчастье себе и близким…»

«...Конечно , это случайное стечение обстоятельств, но через месяц у Вадима умер отец ».

СИНКВЕЙН До прочтения  После прочтения Лебедь. Лебедь. Грациозная, царственная. Грациозная, незащищённая. Красуется, выделяется, любит. Привлекает, очаровывает, губит. Белая лебедь – символ верности. Лебедь не прощает забирает с собой. Грация. Жертва.

СИНКВЕЙН

До прочтения

После прочтения

Лебедь.

Лебедь.

Грациозная, царственная.

Грациозная, незащищённая.

Красуется, выделяется, любит.

Привлекает, очаровывает, губит.

Белая лебедь – символ верности.

Лебедь не прощает забирает с собой.

Грация.

Жертва.

Темы разделов, к которым возможно применить данное произведение в качестве аргумента 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: вопрос, который человек задаёт сам себе; рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности; размышления об антигуманном поступке, мотивах, его причинах, причинах внутреннего разлада и об угрызении совести; тема побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей ( поступка литературного героя), стремящегося понять себя. 3.Природа и культура в жизни человека:  природа и человек.

Темы

разделов, к которым возможно применить данное произведение в качестве аргумента

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:

  • вопрос, который человек задаёт сам себе;
  • рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности;
  • размышления об антигуманном поступке, мотивах, его причинах, причинах внутреннего разлада и об угрызении совести;
  • тема побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей ( поступка литературного героя), стремящегося понять себя.

3.Природа и культура в жизни человека:

  • природа и человек.

Темы сочинений, где уместно использовать в качестве аргумента очерк Тита Мартышина 522. Как вы понимаете слово «совесть»? (2015) 433. Какой поступок называют «бесчестным»?(2016) 332. Можно ли назвать совесть главным судьёй?(2022) 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? (2021) 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? (2021)  305. Можно ли заставить человека раскаяться? ( 2021)  307. Что такое преступление против самого себя? ( 2021)

Темы сочинений, где уместно использовать в качестве аргумента очерк Тита Мартышина

  • 522. Как вы понимаете слово «совесть»? (2015)
  • 433. Какой поступок называют «бесчестным»?(2016)
  • 332. Можно ли назвать совесть главным судьёй?(2022)
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? (2021)
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? (2021) 305. Можно ли заставить человека раскаяться? ( 2021) 307. Что такое преступление против самого себя? ( 2021)
А. ЖМУЙДЗИНАВИЧЮС «ВСЮ НОЧЬ НАПРОЛЕТ», 1906 В. М. КИРКЕВИЧ иллюстрация К РАССКАЗУ А. ГРИНА Найдите ОБЩЕЕ. Что объединяет эти картины?  Что такое лампа? Почему именно с зелёным абажуром? Какая символика скрыта в зелёном цвете? 4. Как называется произведение, в котором не последнюю роль играет лампа с зелёным абажуром? ( Рассказ А.Грина «Зелёная лампа»)

А. ЖМУЙДЗИНАВИЧЮС «ВСЮ НОЧЬ НАПРОЛЕТ», 1906

В. М. КИРКЕВИЧ иллюстрация К РАССКАЗУ А. ГРИНА

  • Найдите ОБЩЕЕ. Что объединяет эти картины?
  • Что такое лампа? Почему именно с зелёным абажуром?
  • Какая символика скрыта в зелёном цвете?

4. Как называется произведение, в котором не последнюю роль играет лампа с зелёным абажуром? ( Рассказ А.Грина «Зелёная лампа»)

В Лондоне в 1920 году, зимой , остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан.   Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения, плохо одетым человеком лет двадцати пяти , около которого начала собираться толпа.

 — Стильтон! — брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю , видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего. — Честное слово , не стоит так много заниматься этой падалью . Он пьян или умер.

 — Я голоден… и я жив, — пробормотал несчастный , приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то задумался. — Это был обморок.

Вот случай проделать шутку . У меня явился интересный замысел . Мне надоели обычные развлечения , а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

  Эти слова были сказаны тихо , так что лежавший, а теперь прислонившийся к ограде человек их не слышал.

  Реймер, которому было все равно , презрительно пожал плечами , простился со Стильтоном ….а Стильтон, при одобрении толпы и при помощи полисмена, усадил беспризорного человека в кэб. … Беднягу звали Джон Ив . Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего . Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали — кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.

  Стильтон в 40 лет изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище . Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов . То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой , так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии.

