СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание ребенок уснул

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не буду делать задание (таблица)»

Кузь Екатерина

Камышинский индустриально педагогический колледж



Решение ситуативной педагогической задачи


Педагогическая ситуация

Учитель заходит в класс, приветствует всех и начинает урок. Через короткий промежуток времени она замечает, что один из ее учеников спокойно спит за партой. Она осторожно подошла и стала будить. На вопрос учителя «Почему ты спишь?», услышала «Я не выспался».

Проблема, вытекающая из этой ситуации

  1. Ребёнок будет бездействовать, значит, не продвинется в своём развитии, не усвоит материал урока.

  2. Он нарушает правила культуры поведения

Причины такого поведения ученика

  1. Ребёнок заболел, поэтому у него такое состояние.

  2. Ребёнок хочет спать, так как мало спал ночью.

  3. Ребёнку просто неинтересно на уроках. Уснул от скуки.

  4. Он вовсе не спит. Таким образом хочет привлечь к себе внимание учителя.

Педагогическая задача

Как поступить учителю по отношению к ученику, нарушающему правила культуры поведения на уроке?

Варианты решения

В каждом случае, перечисленном нами в пункте 3, есть свой путь решения.

  1. Если ребёнок заболел и сонливое состояние спровоцировано этим фактом, выразить сочувствие ребёнку, немедленно позвонить родителям, чтобы они пришли за ним и забрали домой.

  2. Если ребёнок засыпает на уроке, так как мало спал ночью, то в таком состоянии ребёнок не сможет полноценно работать. Лучше оставить его в покое, не стоит заострять на нём внимание. После уроков связаться с родителями для выяснения причины.

  3. Если ребёнок уснул от скуки, учителю стоит проанализировать свои методы и формы ведения урока. Попробовать иначе вести занятия, иногда интригующе, таинственно, иногда с азартом, надо максимально мотивировать на предстоящую работу!

  4. Если это имитация сна с целью привлечения к себе внимания учителя, можно придумать ему какое-то особое положение, какую-то особую роль, назначить своим помощником или контролёром качества. Это вполне возможно для пользы дела!

Оптимальный вариант

В этой ситуации сложно выбрать оптимальный вариант. Им может оказаться любой из выше перечисленных в зависимости от причины поведения ребёнка.

От учителя требуется хорошее знание своих учеников.

Главное – приучить себя думать о действиях и поведении ученика как о своеобразных сообщениях, адресованных учителю. Надо понимать эти сообщения, уметь расшифровывать их и искать адекватные им ответы.

В нашем случае склоняюсь больше к тому, что у ребёнка нарушен режим дня. А значит нужна работа с его родителями. С ними следует провести индивидуальную беседу, родительское собрание о значении режима дня для ребёнка, предложить примерный режим дня.


Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Родительское собрание № 1
• В папке есть два видеоролика (мультфильм). Если возьмете Смешарики, то включать с 30 сек. по 1.50 сек. Если другой, то с 15 с.-1.35 сек. МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ СОВЕТСКИЙ МУЛЬТ.
• МОЗАИКА. Нужно подготовить мозаику для родителей (работают в группах по 2 человека) – распечатать 3 шт. и разрезать. Луше все сложить в конверт и подписать «Конверт № 1» (конверт сделать из листа А4). Подготовить для каждой команды по листу А4, на которые они будут наклеивать мозаику. Соответственно нужен клей – 3 шт.
ИТОГО:
- клей – 3шт.
- шаблоны мозаики – 3 шт.
- лист А4 – 3 шт.
-конверт – 3 шт.
• ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ. Изобразить на флип-чарте дерево (должны быть листы А3). Подготовить шаблоны формы листа дерева (см. в папке уже есть шаблоны) – 6 шт. (1 команда – 2 листа). Не забудь про магниты. Шаблоны сложить в Конверт № 2.
• ПАМЯТКА (см. в паке) – распечатывать формата А5.

Просмотр содержимого документа
«родительское собрание»


(слайд 1)

- Добрый день, уважаемые родители, мамы и папы. Я искренне благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

- Начать встречу хочу словами Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими людьми – это в нашей власти».

- Уверена, что здесь собрались те, кто хочет лучше знать своих детей, лучше понимать их, кто искренне желает им добра.

- Наша встреча пройдет в форме родительского практикума. Перед нами встанет серьёзная проблема, которая встречается у школьников.

- А что это за проблема, вы определите сами, просмотрев видеофрагмент.

- Обратите внимание на экран.

(слайд 2)

- Так о чём же пойдёт разговор сегодня? (Ответы).

- Верно, о режиме дня наших детей.

- Сегодня постараемся дать ответ на следующие вопросы:

(слайд 3)

Как помочь ребёнку выстроить режим дня?

Что для того надо сделать?

- Предлагаю поработать в группах. Представьте себя в роли учителя. Нам надо разобраться в сложившейся ситуации. Действовать будем по следующему алгоритму.

(слайд 4)

- Этот алгоритм для удобства нашей дальнейшей работы имеется и на ваших столах в печатном виде.

- А теперь вашему вниманию предоставляется такая педагогическая ситуация

(слайд 5)

- Озвучьте её, пожалуйста.

