СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Собираемся в поход" - вопросы по туристическому быту

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке помещены вопросы по туристическому быту. Материал можно использовать при проведении туристических игр "Юные туристята", "Туриада", "Папа, мама, я - туристская семья".

Просмотр содержимого документа
«"Собираемся в поход" - вопросы по туристическому быту»

«Собираемся в поход»

Вопросы по туристическому быту

  1. Все целевые походы можно подразделить на пять вариантов. Перечислите их.

(походы спортивные, походы краеведческие, учебно-тренировочные, походы со сдвоенной целью, походы контрольные

  1. Какова главная цель спортивных походов?

(выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды)

  1. Назовите десять постоянных «должностей» (командир группы, старший краевед, старший проводник, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, казначей, санитар, физорг, культорг, ремонтный мастер)

  2. Техническая готовность группы – что это? (средний для группы уровень специальных знаний, умений и навыков, преодолении тех трудностей и препятствий, которые объективно содержит намеченный маршрут)

  3. Физическая готовность группы – что это? (это такие качества, как сила, ловкость и выносливость, равнение на самого слабого участника)

  4. Моральная готовность группы – что это? (дисциплинированность, спортивный азарт, волевые качества каждого участника – настойчивость, терпеливость, неприхотливость, смелость, решительность)

  5. На какие группы делятся все УТЗ (условные топографические знаки)?

  • строения и сооружения (населённые пункты;

  • дорожная сеть (железные дороги, шоссе, улучшенные грунтовые и простые грунтовые дороги, тропы);

  • гидрография (от греческих слов гидро – вода и графио – пишу, черчу);

  • растительность;

  • рельеф.

  1. Личное снаряжение туриста (рюкзак, коврик, спальный мешок, обувь основная, обувь запасная, штормовка, накидка от дождя, свитер шерстяной, тренировочный костюм, головной убор, полотенце, носовой платок)

  2. Групповое снаряжение туриста (палатка, посуда для варки пищи, топор, костровые принадлежности, хозяйственный набор, аптечка, ремнабор, компасы, карты, фонарь карманный с батарейками, свеча, лопатка, мяч)

  3. Можно ли сушить ботинки у костра? (Нет. Обувь может пересохнуть, покоробиться, это приведёт к наминам, потёртостям, мозолям)

  4. Где и как сушить ботинки? (ботинки можно сушить немного в стороне от костра, так, чтобы до них доходил тёплый воздух. Надо надеть их на воткнутые в землю палки (вынув стельки и расшнуровав)

  5. Что необходимо иметь туристу из тёплых вещей? (свитер, тёплый головной убор, шапочка)

  6. Назовите десять постоянных «должностей» в походной группе.

  • командир группы (или помощник руководителя);

  • старший краевед (зам. командира по научной части – ответственный за выполнение задания);

  • старший проводник (зам. командира по маршрутной части);

  • завхоз по питанию (завпит);

  • завхоз по снаряжению (завснар);

  • казначей;

  • санитар;

  • физорг;

  • культорг;

  • ремонтный мастер.

  1. Какие группы топографических условных знаков вам известны?

  • строения и сооружения (населённые пункты);

  • дорожная сеть (железные дороги, шоссе, улучшенные грунтовые и простые грунтовые дороги, тропы);

  • гидрография (от греческих слов гидро- вода и графио-пишу, черчу);

  • растительность;

  • рельеф.

  1. Топографический диктант.

  2. Перечислите 5 предметов из личного снаряжения туриста.

( рюкзак, коврик, спальный мешок, обувь основная, обувь запасная, накидка от дождя, брюки, шорты, туалетные принадлежности, канцелярские товары)

  1. Перечислите 5 предметов из группового снаряжения туриста (палатки, посуда для варки пищи, топор в чехле, костровые принадлежности, хозяйственный набор (рукавицы, нож, половник, спички, разделочная доска), аптечка, компасы, тент для кухни, свеча, клеёнка и т.д.)

