СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология введения мотивированного приема "Художник Слова". А.А. Пластов. Первый снег. Урок развития речи в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология введения мотивированного приема "Художник Слова". Введение мотивированного приема - пример правильного говорения о картине с помощью Образа Художника Слова.Предложенные учащимся готовые речевые формулы не есть шаблонное озвучивание картины, а есть накопление способности правильно, выразительно говорить о картине, умение приближаться к своей речевой культуре.

Просмотр содержимого документа
«Технология введения мотивированного приема "Художник Слова". А.А. Пластов. Первый снег. Урок развития речи в 6 классе»

Введение мотивированного приема - пример правильного говорения о картине с помощью Образа Художника Слова

При описании картины на уроке Развития речи мною используется мотивированный прием "Художник Слова", который формирует у учащегося способность правильно говорить о картине, воспитывает у ученика речевую культуру, восприятие искусства живописи посредством художественного слова.

Технология введения мотивированного приема "Художник Слова".

При составлении устного рассказа по картине в процессе познавательной беседы после прослушивания ответов учащихся(их личного переживания) и параллельной корректировки высказываний в тактично форме("точнее","как по-другому"), предлагаю учащимся читать вслух предложения"как об этом говорит Художник слова?" То есть ученику дается возможность проследить незримый образ автора картины и изучить пример тех речевых формул, которые несут знание и умение видеть и понимать художественный язык во всех его проявлениях. После прочтения данных высказываний учащиеся не только убеждаются в правильности своего понимания и видения темы картины, принимая поощрения учителя, но и наблюдают узнанные речевые открытия по теме и учатся видеть и уметь знать как об этом сказал Художник Слова.

Предложенные учащимся готовые речевые формулы не есть шаблонное озвучивание картины, а есть накопление способности правильно выразительно говорить о картине, умение приближаться к своей речевой культуре.

В некоторых случаях учитель вместе с учащимися действительно может описать все возможности понимания по данному вопросу, встать на одну ступеньку с Художником Слова, но бывают ситуации, когда учащиеся не могут выйти на полное понимание и приблизить к себе это личное переживание. Тогда на помощь и приходит образ Художника Слова, который открывает секреты воплощения, переданного произведением искусства.

Итак, введение мотивированного приема "Художник Слова" можно считать речетворческим тренингом. Он дает импульс творчеству учащихся, помогает рождению замысла. Художник Слова развивает образное мышление учеников, устную и письменную речь, активизирует работу ассоциативной памяти, способствует осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов. Эмоционально заряженные тексты вызывают у учащихся не только резонанс-эффект понимания услышанного или прочитанного, но и желание создавать собственные произведения.

Данный прием можно использовать как алгоритм в работе при описании

новой, последующей картины , рассматриваемой на уроке.


I. Примерные этапы фрагментов урока по описанию картины А.А. Пластова "Первый снег"

Деятельность учителя

Деятельность ученика

КУУ, ...

Примечание

Художник Слова

1. Создание проблемной ситуации

Слайд-1 с репродукцией картины А.А. Пластова "Первый снег" (Определение темы создания картины, говорения по картине)

2.Вопрос. Что будет являться темой нашего речевого открытия?

3. Слово учителя .

Ткань художественного полотна мы будем превращать в ткань словесную - художественное слово. Художник изображает то, что видит - кистью , а мы, выражая свое отношение , понимание к картине, будем учиться составлять устный рассказ и писать сочинение-этюд

4. Что необходимо помнить , знать?
















5. Какие вопросы можно составить для описанию картины?

Вопросы учителя :





6 .Вопрос первый. Рассмотрите репродукцию картины . Как вы думаете, какой смысл вкладывает художник в название этой картины? Найдите приметы первого снега?













7. Примерный второй вопрос.

Однажды А.А. Пластов заметил: " Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю". Как вы думаете, почему художник изобразил детей?



8. Третий вопрос. Кто из них выбежал раньше кто позже? Чем вы может подтвердить свою догадку?








9. Четвертый вопрос. Художественная ткань полотна неподвижна. Но как нам поверить, что на картине снежинки кружатся, летят? Всмотритесь, какой предмет помогает нам представить, что снежинки в движении?





10. Минутка отдыха. (Звучит музыка) Глядя на картину Пластова "Первый снег" можно вспомнить стихотворение К.Д.Бальмонта "Снежинка". Прослушайте это стихотворение и ,быть может, Вам удастся представить полет снежинки.