- Что согласно инструкции мы должны сделать сначала? (Определить субъектов ситуации)

- Посовещайтесь между собой.

- Вы готовы их назвать? Кто же они? (Учитель, ученик)

- Многим такая ситуация может показаться банальной или мелкой. Но давайте рассуждать дальше. Как вы думаете, какие проблемы вытекают из этой ситуации.

- Обсудите между собой.

- Кто готов озвучить проблемы? (Выступление родителей)

- Проблема, как известно, намного шире ситуации. Вот как их определила я.

(слайд 6)

  • Ребёнок будет бездействовать, значит, не продвинется в своём развитии, не усвоит на должном уровне материал.

  • Он нарушает правила культуры поведения

- Во многом наши мнения совпали.

- Обратимся ещё раз к инструкции. Что теперь нам надлежит определить? (Причины поступка ребёнка)

- У вас на столах шаблоны кленового листа. Совещаясь в парах, составьте список причин, которые, по вашему мнению, оказали влияние на поведение ученика. Запишите их. На каждом листе записываем только одну причину. Вам отводится на это всего 2 минуты.

- А теперь, озвучивая, поместите свои листочки на дерево проблем. (Нарисовано на доске Флипчарт)

- Разрешите и мне внести свою лепту. (Учитель добавляет листочки на дерево).

- Остаётся только отметить такой факт: причины такого поведения ученика на уроке могут быть самыми разными.

- Опять обратимся к инструкции. Что теперь нам надлежит сделать? (Сформулировать задачу)

- Предлагаю придать ей вопросительную форму.

- Кто готов?

- А вот мой вариант.

(слайд 7)

- Продолжаем работать в парах. Будем искать варианты решения.

(слайд 8)

- Каждой паре предлагаю взять карточку.

- Действуйте согласно указанной в ней инструкции. На обсуждение отводим 2-3 минуты.

- Обсудим, к какому мнению вы пришли.

- Слово первой паре. (И так далее)

(Слайды 9-12)

Замечательно! Мы с вами сформулировали варианты решения.

- Что ещё нам осталось сделать? Обратимся к инструкции. (Выбрать оптимальный вариант)

- Прежде чем мы с вами озвучим его, прочтем письмо, которое написала ученица 2 класса. (читают глазами)

(слайд 13)

- Подумайте, какой вариант из предложенных вами самый оптимальный. При этом учитывайте ту информацию, что получили из письма ребёнка.

- Обсудите.

- Кто хочет поделиться своими мыслями вслух? (высказывания родителей)

- Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, возможно, позвонить родителям и поставить их в известность, что учитель отпускает (как классный руководитель) их сына/дочь с занятий, чтобы он/она отдохнул/а и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся сказать, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.

- Почему сейчас вы быстрее справились с выбором своего решения? (Знали точно причину)

- Воспитание – это очень сложное и ответственное дело. В нём нет мелочей. И в ситуации, над решением которой мы сегодня рассуждали, сложно выбрать оптимальный вариант. Им может оказаться любой из предложенных вами ранее в зависимости от причины поведения ребёнка.

- Предлагаю разработать оптимальный режим дня для ребёнка второго класса. (Совещаются, выступает одна группа. Другие вносят коррективы)




(Слайд 14)

Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня).

А сегодня, в заключение нашей встречи, мне хочется познакомить вас с мыслями знаменитого польского гуманиста Януша Корчака: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает знаков и обычаев… Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Будьте таким гидом! Помогите своему ребенку не потеряться в стране, имя которой – жизнь, помогите ему стать в нем счастливым.

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, все они собраны в памятке, которую я приготовила для вас. (Раздать)

А теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи. Прошу вас продолжить эти фразы.

(слайд 15)

- Спасибо вам огромное.

(слайд 16)

- Хочу завершить нашу встречу словами Василия Александровича Сухомлинского Мы – партнёры в воспитании детей. Только совместными усилиями мы можем дать детям большое человеческое счастье.

(слайд 17)

Спасибо за активное участие. До новых встреч!













Инструкция по решению ситуативной педагогической задачи

(алгоритм действий)



  1. Выявление субъектов педагогической ситуации.

  2. Формулирование проблемы, вытекающей их этой ситуации.

  3. Поиск причин, которые могли бы привести к данной ситуации.

  4. Постановка задачи.

  5. Подбор вариантов решения.

  6. Выбор наиболее оптимального варианта решения.






Инструкция по решению ситуативной педагогической задачи

(алгоритм действий)


  1. Выявление субъектов педагогической ситуации.

  2. Формулирование проблемы, вытекающей их этой ситуации.

  3. Поиск причин, которые могли бы привести к данной ситуации.

  4. Постановка задачи.

  5. Подбор вариантов решения.

  6. Выбор наиболее оптимального варианта решения.

















Ищем пути решения проблемы

Прочитайте внимательно причину поступка ребёнка и вариант решения этой проблемы. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою позицию. Предложите свой вариант решения, впишите его в пустующую колонку.



Причина поступка


Решение проблемы


Ваш вариант решения


Ребёнок заболел, поэтому у него такое состояние


Не уступайте ему, продолжайте настаивать на своём!