  2. Перечислите 5 предметов из аптечки туриста (бинт стерильный, бинт эластичный, вата медицинская, лейкопластырь, марганцовка, йод, нашатырный спирт, перекись водорода, клей «БФ», анальгин, димедрол, ношпа, валидол, жгут)

  3. Почему необходимо избегать сушки обуви у костра? (Она может сгореть, пересохнуть, покоробиться. Это приведёт потом к наминам, потёртостям, мозолям.)

  4. Где нужно сушить обувь? ( Можно ботинки сушить немного в стороне от костра, так, чтобы до них доходил тёплый воздух. Надо надеть их на воткнутые в землю палки (вынув стельки и расшнуровав)

  5. Почему нужно опасаться сырой обуви в походе? ( сырая обувь натирает ноги, может стать причиной простуды и обморожения)

  6. Почему нежелательно носить синтетические носки в походе? ( вызывают потливость ног)

  7. В походе у вас есть шерстяные и хлопчатобумажные носки, в какой последовательности вы будете их надевать? (Лучше сначала надеть шерстяной носок, а потом хлопчатобумажный. Шерстяной носок хорошо «сидит» на ноге, впитывает влагу. В нём мягко идти. Надо следить, чтобы на носках не было грубых швов, штопок, что может стать причиной наминов и потёртостей)

  8. Зачем делают непромокаемый вкладыш большего, чем рюкзак размера. (На случай, если рюкзак попадёт под дождь)

  9. Как укладывать вещи в рюкзаке, каким правилом при этом пользуются туристы? (Тяжёлое - вниз, мягкое – к спине, объёмное – наверх, предметы первой необходимости – в карманы)

  10. Что недопустимо при укладке рюкзака? (нельзя, чтобы на ходу всё в рюкзаке гремело и бренчало, нельзя обвешивать вещами, привязывая сзади вёдра, обувь, авоськи с хлебом. Все вещи должны быть убраны внутрь)

  11. Что нельзя класть в задний карман рюкзака? (консервные банки, топор)

  12. Как самим изготовить спальный мешок? (сложить пополам плотное широкое шерстяное одеяло и прошить его по двум краям, из немаркой ткани сшить вкладыш с капюшоном)

  13. Юные туристы часто ложатся в спальный мешок одетыми, утверждая, что так теплее. Правильно ли они поступают, если нет, то почему? (это негигиенично, в мешке спят раздетыми (во вкладыше из простыни или немаркой ткани), только тогда сон-отдых.

  14. Почему предпочтение в походе отдаётся эмалированной посуде? (алюминиевая посуда от горячей пищи быстро нагревается, её трудно держать, полиэтиленовая посуда – плохо моется, легко деформируется)

  15. Почему блокнот и карандаши обязательно должны быть в специальном мешочке? (Чтобы блокнот не промок, а карандаши не пришлось искать)

  16. Почему следует исключить приготовление пищи в оцинкованной посуде? (может привести к тяжёлым пищевым отравлениям)

  17. Почему неэффективна эмалированная посуда в походе? (тяжела в переноске, на большом огне эмаль отскакивает, что может привести к тяжёлым травмам)

  18. Что относится к кухонным принадлежностям? (обеденная клеёнка, половник, разделочная доска, моющие средства, ножи в чехлах, консервный нож, спички в непромокаемой упаковке, куски оргстекла, огарки свечей –для растопки.

  19. Что необходимо сделать, чтобы топор плотно сидел на топорище? (погрузить на некоторое время в воду или закрепить на топорище при помощи металлических скоб.

  20. Как переносится топор в рюкзаке? (только в чехле, кладётся плашмя, остриём влево или вправо)

  21. Сколько должно быть компасов в группе? (в детской группе, где могут одновременно работать 2 проводника, 2 дублёра, старший проводник и, возможно, руководитель (для контроля), должно быть не менее 5-6 компасов).

  22. В походе необходимо иметь ремонтный набор. Что входит в его состав? (резинка, несколько английских булавок, обычные и толстые иглы, шило, запасные пуговицы, нитки, шнуры и бечёвки, плоскогубцы, кусочки кожи, клей БФ, изоляционную ленту, проволоку – всё, что может понадобиться для ремонта в пути.