11. Вопросы на восприятие стихотворения

(Удалось ли поэту передать полет снежинки "от лазури чудесной" к земле? Какие слова-

сказывания (действия) открывают нам это движение?

Какие цвета запечатлел поэт при описании снежинки?

12.Вопрос пятый. Какие чувства вызывает у нас эта лирическая картина?


1.1. О первом снеге. О красоте первого снега. О неожиданности ситуации...





2.1.Будем учиться говорить о картине А.А. Пластова "Первый снег"

3.1. Я буду учиться составлять

устный рассказ - описание картины А.А. Пластова "Первый снег".

3.2.Я буду учиться писать сочинение-этюд на основе картины А.А. Пластова "Первый снег"



4.1.Что такое рассказ?

4.2.Что такое сочинение-этюд?




4.3.Чтение учащимися словарной (ых) статьи (ей)










5.1. Составление вопросов учащимися (индивидуально, в парах , по группам) -

ПУУ ...

5.2. Первичное озвучивание вопросов , определение уместности, запись в рабочих тетрадях

6.1. Устные ответы учащихся на вопрос

а) ...

б)...

в)...

г)... и др.

Соотнесение ответов учащихся с ответами Художника Слова










7.1. Устные ответы учащихся на вопрос

а) ...

б)...

в)...

г)... и др.

Соотнесение ответов учащихся с ответами Художника Слова

8.1. Устные ответы учащихся на вопрос

а) ...

б)...

в)...

г)... и др.

Соотнесение ответов учащихся с ответами Художника Слова



9.1. Устные ответы учащихся на вопрос

а) ...

б)...

в)...

г)... и др.

Соотнесение ответов учащихся с ответами Художника Слова





















12.1. Устные ответы учащихся на вопрос

а) ...

б)...

в)...

г)... и др.

Соотнесение ответов учащихся с ответами Художника Слова























4.1.Обращение к словарной статье (по современному толковому словарю русского языка или на оформленный слайд-2 - презентации работы по картине.

4.3.Устный рассказ - это словесное изложение, где рассказчик ведет повествование"От себя", "от своего имени", сообщая о событиях и поступках, как это бывает в живом разговоре.

Сочинение-этюд - это небольшая словесная зарисовка с целью развития какой-либо темы.









6.1. Слайд -3 "Как об этом говорит Художник Слова?":

а) Художник картины действительно изобразил первый снег, потому что дорожка у палисадника не до конца запорошены снегом;

б) Дети только вышли из дома. Нет следов у крыльца;

г) Небо низкое;

в) На дереве видны ещё сохранившиеся листочки;

г) Снег первый, потому что белый..., ?

д) Первый снег так прекрасен! У художника есть способность радоваться этому прекрасному и желание поделиться этим прекрасным с нами

7.1. Слайд -3

Художник Слова:

а) Дети всегда начинают радоваться первому снегу, как и первым летним денькам.

б) С первого взгляда на картину зрителю ясно, что дети радуются первому снегу, любуются им.

8.1. Слайд - 4

Художник Слова:

а) Дети торопились увидеть первый снег;

б)Девочка выскочила на крыльцо в одном платьице, наспех накинув на голову шерстяной платок;

в) Девочке зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег.

9.1. Слайд - 5

Художник Слова:

а) Движение падающих снежинок можно представить через гибкие ветви березы, между которыми и проскальзывают белые звездочки.

б)Художник отклонил их в одну сторону, показывая направление ветра, а значит и направление полета снежинок.

10. Слайд - 6

Художник Слова:

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая.

Какая чистая,

Какая смелая!..


Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.






12.1. Слайд - 7

Художник Слова:

а) Первый снег красив. Художник живописи, картины передаёт красоту первого падающего снега, и я начинаю чувствовать эту красоту;

б) Взору ребят открывается мгновение этой красоты. Встречая первый снег, дети улыбаются;

в) Мы чувствуем свежесть первого снега. Представляем его прикосновение и начинаем испытывать радость;

г) Тот, кому открывается что-то прекрасное, становится богаче душой, а сам человек счастливей;

д) Пусть красота открывается для нас ещё много раз в искусстве, в труде, в лесу, в саду, у дома, там, где мы её совсем не замечаем и начинает радовать нас

II. Слайд -8. Конструирование словосочетаний для описания картины

Схема словосочетания (им. прилаг. + им. сущ.) Вопросы: какой? какая? какое? какие?

1.Свежевыпавший ... 2. Заснеженный... 3. Серо-сиреневый... 4. Светло-коричневый...

