СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Снова о ь. Правописание мягкого знака на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
««Снова о ь. Правописание мягкого знака на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих»»

План – конспект урока русского языка в 3 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

с позиции реализации деятельностного подхода



Преподаватель – Воронкова Наталья Николаевна

Предмет: русский язык

Тема урока: «Снова о ь. Правописание мягкого знака на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих».

Класс: 3. Система учебников «Гармония».

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г.Курска

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.

Система учебников «Гармония».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, знакомство со способом выбора буквы в опасных местах для обозначения формы имени существительного.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Методические задачи урока:

1.Формировать умение решать орфографические задачи, пользоваться памяткой, уточняющей порядок действий, необходимых для грамотного написания слов.

2.Развивать навык пользования словарем при написании слов, мышление, умение сравнивать, обобщать, проводить исследование языкового материала.

3. Создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

коммуникативных : вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение к чему-либо;

регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 


Оборудование: компьютер, презентация к уроку;  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Русский язык «К тайнам нашего языка»: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений, (в двух частях) Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г;

тетрадь–задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений, (в трёх частях) Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016г.





Технологическая карта урока 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу.


Приветствие.

- Подарили друг другу улыбку, тихо сели.

- Отгадайте загадку:

Среди поля голубого -

Яркий свет огня большого.

Не спеша огонь тут ходит.

Землю- матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну конечно, это …

(Солнце)

- С чем у вас ассоциируется солнце?

-Я желаю, чтобы в ваших знаниях был только солнечный свет, а в отношениях на уроке - тепло и доброта.


Запись числа и классной работы.

 

 


Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся досказывают слово

 


Ответы детей: свет, тепло, радость, доброта.

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи.

Закрепить полученные знания, подвести к проблемной ситуации.

Подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Минутка чистописания

- Сегодня на уроке повторим написание ь в соединении с другими буквами.

Ьь ья ьт ью чь ть шь

- Запишите слова второй строки:

пальто шьют рисуешь петь

-Что объединяет эти слова?

- Одинаковую ли работу выполняет ь в этих словах?

-Расскажите о работе ь в словах.

Работа в парах

- Прочитайте запись.

С, печь, хозяйка, пироги, поставила, в, капустой, печь.

- Могу ли я утверждать, что это предложение?

- Что это? Докажите.

- Работая в парах, постарайтесь из этих слов составить рифмованные строки.

- Возьмите карандаш и пронумеруйте слова для запоминания рифмы.

- Что интересного заметили в предложении?

- Обратите внимание на рифмующиеся слова.

- В каком слове работу ь мы с вами изучали?

- Что нового в работе ь заметили?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Тема урока: Снова о ь.

- Какую цель вы поставите на уроке?


Запись слов под диктовку.

Работа в парах (взаимопроверка).






















У учащихся получаются строки:

Хозяйка поставила в печь,

Пироги с капустой печь.








Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют тему урока.


 

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в парах.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение детей к самостоятельному выводу. Проверка понимания способа действия. 

- Открыть тайну в работе ь поможет задание в задачнике на стр.26 упр.503.

- Прочитайте слова каждого столбика.

- Что общего в словах?

- Чем отличаются слова одного столбика от другого?

- Какой вывод сделаете о написании ь в словах?

- Ознакомимся с выводом в учебнике на стр.73.

- Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имен существительных в начальной форме есть орфограмма.

- Достройте схему в задачнике упр.505.

- Проверьте схему с экраном.


  Сущ. род - ?  Ж. р.- ь.

  М.р.  --


Зрительная физкультминутка

«Волшебное превращение»

- Посмотрите внимательно в середину фигуры - у вас это красный слон.Попытайтесь сосредоточить внимание на цвете. Не отводя глаз, несколько раз вдохните и выдохните. Продолжайте пристально вглядываться в фигуру до тех пор, пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. Как только эта кромка стала светится ярче, переведите свой взгляд со слона на чистую белую страницу и пристально посмотрите на нее.

- Что вы увидели?

- Теперь закройте глаза плотно руками, чтобы не проникал свет, при этом локти опираются на стол. Глубоко подышать, и вы почувствуете, как ваши глаза расслабляются.


Пытаются решить поставленную проблему. Знакомство с важными сведениями с. 73 учебника.

Самостоятельно предлагают план действий.














Самопроверка  по образцу на доске.




Учащиеся отдыхают, выполняя гимнастику для глаз

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

4. Первичное закрепление нового материала. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Развитие умения применять полученные знания. Составление плана работы.


- О какой новой работе ь вы узнали?

- Проверим ваши знания.

- Упражнение 506. Прочитайте задание.

- Если задание вызовет затруднение, можете обратиться к памятке.

- Работаем самостоятельно, время работы определяют песочные часы(1-2мин)

- Проверим вашу работу.

- Прочитайте слова, которые написали с ь. Почему?

- Прочитайте слова без ь на конце слов. Почему?

- Предлагаю задать вопросы отвечающим.



Музыкальная физкультминутка










Записывают упражнение в тетрадь, выполняя все задания,

доказывают, делают выводы

Высказывают своё мнение.




Учащиеся задают разные вопросы по русскому языку.



Выполняют ритмичные упражнения по презентации

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

5. Включение в систему знаний и повторение.

Закрепление знаний.

- Продолжаем работу-

упр. 507.

- Обратите внимание на первые две картинки.

- Что интересного они открывают?

- Какие значения слова КЛЮЧ здесь нарисованы?

- Какие еще значения имеет это слово?

- Что может помочь узнать о значении слов?

- Сегодня таким ключом вы открывали еще одну тайну в работе ь.

- Назовите ее.

- Прочитайте слова в рамке.

- На сколько групп и по какому признаку разделили бы эти слова?

- Какое слово выделили бы в отдельную группу?

- Как понимаете подсказку в словах мышь, уж_.

-А теперь я предлагаю мальчикам выписать

им. сущ. м.р. , а девочкам-

им.сущ.ж.р.

- Обратите внимание, если у вас возникнут трудности в определении рода им сущ., обратитесь к словарю трудных слов на стр.126.

- Проверим ваши записи.

Приступают к выполнению.

Работают с информацией, извлекают нужное. Выполняют работу по выбору.

Проводят взаимопроверку выполненной работы .


Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


6.Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Побуждение к высказыванию своего мнения.



- Итак, мы сегодня снова говорили о ь.

- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале

урока?

- Достигли вы ее? Поделитесь своими мыслями.

- Что делали и с кем, чтобы достигнуть цели?

- За что каждый из вас может похвалить себя, своих товарищей?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степени их соответствия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке


Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.