(слайд 1)
- Добрый день, уважаемые родители, мамы и папы. Я искренне благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.
- Начать встречу хочу словами Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими людьми – это в нашей власти».
- Уверена, что здесь собрались те, кто хочет лучше знать своих детей, лучше понимать их, кто искренне желает им добра.
- Наша встреча пройдет в форме родительского практикума. Перед нами встанет серьёзная проблема, которая встречается у школьников.
- А что это за проблема, вы определите сами, просмотрев видеофрагмент.
- Обратите внимание на экран.
(слайд 2)
- Так о чём же пойдёт разговор сегодня? (Ответы).
- Верно, о режиме дня наших детей.
- Сегодня постараемся дать ответ на следующие вопросы:
(слайд 3)
Как помочь ребёнку выстроить режим дня?
Что для того надо сделать?
- Предлагаю поработать в группах. Представьте себя в роли учителя. Нам надо разобраться в сложившейся ситуации. Действовать будем по следующему алгоритму.
(слайд 4)
- Этот алгоритм для удобства нашей дальнейшей работы имеется и на ваших столах в печатном виде.
- А теперь вашему вниманию предоставляется такая педагогическая ситуация
(слайд 5)
- Озвучьте её, пожалуйста.
- Что согласно инструкции мы должны сделать сначала? (Определить субъектов ситуации)
- Посовещайтесь между собой.
- Вы готовы их назвать? Кто же они? (Учитель, ученик)
- Многим такая ситуация может показаться банальной или мелкой. Но давайте рассуждать дальше. Как вы думаете, какие проблемы вытекают из этой ситуации.
- Обсудите между собой.
- Кто готов озвучить проблемы? (Выступление родителей)
- Проблема, как известно, намного шире ситуации. Вот как их определила я.
(слайд 6)
Ребёнок будет бездействовать, значит, не продвинется в своём развитии, не усвоит на должном уровне материал.
Он нарушает правила культуры поведения
- Во многом наши мнения совпали.
- Обратимся ещё раз к инструкции. Что теперь нам надлежит определить? (Причины поступка ребёнка)
- У вас на столах шаблоны кленового листа. Совещаясь в парах, составьте список причин, которые, по вашему мнению, оказали влияние на поведение ученика. Запишите их. На каждом листе записываем только одну причину. Вам отводится на это всего 2 минуты.
- А теперь, озвучивая, поместите свои листочки на дерево проблем. (Нарисовано на доске Флипчарт)
- Разрешите и мне внести свою лепту. (Учитель добавляет листочки на дерево).
- Остаётся только отметить такой факт: причины такого поведения ученика на уроке могут быть самыми разными.
- Опять обратимся к инструкции. Что теперь нам надлежит сделать? (Сформулировать задачу)
- Предлагаю придать ей вопросительную форму.
- Кто готов?
- А вот мой вариант.
(слайд 7)
- Продолжаем работать в парах. Будем искать варианты решения.
(слайд 8)
- Каждой паре предлагаю взять карточку.
- Действуйте согласно указанной в ней инструкции. На обсуждение отводим 2-3 минуты.
- Обсудим, к какому мнению вы пришли.
- Слово первой паре. (И так далее)
(Слайды 9-12)
- Замечательно! Мы с вами сформулировали варианты решения.
- Что ещё нам осталось сделать? Обратимся к инструкции. (Выбрать оптимальный вариант)
- Прежде чем мы с вами озвучим его, прочтем письмо, которое написала ученица 2 класса. (читают глазами)
(слайд 13)
- Подумайте, какой вариант из предложенных вами самый оптимальный. При этом учитывайте ту информацию, что получили из письма ребёнка.
- Обсудите.
- Кто хочет поделиться своими мыслями вслух? (высказывания родителей)
- Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, возможно, позвонить родителям и поставить их в известность, что учитель отпускает (как классный руководитель) их сына/дочь с занятий, чтобы он/она отдохнул/а и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся сказать, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
- Почему сейчас вы быстрее справились с выбором своего решения? (Знали точно причину)
- Воспитание – это очень сложное и ответственное дело. В нём нет мелочей. И в ситуации, над решением которой мы сегодня рассуждали, сложно выбрать оптимальный вариант. Им может оказаться любой из предложенных вами ранее в зависимости от причины поведения ребёнка.
- Предлагаю разработать оптимальный режим дня для ребёнка второго класса. (Совещаются, выступает одна группа. Другие вносят коррективы)
(Слайд 14)
Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня).
А сегодня, в заключение нашей встречи, мне хочется познакомить вас с мыслями знаменитого польского гуманиста Януша Корчака: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает знаков и обычаев… Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».
Будьте таким гидом! Помогите своему ребенку не потеряться в стране, имя которой – жизнь, помогите ему стать в нем счастливым.
Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, все они собраны в памятке, которую я приготовила для вас. (Раздать)
А теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи. Прошу вас продолжить эти фразы.
(слайд 15)
- Спасибо вам огромное.
(слайд 16)
- Хочу завершить нашу встречу словами Василия Александровича Сухомлинского Мы – партнёры в воспитании детей. Только совместными усилиями мы можем дать детям большое человеческое счастье.
(слайд 17)
Спасибо за активное участие. До новых встреч!
Инструкция по решению ситуативной педагогической задачи
(алгоритм действий)
Выявление субъектов педагогической ситуации.
Формулирование проблемы, вытекающей их этой ситуации.
Поиск причин, которые могли бы привести к данной ситуации.
Постановка задачи.
Подбор вариантов решения.
Выбор наиболее оптимального варианта решения.
Инструкция по решению ситуативной педагогической задачи
(алгоритм действий)
Выявление субъектов педагогической ситуации.
Формулирование проблемы, вытекающей их этой ситуации.
Поиск причин, которые могли бы привести к данной ситуации.
Постановка задачи.
Подбор вариантов решения.
Выбор наиболее оптимального варианта решения.
Ищем пути решения проблемы
Прочитайте внимательно причину поступка ребёнка и вариант решения этой проблемы. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою позицию. Предложите свой вариант решения, впишите его в пустующую колонку.
Причина поступка | Решение проблемы | Ваш вариант решения |
Ребёнок заболел, поэтому у него такое состояние | Не уступайте ему, продолжайте настаивать на своём! Спать на уроке нельзя!!! | |
Ребёнок хочет спать, так как мало спал ночью | Отругать ребёнка за это. Потребовать заняться работой немедленно! | |
Ищем пути решения проблемы
Прочитайте внимательно причину поступка ребёнка и вариант решения этой проблемы. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою позицию. Предложите свой вариант решения, впишите его в пустующую колонку.
Причина поступка | Решение проблемы | Ваш вариант решения |
Предложенное задание просто неинтересно ребёнку. | Мало ли что ему интересно. Никаких других заданий. Должен делать то же, что и все дети в классе. | |
Таким образом хочет привлечь к себе внимание учителя. | Игнорировать ребёнка за такое поведение | |