  23. Перечислите «железные» правила туристов. (1- взятую у товарища вещь верни в те же руки; 2 – каждый несёт персональную ответственность за то снаряжение, которое ему поручено)

  24. Шпильки для палаток важны в походе, что необходимо сделать, чтобы они не потерялись в траве? (привязать яркие тряпочки или выкрасить кольцо)

  25. Что необходимо сделать, чтобы компасы, блокноты, карандаши не потерялись, чтобы не требовалось времени на их поиск? (носить на шнурке, на шее)

  26. Назовите три основных действия, из которых складывается ориентирование?

  1. определение сторон горизонта;

  2. опознание местности по ориентирам;

  3. определение точки стояния и направления движения на ориентир.

43.Какие виды компасов вам известны? (ученические, спортивные жидкостные, компас Адрианова)

44. Компас Адрианова состоит из пяти частей, назовите эти части. (корпус компаса, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.

45. Назовите пять правил обращения с компасом Адрианова:

  • носить только на руке или шее;

  • замок держать закрытым;

  • беречь от ударов;

  • беречь от пыли и влаги;

  • не размагничивать железом.

46. Перечислите задачи, которые можно решить при помощи компаса?

  • нахождение сторон горизонта;

  • ориентирование карты;

  • прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);

  • обратные засечки (определение азимута данного ориентира).

47. Первым требованием к биваку является безопасность. Где нельзя разбивать бивак? (вблизи населённых пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, под высоковольтными линиями и т.д.)

48. Какие требования к биваку предъявляются? Перечислите их.

Безопасность;

  1. нельзя разбивать бивак вблизи населённых пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, под высоковольтными линиями и т.д.;

  2. ситуация: «А что если…»;

    1. ночью будет гроза; это значит, нельзя разбивать бивак у одиноко стоящих деревьев, на вершине холма, чтобы избежать при грозе опасности поражения молнией;

    2. сильный ветер; это значит, нельзя разбивать бивак рядом с сухостойными, наклонившимися, подрубленными или подгнившими деревьями, которые могут рухнуть;

    3. сильный ливень; это значит, надо разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, на возвышенной площадке, чтобы поднявшийся уровень воды вас не подмочил.

  3. вода (чистая, прозрачная, проточная, вытекающая не из населённого пункта);

  4. дрова (достаточное количество топлива)

  5. нельзя выбирать место бивака в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи;

  6. место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.

49. Где нельзя разбивать костёр? (Нельзя выбирать место в зоне хвойного молодняка, среди сухостойных деревьев, высокой сухой травы, тростника, на открытых корнях деревьев, ближе чем в 5-6м от деревьев, кустарника)

50. Как оборудовать место костра на лугу? (Нужно аккуратно срезать дёрн, положить его корнями к земле, полить. Перед уходом с бивака положить дёрн на место.)

51. Можно ли костёр оборудовать в ямах? Почему? (Можно. Он будет укрыт от ветра и посторонних глаз)

52.Где должно находиться место для складывания и рубки дров. (оно должно быть удалено от костра на 5-6 м)

53. Как пользоваться тросиком при приготовлении пищи? (его натягивают между деревьями, стоящими на расстоянии 3-5 м, костёр будет посредине)

54. Из многих типов костров, какой самый удобный для приготовления пищи? (колодец)

54. Что необходимо иметь для разведения костра? (растопка: сухие веточки, береста (снятая с лежащих деревьев, но не с живых), сухой спирт, бумага, огарки, свечи, полоска оргстекла и т.д., когда растопка начнёт гореть по-настоящему, надо на тонкие положить более толстые сучья и поленья. Пламя надо «кормить» постепенно, чтобы не «затушить» огонь)

55. Где и как должны храниться топор и пила? Что недопустимо при их хранении? (должны лежать в чехлах рядом с дровами или на поленнице, нельзя втыкать в лежачее бревно, а тем более в живое дерево)

56. Зачем над палаткой делают тент? (чтобы вода с тента не затекала под палатки)

57. Какие правила необходимо выполнять при свёртывании бивака? (кострище заложить снятым дёрном и полить; банки (предварительно обожжённые на огне) и другой мусор закопать; всё, что горит (бумага, щепки и т.п.) – сжечь;

