СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собеседование на промежуточной аттестации по родной литературе (русской) в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собеседование на промежуточной аттестации по родной литературе (русской) в 8 классе»

Итоговое собеседование на промежуточной аттестации

по родной литературе (русской) в 8 классе


Контрольно – измерительные материалы по курсу родная литература (русская)

(образовательная программа основного общего образования)


Кодификатор элементов содержания и требований

к уровню подготовки обучающихся


1. Перечень элементов предметного содержания:

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1


1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.1.4


1.1.5


1.1.6

1.1.7


1.1.8


1.1.9


1.1.10

Раздел 1. Россия – родина моя.

Преданья старины глубокой

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.

С.Н. Марков. «Сусанин».

О.А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

П.Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской

По Золотому кольцу. Ф.К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…». М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».

И.И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В.А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы

Волга – русская река. «Уж ты, Волга – река, Волга – матушка!..» (русская народная песня).

Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

В.В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4


1.2.5

1.2.6

1.2.7

Раздел 2. Праздники русского мира

Троица.

И.А. Бунин. «Троица».

С.А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».

И.А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома

Родство душ.

Ф.А. Абрамов. «Валенки».

Т.В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

1.3


1.3.1

1.3.2


1.3.3

1.3.4


1.3.5

1.3.6


1.3.7

1.3.8

Раздел 3. Русский характер – русская душа.

Не до ордена – была бы Родина

Дети на войне.

Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души

Сеятель твой и хранитель. И.С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф.М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках

Пора взросления. Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И.Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».


2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся:

Код

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге.

2.2

Развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей.

2.3

Развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии.

2.4

Развитие умений давать смысловой и идейно – эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко – культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.


3. Перечень требований элементов метапредметного содержания:

Код

Описание элементов метапредметного содержания

3.1

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3.2

Познавательные УУД:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• навыки смыслового чтения.

3.3

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.


Спецификация


Назначение КИМ: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по родной литературе (русской) в 8 классе основного уровня обучения в целях итоговой аттестации выпускников.

Структура КИМ: собеседование.

Работа состоит из заданий с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.

Условия проведения: задания с развернутым ответом выражается учеником личное мнение в виде законченного высказывания и его аргументация.

Оценивание: каждый вопрос оценивается от 1 до 5 баллов. Минимальное количество отвеченных вопросов: 3; максимальное 5 и более.

Распределение заданий по уровням сложности


Уровень сложности заданий

Число заданий

Номера заданий

Базовый

15

1, 5, 6, 9, 12, 13, 18, 19, 20, 21, 24 – 26, 28, 31.

Повышенный

10

2, 4, 7, 10, 15, 17, 22, 23, 27, 29.

Высокий

6

3, 8, 11, 14, 16, 30.


Цель итоговой работы: оценить уровень подготовки учащихся по курсу родная литература (русская) через оценку их представлений о базовых понятиях курса, способности применять полученные ими знания и умения в практической деятельности, через решение познавательных и практических задач.


Итоговые вопросы

1. Какие литературные произведения, посвященные подвигу Ивана Сусанина, вы читали? Что вам в них запомнилось?

2. В чем особенность взгляда писателя П.Н. Полевого в романе «Избранник Божий» на личность легендарного Ивана Сусанина?

3. Стихотворение «Во время грозного и злого поединка…» написано О.А. Ильиной – Боратынской в 1917 году. Подумайте, почему именно в это время поэтесса обращается в образу Ивана Сусанина.

4. Стихотворение «Сусанин» написано С. Н. Марковым в 1943 году во время ВОВ. Как вы думаете, почему для поэта было важно именно в это время напомнить о подвиге Ивана Сусанина?

5. Какой предстает Кострома в стихотворении Ф.К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…»? Почему поэт называет этот город «голосом русской старины»?

6. Каким предстает собирательный образ «верхней Волги городов», созданный в стихотворении М.А. Кузминым «Я знаю вас не понаслышке…»? О чем эти места напоминают автору?

7. С какими историческими событиями связано в стихотворении И.И. Кобзева «Поездка в Суздаль» описание Суздаля? Почему автор называет его «узел в русских судьбах»?

8. Вы прочитали несколько стихотворений о городах Золотого кольца России. какое из них вам больше понравилось? Почему? Можно ли сказать, что авторы этих стихотворений показывают своеобразные портреты городов?

9. Какое значение имеет Волга в жизни русского народа? Почему ее называют Волга – матушка? Какие пословицы и поговорки о Волге вы знаете?

10. Как образ Волги отразился в русском фольклоре и литературе? Какие произведения о Волге вы читали? Какое впечатление они на вас произвели?

11. В заключительных строках стихотворения Н.А. Некрасова «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») поэт говорит: «И будет вечен бодрый труд над вечною рекою». Как вы понимаете эти слова? Можно ли утверждать, что картина будущего Волги, нарисованная поэтом, сейчас воплотилась в реальности? Докажите свою позицию.

12. В чем, по мнению В.В. Розанова, сходно значение рек – египетского Нила и русской Волги? Какой смысл писатель вкладывает в это сравнение?

13. Расскажите о происхождении и значении православного праздника Троицы. Как почитают Святую Троицу верующие?

14. Какие цвета упоминает И.А. Бунин в стихотворении «Троица»? почему поэт акцентирует внимание именно на этих цветах?

15. Каков основный смысл стихотворения С.А. Есенина «Троицыно утро, утренний канон…»? Какими чувствами оно наполнено? Аргументируйте свой ответ.

16. Что общего в стихотворениях И.А. Бунина и С.А. Есенина? В чем заключается различие между ними?

17. Подумайте, почему повествование о девичьих грезах, надеждах и предчувствиях И.А. Новиков озаглавил «Троицкая кукушка».

18. Что означает для вас понятие «родство душ»? Приведите примеры такого родства из личного опыта, истории нашей страны или литературных произведений.

19. Почему героиня рассказа Ф.А. Абрамова «Валенки», Дарья Леонтьевна, хранит старые валенки.

20. Назовите основные темы рассказов Ф.А. Абрамова. Какую роль в его произведениях играет образ женщины – крестьянки?

21. Как вы относитесь к делению одноклассников на звезд, полузвезд и аутсайдеров? Какие события, по мнению Юли, определили ее отношения с одноклассниками? (Повесть Т.В. Михеевой «Не предавай меня!»)

22. Какие испытания выпали на долю детей в годы ВОВ?

23. Дайте характеристику рассказчику в сцене взрыва вражеского военного эшелона (глава 9) романа Э.Н. Веркина «Облачный полк». Подумайте, является ли он достаточно опытным бойцом. Обоснуйте свою позицию.

24. Какие черты характера формировал в мужчине крестьянский быт?

25. Как вы думаете, почему многие русские писатели в своих произведениях обращались к образу русского крестьянина? Что их в нем привлекало? Какие произведения о крестьянах вы читали?

26. Кого И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Сфинкс» сравнивает со сфинксом? Что служит основанием для такого сравнения?

27. Какие черты русского национального характера воплощает Ф.М. Достоевский в рассказе «Мужик Марей» в образе крепостного крестьянина?

28. Что для вас значит стать взрослым? Расскажите, как взрослели герои прочитанных вами книг.

29. Можно ли, опираясь на текст повести Б.Л. Васильева «Завтра была война», доказать, что предвоенное время характеризуется не только как период политических репрессий, но и как время осмысления героями повести вечных ценностей? Каких именно ценностей?

30. Можно ли утверждать, что в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось», поднята вечная проблема? Обоснуйте свой ответ.

31. Как вы думаете, на каком основании язык нередко сравнивают с материалом, из которого создаются различные изделия?