Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся
Поведенческие риски, опасные для здоровья обучающихся - это поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности, нарушение закона, употребление наркотиков, курения, алкоголя, киберхулиганство, побеги из дома.
Факторы, приводящие детей к рискованному поведению:
1. низкое ожидание успеха в жизни, в связи с этим низкая самооценка;
2. отсутствие друзей с положительными установками;
3. давние психотравмы;
4. недоверительные и безразличные отношения со взрослыми;
5. незанятость полезными видами деятельности;
6. отсутствие семейных традиций;
7. злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков;
8. Стиль воспитания в семье;
9. Удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток) в связи с разным.
Основные формы деятельности, способствующие снижению поведенческих рисков,
опасных для здоровья обучающихся:
Диагностическая:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, текущая заболеваемость, в том числе скрытая (школьник не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей), режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
- изучение степени удовлетворенности обучающимися и родителями качеством проводимых здоровьесберегающих мероприятий.
Просветительская:
- организация деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организация деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическая:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности социально-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.
Спортивно-оздоровительная:
- организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной работы к формированию здорового образа жизни молодежи;
- создание условий, для занятий спортом
- широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Одной из причин поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся, могут
быть нарушения внутрисемейных отношений: родительская неприязнь друг к другу или к ребенку, необоснованные ограничениями и требования дисциплины, без чувства родительской любви. Поэтому внимание классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога направлено на установление доверительных контактов с подростком, с его родителями, на совместную работу по преодолению неблагополучия. Все семьи «группы риска» находятся на внутришкольном учёте и с ними ведется систематическая профилактическая работа.