58. Как вы поступите если у вас останутся дрова? (остатки дров сложить аккуратно под деревом – ими воспользуются другие туристы)

59. Назовите девиз туристов? (место ночлега должно быть оставлено в лучшем состоянии, чем оно было до нас)

60. Как поступите с мусорной ямой? (засыпать землёй)

61. Как правильно поступить с ровиками-туалетами? (засыпать землёй)

62. Какими средствами можно воспользоваться в походе, чтобы утолить жажду? (можно сосать леденец или сухой чернослив, пить во время движения нельзя, на коротких привалах рекомендуется полоскать горло водой)

63. В целях охраны природы какие правила должны помнить туристы?

  • Лес – наш друг.

  • Не рвите цветы.

  • Без надобности не разводите костры.

  • Не засоряйте природу.

  • Не оставляёте незагашенными костры.

  • Бережно относитесь ко всему живому.

64. В многодневном походе вам пришлось остановиться ночевать в школе одного из населённых пунктов. Какие этические правила необходимо помнить туристам?

  • Надо уважительно относиться к людям. Туристы должны быть вежливыми, предупредительными, уметь спокойно, дружелюбно отвечать на многие вопросы.

  • Недопустимо свысока, с насмешкой относиться к местным обычаям, говору местных жителей.

  • Надо бережно относиться к чужому имуществу. Ничего не портить, не ломать.

  • По возможности сделать что-то доброе для школы (написать, нарисовать, сложить дрова, записать на память местным ребятам полюбившиеся им песни и т.п.). Можно не только пригласить к себе местных школьников, но и запланировать совместный (или встречный) летний поход.

65. Найдите правильный ответ в данной проблемной ситуации.

  • Подошли туристы к крутому спуску. Руководитель не успел осмотреться, принять решение, дать команду, а Петя уже лихо спускался со склона. Не успев затормозить, налетел на выступающий из под снега пень, сломал лыжу и подвернул ногу. Маршрут был прерван. Пришлось транспортировать пострадавшего в ближайший медпункт. Дальше Петя идти не смог. Поход пришлось отменить.

  • Пошли 3 участника за водой на колонку. Встретили местных ребят. Заносчиво пошутили в их адрес. Были биты. Вечером местные ребята «обложили школу», били стёкла. Поход был испорчен. Пришлось возмещать ущерб, нанесённый школе.

  • Пренебрёг турист требованиями руководителя: кричал во время движения, наелся снега, напился холодной воды, в результате – тяжёлая ангина, высокая температура. Группа вынуждена сойти с маршрута.

66. Если неожиданно в пути вас настиг сильный снегопад, метель, ветер, как вы поступите? (Не ищите укрытия в лесу, не останавливайте группу. Определите своё местонахождение при помощи карты и не уходя с дороги, идите в предельно возможном для группы темпе к ближайшему жилью – там переждёте непогоду и потом выйдете к точке своего ночлега.

67. Какое время самое удобное для передвижения по маршруту? (первая половина дня с 8-9 до 12 часов, потому что не жарко, с 16 до 19, когда жара уже спала, продолжить движение.

67. Какова скорость во время движения? (в зависимости от условий местности 3-3,5 км в час)

68. Можно ли во время движения петь, кричать, собирать цветы? (нет)

69. Каков интервал между идущими? ( вытянутая рука, чтобы в случае внезапной остановки не врезаться носом в рюкзак впереди идущего)

70. Кто идёт по маршруту первым? (самый слабый, маленький, у которого длина шага гораздо короче, чем у высокого ребёнка)

71. Кто в маршруте следит за временем? Кто даёт команды остановки? (лучше это поручить дежурным проводникам, может быть командиру, можно назначить специальных хронометристов)

72.Продолжите закон юных туристов: «Помоги товарищу - …..( и тебе станет легче)

73. Из каких факторов складывается безопасность в походе? (соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность, взаимопомощь)

74. Какие участки воды можно преодолевать вброд? (неглубокие ручьи и речки, где уровень воды чуть выше щиколотки, переход осуществляется в обуви. После того как ручей пройден, из ботинок выливают воду, надевают сухие носки.)

