Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чертовицкая основная общеобразовательная школа Рамонского муниципального района Воронежской области
Тема исследования : «Собор всех святых в земле Воронежской просиявших»
ФИО конкурсанта: Мудровская Мария Алексеевна
Педагог-руководитель: Аносова Елена Юрьевна
Введение
В наше время мы возвращаемся к духовным ценностям, которые были утрачены в начале XX века, поэтому тема моего исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Новые мученики Русской Православной Церкви были людьми, которые делали все ради правды Божией и любви к ближнему, проповедуя Евангелие жизнью своей. Водимые Духом Святым, они прошли через такие испытания, которые своими силами человек не может преодолеть.
Цель исследования : собрать материалы о жизни святых нашей земли Воронежской и познакомить с данной информацией окружающих.
В своём исследовании я поставила задачи:
1.Собрать сведения о Соборе Воронежских святых
3.Пробудить интерес у нашего подрастающего поколения к изучению истории судеб священнослужителей.
4.Систематизировать информацию.
5.Рассказать о некоторых новомучениках и исповедниках земли Воронежской.
6.Создать буклет о некоторых святых в земле Воронежской просиявших
Гипотеза работы: жизнь святых в земле Воронежской просиявших- источник мужества, стойкости, твёрдости Духа и неколебимости веры для современного человека.
Объект исследования : святые в земле Воронежской просиявшие:Святитель Митрофан Воронежский, священномученик Петр (Зверев ), святитель Антоний, архиепископа Воронежского и Задонского
Предмет исследования: жизненный путь святых, духовные ценности православия.
О новомучениках и исповедниках Российских
Новомученики – наши учителя и ходатаи перед Богом, они не только сохранили человеческий облик в нечеловеческих условиях, но и явили величие духа и жертвенность к ближним. Своим мужеством они защищали веру православную.
Многие подвижники благочестия, чьи жизнь и служение неразрывно связаны с Воронежским краем, прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Собор святых в земле Воронежской просиявших - праздновение Русской православной церкви в честь святых Воронежской земли Празднуется 4 сентября.
Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых
Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан родился в 1623 году на Владимирской земле.Святитель был столь успешен в начинаниях, что ему поручили управление несколькими монастырями, а затем рукоположили в епископа новой Воронежской епархии
Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости.
Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года.
На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца— говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!»
Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание.
Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».
В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.
Священномученик Петр (Зверев)
Жизнь и деятельность Петра (Зверева) является примером служения Богу и людям.
Он родился 18 февраля 1878 года в семье священника, настоятеля храма Александра Невского в Москве.
Истовое служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех – все это народ почувствовал, оценил и полюбил в епископе, увидев в нем настоящего духовного наставника.
Петр стремился объяснять все лицемерие обновленческого движения. Епископ подвергался неоднократно арестам.
На допросах он дает показания, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, и будет бороться против самозванцев. Сломить его не удалось, и в 1923 году он был отправлен по этапу в Ташкент. Жил там в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Но по-прежнему ни ропота, ни жаления себя, лишь благодарение Бога за ниспосланные испытания да переживание за своих духовных чад.
В июле 1925 года Владыку Петра направили в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу). А в 1926 году, после кончины митрополита, Владыка Петр был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Воронеже архиерей был особенно дружен с народом, который собирался на его службы в великом множестве.
Многие храмы к этому времени были захвачены обновленцами и поэтому представители «новой церкви» предпринимали немало усилий, чтобы «убрать» архиепископа из Воронежа . Обновленческие храмы перед началом богослужения заново освящались. Архиепископ Петр служил, кромеАлексиево-Акатова женского монастыря, в храме Сошествия Святого Духа на Терновой поляне и в храме Покровского Девичьего монастыря. Поездки эти рассматривались как контрреволюционная деятельность, на них каждый раз требовалось разрешение властей, а они его не давали. Сельские приходы составили свое поручительство о политической благонадежности архиерея, но и это ни к чему не привело. Чем больше людей хлопотало за архиепископа Петра, тем большую ненависть он вызывал у властей.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Петра «за контрреволюционную деятельность» 4 апреля был приговорен к десяти годам заключения и отправлен в Соловецкий лагерь. Здесь находилось много духовенства, в том числе архиереев и монашествующих.
7 февраля в страшных муках он умер. Перед кончиной написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
Святителя Антония (Смирницкий)
Воронежская епархия возродилась при преосвященном Антонии и вся Россия приезжала поклониться мощам святителя Митрофана, а также укрепиться духовно в беседе с преосвященным. Над больными он совершал исцеления, запрещая об этом рассказывать, и многие убеждались в его прозорливости.
Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. Слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были святители Митрофан, Тихон и преподобный Серафим Саровский.
Заключение и выводы
- И в мирное время есть место подвигу. Героем может стать любой человек, который найдет в себе силы послужить людям ради Бога. Примером этого является жизнь святителя Митрофана, Антония (Смирницкого), священнослужителя Петра Зверева и других новомучеников и исповедников земли Воронежской. Эти люди были нашими земляками. Они являются примером духовного нравственного подвига, называемого в Российской Православной Церкви мученичеством.
- Какие бы беды и испытания не выпадали на долю священнослужителей в те страшные годы, неизменной оставалась их вера, духовная чистота, стремление помочь ближнему, умение простить своих мучителей, молиться за них.
Мне очень понравилось работать с данным направлением. Я узнала много нового и полезного для себя и хочу поделиться этой информацией с друзьями и одноклассниками.
Список используемой литературы и источников:
- 1.Новомученики и исповедники Воронежские/Дамаскин (Орловский), архим.-М.:Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019.-280с
- 2.Святитель Антоний. Подвижник в сане архипастыря /Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь/,2004г
- 3.Смирнова Е.А. Антоний, святитель Воронежский. М., Православное братство священномученика Ермогена, патриарха Московского, 2007. с.329
- 4. Прасолов М. А., Семинария в 1900 - 1918 гг., приложение к Истории Воронежской духовной семинарии П. В. Никольского / Воронеж 2011: Изд-во ВПДС "Образ", с. 559, со ссылкой на №№ 1-2, 1915 года Воронежских епархиальных ведомостей
- 5.Игумен Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Петра (Зверева; 1878 – 1929), архиепископа Воронежского / Дамаскин Игумен. - Тверь: ООО «Издательство «Булат», 2001. – 64с.
- 6.Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. Житие. Письма. – Издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви. Рязань: ЗАО «Приз», 2004. – 60с.
- 7. https://drevo-info.ru/ articles /15481.html
- 8. http://www.vob.ru/saints/index.htm
- 9 . http://sobor-voronezh.livejournal.com/109341.html
- 10. https://drevo-info.ru/ articles /15481.html
- 11. http://www.panino.prihod.ru/sobor_vsekh_svjatykh_v_zemle_voronezhskojj_prosija
- воронежский- край.рф ›wiki /s/4348 /