5. Удивлённый ... 6. Неяркий... 7. Светлый... 8. Лирический...

Слова для справок: улица, снег, дорога, небо, крыльцо, стены, дома, картина, девочка, чувство, цвета.

III. Слайд -9. Работа над зачином (работа в группах). Задание. Проанализируйте варианты начала сочинения. Выберите из четырех вариантов тот, который с Вашей точки зрения, более уместен. постарайтесь объяснить свой выбор.

1. Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились. За одну ночь вокруг все побелело.

2. В кино заснять снегопад просто. Но холст, на котором художник кистью наносит мазки, неподвижен. Но если внимательно приглядеться, то можно поверить, что на картине снежинки кружатся, летят.

3. От картины Аркадия Александровича Пластова на тебя словно пахнет нежной свежестью. так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

4. Ветки берёзы, припорошенные снегом и сохранившие ещё зеленые листочки, ...

IV.Слайд - 10. Соотнесение искусства слова и искусства живописи.

Задание. Перед вами стихотворение И.А. Бунина."Зимней свежестью пахнуло". Какая лирическая строка созвучна с темой содержания картины? Прочитайте стихотворение и определите эту строку(стих).


Зимней свежестью пахнуло

На поля и на леса;

На закате холоднее

Просветлели небеса.


И когда еще все спало,

На рассвете все село

И поля, и сад наш голый

Первым снегом занесло...


И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Я простился с запоздалой

Вереницею гусей...

V.Слайд - 11. Работа по конструированию предложений.

Задание. Составьте предложения, устанавливая между словами смысловые и грамматические связи.

В каждом втором примере для краткости изложения письменной речи конструируйте предложение с причастным оборотом:

1. Снег, который, падать, с, небо, устилать, земля, пушистый, ковер. 1.2. Снег, (падать + -ющ-), с, небо, устилать, земля, пушистый ковер;

2. Я, видеть, улица, который, побелеть, от, снег. 2.1.Я, видеть, улица, (побелеть + -вш-), от, с нег;

3. Лошадь, который, запрячь, в, сани, везти, хозяин.3.1. Лошадь, (запрягать + -енн- /-пряг-//-пряж-)

в, сани, везти, хозяин

VI.Слайд - 12.Творческое задание (классное, домашнее)

1. Напишите небольшую словесную зарисовку - сочинение- этюд на тему "Первый снег".

2.Напишите, о чем могут говорить дети, когда смотрят на первый снег?

3. Напишите сочинение-сказку на тему "Путешествие Снежинки" или "Прогулка по первому снегу"

Работы , ребята, будут вашим личным речевым открытием по теме "Первый снег". вы станете настоящими Художниками Слова. Желаю вам успехов в словесном творчестве.

VI.Слайд - 13. Анализ сочинений, письменных зарисовок учащихся и предложение пронаблюдать по слайду 13, как Художник Слова описал картину Пластова "Первый снег", создавая свой словесный этюд. Но он предлагает задание: дополнить предложения текста подходящими по смыслу именами прилагательными.

Первый снег.

...снег! Сколько радости дарит нам это ... чудо!

Я смотрю на картину А. Пластова "Первый снег". Какое ... чувство пробуждается в душе!

... свет исходит от падающего снега, от медленного кружения ...хлопьев.

Свет радости и излучают улыбки детей. Дети любуются ... снегом. Снег мелькает и вьётся ... звездами. ... снежинки устилают землю ... ковром.

Деревня .... , будничная, но ... от ... первого снега.

Слова для справок: белый, первый, светлый, нежный, снежный, новый, прозрачный, пушистый, нарядный, обычный.

Р.S. На сколько важно и могущественно предложение, которое появляется в результате сложнейшего мысле-рече-языкового процесса, сознательно производимого учеником, и на сколько важно (в этот момент развития ученика) работа учителя - своевременное и систематическое устранение ошибок. Необходима методика -"атмосфера взыскательности " постоянная работа над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся. Это осуществляется с помощью ступенчатых наводящих вопросов ,которые все ближе подводят ученика к конкретному ответу, своевременному исправлению недочетов, преодолению нарушений связной речи в высказывании. Знание этого приема учебной работы раскрывает

Н.И. Жинкин: "Учитель поступит неправильно, если отвергнет самый замысел пишущего... но он должен побудить ученика к поиску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст ученика, учитель может показать, как его по-разному следовало бы понять или почему в некоторых местах его вообще нельзя понять. Надо ввести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется "муками слова". Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и ... приобретается собственный оригинальный стиль.