  — Я хочу сделать вам предложение… Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром . Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому , не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. …я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов. Моего имени я вам не скажу.

 — Если вы не шутите, — отвечал Ив, страшно изумленный предложением , — то я согласен забыть даже собственное имя. Но скажите, пожалуйста, — как долго будет длиться такое мое благоденствие?

 — Это неизвестно. Может быть, год, может быть, — всю жизнь.

 — Еще лучше. Но — смею спросить — для чего понадобилась вам эта зеленая иллюминация?

 — Тайна! — ответил Стильтон. — Великая тайна! Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.

 —

Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо; гоните монету и знайте, что завтра же по сообщенному мною адресу Джон Ив будет освещать окно лампой!

  Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались , вполне довольные друг другом.

  Прощаясь, Стильтон сказал:

 — Напишите до востребования так: «3-33-6». Еще имейте в виду, что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, — через год, — словом, совершенно неожиданно, внезапно вас посетят люди , которые сделают вас состоятельным человеком. Почему это и как — я объяснить не имею права. Но это случится…

 — Чёрт возьми! — пробормотал Ив, глядя вслед кэбу, увозившему Стильтона, и задумчиво вертя десятифунтовый билет. — Или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный . Наобещать такую кучу благодати, только за то, что я сожгу в день пол-литра керосина.

  Вечером следующего дня одно окно второго этажа мрачного дома № 52 по Ривер-стрит сияло мягким зелёным светом. Лампа была придвинута к самой раме. Двое прохожих некоторое время смотрели на зелёное окно с противоположного дому тротуара; потом Стильтон сказал:

 — Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… Но будет ждать, сам не зная чего . Да вот и он!

  Действительно, темная фигура, прислонясь лбом к стеклу, глядела в полутьму улицы, как бы спрашивая : « Кто там? Чего мне ждать? Кто придет?»

  Однако вы тоже дурак, милейший, — сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. — Что веселого в этой шутке?

 — Игрушка… игрушка из живого человека , — сказал Стильтон, — самое сладкое кушанье !

 

 

В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин , огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезенный старик , грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом. Он сломал ногу , оступившись на черной лестнице темного притонаСлучай оказался серьезный…

 — Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьезный, высокий человек с грустным взглядом . — Узнаете ли вы меня, мистер Стильтон? — Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зеленой лампы. Я узнал вас с первого взгляда.

 — Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — Что произошло? Возможно ли это?

 — Да. Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

  Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… Вот уже три года, как я стал нищим . А вы? Вы?

 — Я несколько лет зажигал лампу , — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки , а п отом уже с увлечением начал читать всё , что мне попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию , лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражен. Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма . Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

  К тому времени я уже два года жёг зеленую лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зеленое окно не то с досадой, не то с презрением. «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорен!» Это были вы. Вы прибавили: «Глупая шутка. Не стоило бросать денег».

  У меня было куплено достаточно книг , чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

 — А дальше? — тихо спросил Стильтон…. Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком…

 — Я давно не подходил к вашему окну, — произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон ,… горит зеленая лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. Простите меня.

  Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

 

 

 

Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы”  (работа в группах)

Динамика судьбы Джона Ива и Стильтона

Джон Ив

Стильтон

плохо одетый человек лет двадцати пяти

сирота, воспитанный в семье лесничего

владел состоянием в 20 миллионов фунтов

хорошо одетый человек среднего возраста

-Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный…( Это был обморок)

надоели обычные развлечения , а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки…самое сладкое кушанье.

Сирота, не получил образования, изголодался, истощал…

в 40 лет изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…

Страшно изумлённый предложением… Или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный… Наобещать такую кучу благодати

Дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго… Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

Очень гордился своей выдумкой… должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром…

доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом

Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку… учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что… я оказался способным человеком…

Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом

Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем.

вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

Я давно не подходил к вашему окну

Я дам вам работу в нашей амбулатории…

горит зеленая лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. Простите меня.

Концепты Зло Превосходство Презрение к людям Хозяин жизни Бесцельность Падение Издевательская щедрость Добро Жизненная стойкость Щедрость Хозяин судьбы Высшая цель Путь в будущее Возможности Мечта, вера, Надежда Любовь к людям

Концепты

  • Зло
  • Превосходство
  • Презрение к людям
  • Хозяин жизни
  • Бесцельность
  • Падение
  • Издевательская щедрость
  • Добро
  • Жизненная стойкость
  • Щедрость
  • Хозяин судьбы
  • Высшая цель
  • Путь в будущее
  • Возможности
  • Мечта, вера,
  • Надежда
  • Любовь к людям

Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты.   Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего) Какова идея?

( Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. )

Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл . “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Стильтон Миллионер издевательской щедрости Возрождение НАДЕЖДА Зелёная лампа Почему? Эмоциональная окраска(показатель чувства, характера ) Джон Ив сирота Судьба каждому воздаёт по заслугам! Жизнь не заканчивается даже после самой страшной трагедии… ТЛЕНИЕ. РАЗЛОЖЕНИЕ, БЕЗУМИЕ, ГИБЕЛЬ

Стильтон

Миллионер

издевательской щедрости

Возрождение

НАДЕЖДА

Зелёная лампа

Почему?

Эмоциональная окраска(показатель чувства, характера )

Джон Ив

сирота

Судьба каждому воздаёт по заслугам!

Жизнь не заканчивается даже после самой страшной трагедии…

ТЛЕНИЕ. РАЗЛОЖЕНИЕ, БЕЗУМИЕ, ГИБЕЛЬ

Синквейн после прочтения  Лампа. Зелёная, настоящая. Светит, греет, обнадёживает. Лампа, озаряющая темноту ночи! Маяк! до прочтения Лампа. Тёплая, уютная. Светит, привечает, помогает. Зелёная лампа дарует жизнь. Радость. Написать эссе на тему: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин)

Синквейн

после прочтения

Лампа.

Зелёная, настоящая.

Светит, греет, обнадёживает.

Лампа, озаряющая темноту ночи!

Маяк!

до прочтения

Лампа.

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.

Написать эссе на тему: “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин)

Выводы: Смысл жизни - самообразование и саморазвитие. Нужно использовать шансы, которые выпадают на вашу долю, но главное – работа над собой и упорство.  Деньги – средство для достижения цели. Деньги не главное, главное – характер. Судьба каждому воздаёт по заслугам. Жизнь не заканчивается даже после самой страшной трагедии.

Выводы:

  • Смысл жизни - самообразование и саморазвитие.
  • Нужно использовать шансы, которые выпадают на вашу долю, но главное – работа над собой и упорство.
  • Деньги – средство для достижения цели.
  • Деньги не главное, главное – характер. Судьба каждому воздаёт по заслугам.
  • Жизнь не заканчивается даже после самой страшной трагедии.

504. Кого можно назвать счастливым человеком?

Вступление+

тезис

Не всех можно назвать счастливыми людьми, у каждого человека своё понятие о счастье. Поэтому часто звучит вопрос: «Кого можно назвать счастливым человеком?» Я считаю, что счастливым человеком можно назвать того, кто смог найти своё предназначение. Наслаждение от исполненного долга, радость от работы, добрые дела, которые являются повседневной потребностью человека, желание приносить пользу другим людям- это слагаемые счастья человека.

Аргумент 1

+пример из литературы

В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература. Обратимся к произведению А.Грина «Зелёная лампа». Джон Ив по-настоящему удовлетворён своей жизнью, потому что нашёл своё любимое дело. Джон увлёкся медициной, упорно учился «несмотря ни на что». Стал известным доктором, посвятил свою жизнь любимому делу – помогать людям.

Аргумент 2

Джон Ив - счастливый человек! Благодаря упорству и трудолюбию стал образованным человеком, занимается любимым делом- лечит людей. Он нашёл своё мест в жизни и достиг душевной гармонии.

Вывод

+микровывод

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011. — С. 40. 2.Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com. 3.https://imfourok.net/priemi-razvitiya-smislovogo-chteniya-na-urokah-russkogo-yazika-v-sootvetstvii-s-trebovaniem-fgos-599566.html 4.http://maouschool48.ru/upload/iblock/5bc/5bcd3db0414ba0f114a5282835188eae.pdf 5. https:// www.culture.ru/books/157/zelenaya-lampa 6. http:// ext.spb.ru/index.php/component/content/article/100-russian/3858-2013-11-08-10-41-43.html

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011. — С. 40.

2.Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.

3.https://imfourok.net/priemi-razvitiya-smislovogo-chteniya-na-urokah-russkogo-yazika-v-sootvetstvii-s-trebovaniem-fgos-599566.html

4.http://maouschool48.ru/upload/iblock/5bc/5bcd3db0414ba0f114a5282835188eae.pdf

5. https:// www.culture.ru/books/157/zelenaya-lampa

6. http:// ext.spb.ru/index.php/component/content/article/100-russian/3858-2013-11-08-10-41-43.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!