75. Каковы правила работы у костра во время приготовления пищи? (дежурные работают только в обуви, в длинных брюках, в рубашке с длинными рукавами ( а лучше штормовке), в рукавицах, в головных уборах. У девочек должны быть убраны косички, длинные волосы.

76. Где должна ставиться посуда с горячей пищей? (в стороне, в безопасном месте, в этом месте категорически запрещено играть, бегать)

77. Как переносить топоры, пилы, ножи? (а чехлах с твёрдыми прокладками на острие)

Первая медицинская помощь

78. Какую первую помощь вы окажете при ожогах? (Освободить пострадавшего от мокрой одежды. При небольших ожогах протереть рану спиртом и наложить повязку из стерильного бинта. Ожоги 1-2 степени смазывать синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского).

79. Какую первую помощь вы окажете при небольшом ранении острыми предметами? (при небольшом порезе надо тампоном, смоченным в перекиси водорода убрать грязь из ранки. Кожу вокруг ранки обработать йодом или зелёнкой, припудрить ранку порошком стрептоцида и наложить повязку. Царапины можно заклеить бактерицидным пластырем или клеем БФ-6).

80. Какую первую помощь вы окажете при отравлении? (1- промыть желудок, для этого выпить несколько стаканов тёплой воды с содой до появления рвоты, промывание повторить несколько раз. 2 – принять слабительное – английскую соль. 3 – выпить полстакана слабого, бледно-розового раствора марганцовки. 2-3 дня принимать 3-4 раза в день по одной таблетке энтеросептола.

81. Как поступить при малейшем неудобстве в обуви или одежде, если переход уже начался и вся группа выдвинулась вперёд ? (остановиться и ликвидировать причину, которая приведёт к потёртости, намину, мозолям)

82. Когда рюкзак может послужить причиной серьёзных наминов и потёртостей плеч и поясницы? (когда он плохо подогнан и плохо уложен)

83. Как избежать потёртостей, наминов от рюкзака? (Рюкзак должен иметь широкие лямки, на них можно пришить подвижные подушечки из поролона, которые могут передвигаться туда-сюда, между спиной и рюкзаком прокладывать мягкие вещи.

84. Какую первую помощь при потёртостях можно оказать пострадавшему? (ликвидировать причину, смазать это место смягчающим кремом или клеем БФ-6, при сильном покраснении смазать йодом, «зелёнкой», заклеить бактерицидным пластырем и обложить кольцом из ваты, если образовались пузыри не прокалывать их, смазывать их йодом и заклеивать бактерицидным пластырем)

85. Назовите признаки теплового удара? (усиление потоотделения, слабость, головная боль, тошнота, носовое кровотечение)

86. В чём заключается профилактика тепловых и солнечных ударов? (наличие головного убора, нельзя двигаться раздетыми по пояс (солнечные ожоги, потёртости от лямок), наличие рубах с длинными рукавами, тёмные очки)

87. Какую первую помощь при тепловом и солнечном ударах необходимо оказать пострадавшему? (перенести в тень, освободить от стягивающей одежды, дать холодное питьё, смочить грудь и голову холодной водой)

88. Какую первую помощь при носовом кровотечении необходимо оказать пострадавшему? (посадить, на затылок и переносицу положить холодный компресс, в ноздри положить тампон из ваты, смоченный перекисью водорода)

89. Какова первая помощь при ушибах? (смазать место ушиба йодом и наложить холодный компресс, на вторые сутки применять тепло)

90. Какова первая помощь при растяжениях и разрыве связок? (наложить холод, затем сделать тугую фиксирующую повязку (лучше эластичный бинт), при очень сильном растяжении – наложить шину.

91. Какова первая помощь при вывихах? (наложить шину, дать болеутоляющие5 средства (анальгин, амидопирин)

92. Какую первую помощь при переломах необходимо оказать пострадавшему? (наложить шину для фиксирования места перелома, дать болеутоляющее и срочно транспортировать в медпункт)

93. Какую первую помощь нужно оказать при сотрясении мозга? (потерпевшему необходимо обеспечить полный покой, приподнять голову и наложить на неё холодный компресс, ограничить приём жидкости, дать анальгин и срочно доставить в больницу)

94. Какова первая помощь при переохлаждении? ( доставить в тёплое помещение или развести костёр, растирать тело, дать сердечные средства)

95. Какова первая помощь при обморожении. (В случае замерзания ног следует делать широкие маховые движения вперёд-назад до 50 раз.

