СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание "наказание и поощрение: кнут или пряник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собрание "наказание и поощрение: кнут или пряник"»

Родительское СОБРАНИЕ "НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК"

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
Макаренко.

" Жили-были старик со старухой, и не было у них детей..." После такого начала сказки даже у ребенка возникает жалость к этим старикам. Нет у них самого нужного в жизни. Плохо им, бедным. Но вот появляется в доме девочка- Снегурочка, Машенька или Дюймовочка- и жизнь преображается!

Ребенок - большая радость, и появление его в семье- огромное чудо. Но он не растет как в сказке, сам! Помимо успехов и восторгов приносит в дом маленькие и большие трудности: болезни, непослушание, плохие поступки и другие сюрпризы. И вот в зависимости от сюрприза приятного или не очень мы применяем к ребенку определенное действо: поощряем или наказываем его.

Сколько детей после очередного скандала давали себе слово, что когда вырастут, то никогда не буду поступать со своими детьми так, как поступают с ними родители. Но, вырастая, они в какой-то момент ловят себя на том, что делают именно то, чему так противилась их детская душа. Дело в том, что, обещая вести себя «не так», мы не говорим – как. Не только плохому, но, прежде всего, ;хорошему поведению надо учить. Для этого его нужно хоть раз пережить, или хотя бы увидеть.

Цель родительского собрания: воспитание ценнейших качеств человека: доброты, отзывчивости, терпения, чувства уважения и взаимопомощи в семье.

Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания ребенка. Это означает, что мы запугиваем его, а не договариваемся. Послушный ребенок – безвольный ребенок. Он никогда не станет независимым, поскольку обучен действовать только по воле взрослых. И лишь общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучше наказания.


Обсуждение эпиграфа. Деление на 2 группы.

Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.

Члены группы делятся на две подгруппы:

1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники.

Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая — “против”

Все приведенные аргументы «складываются» на разные чаши весов

Обсуждение итогов.

способы наказания детей

Эффективные способы

Бесполезные способы

Высказать неодобрение

Отменить ритуал

Строить Я-сообщение

Бить

Обзывать, угрожать

Наказывать спустя время

Назначать «наряды вне очереди»

“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).

Проблема

Ты – сообщение

Я – сообщение

Сын (дочь) не может выучить стих.

О чем ты только думаешь?
Неужели тебе трудно запомнить?
Ты меня в могилу сведешь …

Давай вместе разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.

Плохое поведение

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение.
Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

ситуация 1

Диалог матери с ребенком:

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.( Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет)

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

Ситуация 2 – высказать неодобрение.

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка? ( Эффективен он или нет)

(Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)

Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!”

(Правильно ли поступил родитель, эффективно ли наказание)

Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

Если ребенок провинился:

  1. Не принимайте решение в плохом настроении;

  2. Оцените поступок и сделайте паузу;

  3. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете и верите в него;

  4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

Наказывая ребенка нужно помнить:

 Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести;

 Наказание должно быть не нормой, а исключением;

 Правом наказания может пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком;

 Не всегда наказывайте сразу после проступка («Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить»);

 Не напоминайте о проступке.

Вторая сторона вопроса ПООЩРЕНИЕ Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление

Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке, и вы говорили сыну: “Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”, он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные “нельзя”, что просто не выдержал. Это пример тому, что и к поощрению нужно относиться внимательно

.А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. используя Я- высказывания

ДОЧЬ: Мама, я сегодня в школе поливала цветы!

МАМА: Я очень рада! (Вместо: “Какая ты у меня молодец!”)

СЫН: Ведь я плохо выступил, правда?

ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: “Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!”).

Как избежать ошибок, найти меру в столь жизненном вопросе как похвала?

Попытаемся разобрать следующие ситуации

Дмитрий хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: “В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!”

( Эффективно ли поощрение - похвала ? Как вы чаще всего поступаете в таких случаях?)

Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: “Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь поступок.

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нкжна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: " Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вон подруге родители велосипед подарили"

Эффективно ли поощрение, как вы поступаете в таком случае?

Суждение: Если ребенка все время хвалить за одни и те же поступки и достижения - похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.

Согласны или нет и почему?

Памятка " Как поощрять ребенка в семье"

1. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

2. Для поощрения используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения.

3. Словесно выражайте одобрение любому успеху своего ребенка, его поведению.

4. Помните! Внимание, любовь и ласка сделают для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Упражнение “Кулачок”

Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ О ВОДЕ.

Вы все помните о том, что человек на 80% состоит из воды.

Ученые доказали влияние социума на её структуру

вода была набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание, она зацвела, которую ругали затухла, а та которой говорили только хорошее по своему составу и ее кристаллы были похожи на воду, взятую из святого источника.

Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?

Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.

Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе.

Давайте подведем ИТОГ. ПОСОВЕЩАВШИСЬ В ГРУППАХ, ВЫСКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ТОМ, КАК УРАВНОВЕСИТЬ ЧАШИ ВЕСОВ.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

С проектом решения родительского собрания выступает председатель родительского комитета:

. 1.Рекомендовать семьям чаще использовать благодарность, похвалу и поощрение за выполнение ребенком той или иной работы.

. 2. Рекомендовать чаще привлекать ребенка к совместному труду. Включать в трудовое воспитание ребенка игру и игровые приемы.

3. Рекомендовать чаще давать ребенку добрые и полезные советы. Поощрять творческий подход ребенка к выполнению поручений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!