96. Как поступить если замерзают руки? ( делать широкие махи туда-сюда от плеча, сжимание и разжимания пальцев в кулак, поднятие руки вверх и энергичное «болтание» кистями влево-вправо, вперёд-назад.

97. Как поступить если замерзает нос, щёки, уши? (надо пройти какое-то расстояние, сильно нагнувшись вперёд, чтобы вызвать прилив крови к лицу. Если не помогло - растереть это место ладонью или сухой шерстью, выпить горячего чаю. Если не помогло – наложить асептическую повязку и укутать отмороженное место ватой.

98. Как оказать первую помощь при простудах? (организовать дневку, уменьшить физическую нагрузку, полностью или частично освободить от груза, дать горячее питьё, полоскать горло содой, обеспечить общее согревание тела, укутать горло тёплым шарфом).

99. Какова первая помощь при укусе змей? (наложить шину и срочно транспортировать в медицинское учреждение, способ отсасывания яда из ранки – очень рискованный, так как это можно делать, если у человека нет во рту ссадин, повреждённых зубов. Во время транспортировки прикладывать к укушенному месту холодные компрессы и давать больше жидкости. Пострадавшему дать мочегонное средство и витамины для уплотнения стенок сосудов.

100. Как нужно одеваться , чтобы уберечь себя от укусов клещей? (плотная рубашка или штормовка заправляется в брюки, голова и шея защищаются капюшоном, брюки заправляются в носки и закрепляются резинками (то же – рукава штормовки).

101. В какое время суток наблюдается наибольшая активность клещей? (утром и вечером, при сильном дожде или жаре они менее активны)

102. В каких местах чаще всего встречаются клещи? (во влажных затемнённых местах с густым подлеском, высокой травой, в молодых осинниках, на вырубках, в малинниках, в местах выпаса скота)

103. Какова первая помощь при укусе клеща? ( смазать его каким-либо жиром и через небольшое время снять его с тела, не раздавив и не оставив в ранке головку, место укуса и руки продезинфицировать)

104. Какова первая помощь при укусах насекомых? (наложить холод, хорошо помогают толчёные листья подорожника, можно перед сном принять таблетку димедрола)

105. Какова первая помощь утопающему? (разжать ему рот, освободить дыхательные пути от песка и ила, положить пострадавшего на согнутое колено и путём надавливания на спину удалить воду из лёгких, освободить грудь от стесняющей одежды, приступить к искусственному дыханию.

106. Из каких частей состоит каждый туристический поход? (подготовка, проведение, подведение итогов)

107. Какие разделы входят в содержание отчёта? (вводная часть, характеристика района, техническое описание маршрута, материально-финансовое обеспечение похода, краеведческая и общественно полезная работа, заключение (выводы, рекомендации), приложения.

108. Какие законы туристов вам известны?

  • Нельзя понять смысл туризма , сидя дома.

  • Дорогу осилит идущий.

  • Туристы ходят цепочкой, бараны – табуном.

  • Если ты устал - помоги товарищу, и тебе станет легче.

  • Каким бы маленьким ни был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.

  • Взятую у товарища вещь верни в те же руки.

  • Плохой поход бывает у плохих туристов.

  • Успех похода полностью зависит от его подготовки.

  • Наш девиз: не ныть! Не ныть, если холодно, если голодно, если подгорела каша.

  • Пошёл в поход - не бойся, боишься – не ходи.

  • Если на полпути ты понял, что идёшь не в ту сторону, - не упрямься, вернись.

  • Семеро одного ждут.

  • Незаписанное наблюдение – потерянный клад!

  • Путешественник – это тот, кто людям добро несёт. Кто топчет, ломает, жжет – презренным бродягой слывёт.

  • В походе ничего лишнего нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе. Если у тебя заболел «твой» живот – болеет вся группа. Если ты не можешь идти – сидит вся группа.