Спать на уроке нельзя!!!









Ребёнок хочет спать, так как мало спал ночью


Отругать ребёнка за это.

Потребовать заняться работой немедленно!






































Ищем пути решения проблемы

Прочитайте внимательно причину поступка ребёнка и вариант решения этой проблемы. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою позицию. Предложите свой вариант решения, впишите его в пустующую колонку.



Причина поступка


Решение проблемы


Ваш вариант решения


Предложенное задание просто неинтересно ребёнку.


Мало ли что ему интересно. Никаких других заданий. Должен делать то же, что и все дети

в классе.










Таким образом хочет привлечь к себе внимание учителя.


Игнорировать ребёнка за такое поведение














































Просмотр содержимого документа
«уснул на уроке (ситуация)»

Педагогическая ситуация №1

Данная педагогическая ситуация является для начальной школы нестандартной. Хотя от учителей начальных классов слышала подобные ситуации. И у всех была разная реакция на такое состояние своих учеников. Кто-то реагировал спокойно. Не предпринимал никаких действий. Кто-то впадал даже в гнев, что с моей точки зрения недопустимо.

Если произошла такая ситуация, это неприятно, но прежде чем давать волю чувствам, сначала надо посмотреть в корень явления.

Зри в корень!!! Учили нас мудрейшие.

Определим причину, тогда и поймем, стоит ли волноваться, какие принимать меры.

Начинаем рассуждать…Мы знаем, что наш герой ученик начальной школы и скорей всего уже не первоклассник. Значит, это уже не связано с его адаптацией к школе. Основные нормы и правила поведения он к этому времени уже должен усвоить.

ПРОБЛЕМА: проблема, как всегда, несколько шире ситуации: нарушение режима дня вследствие чего ребенок засыпает на уроке.

ПРИЧИНАМИ такого поведения ученика на уроке могут быть различными.

  1. Ученик поздно лег спать по каким-либо семейным обстоятельствам (болезнь кого-то близкого и пр.).

  2. Всю ночь проиграл. Родители не следят за режимом дня ребенка.

  3. Плохое самочувствие.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ:

1.Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.

2.Ситуация очень серьёзная и надо поговорить с родителями ребёнка. Выяснить, почему ребёнок бесконтролен, нужна ли помощь, какая? обязательно организовать разговор по душам с учащимся. Отправлю ребенка домой, перед этим обязательно свяжусь с родителями и поставлю их в известность, на следующий день. Если снижается успеваемость, обратиться к психологу, т.к. уход ребенка в виртуальный мир может быть следствием обстановки в семье и из-за проблем общения со сверстниками и других стрессов. Устранив причину. Нужно с ним потом заниматься дополнительно

3. Можно предложить доспать, а дома выполнить задание (даются номера, страницы учебника для самостоятельного изучения), пообещать завтра обязательно спросить (и обязательно спросить), мотивируя тем, что ученик не пожелает отстать от товарищей. И на такое предложение, как правило, ученики откликаются работой на уроке.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ:

Какой вариант предпочтительнее? Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.

Резюмируя все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что все строится на любви и уважении к детям, которое объединяет в себе:

  • общение на равных

  • открытость для общения

  • желание помочь ребенку

  • умение понять

Хочу закончить словами Ш.А. Амонашвили «Любить детей и каждого ребёнка надо: - искренне, честно, от всего сердца; - спокойно, терпеливо, доверительно; - нежно, красиво, изящно; - преданно, постоянно, без условностей; - воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо; - заботливо, мужественно, понимающе; - с уважением, утверждением, возвышением».







Просмотр содержимого презентации
«презентация к собранию»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» Плутарх Родительский практикум

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти»

Плутарх

Родительский практикум

Вопросы

Вопросы

  • Как помочь ребёнку выстроить режим дня?
  • Что для того надо сделать?
Алгоритм решения  педагогической ситуации Выявление субъектов ПС   Подбор вариантов решения Формулировка проблемы . Выбор оптимального  варианта решения Поиск причин, которые могли бы привести к данной ПС  Постановка задачи.

Алгоритм решения педагогической ситуации

Выявление субъектов ПС

Подбор вариантов решения

Формулировка проблемы .

Выбор оптимального варианта решения

Поиск причин, которые могли бы привести к данной ПС

Постановка задачи.

Я НЕ ВЫСПАЛСЯ…. Учитель заходит в класс, приветствует всех и начинает урок. Через короткий промежуток времени замечает, что один из учеников спокойно спит за партой. Она осторожно подошла и стала будить. На вопрос учителя «Почему ты спишь?», услышала «Я не выспался».

Я НЕ ВЫСПАЛСЯ….

Учитель заходит в класс, приветствует всех и начинает урок. Через короткий промежуток времени замечает, что один из учеников спокойно спит за партой. Она осторожно подошла и стала будить. На вопрос учителя «Почему ты спишь?», услышала «Я не выспался».

Проблема:

Проблема:

  • Ребёнок будет бездействовать, значит, не продвинется в своём развитии, не усвоит материал урока.
  • Он нарушает правила культуры поведения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

  • Как поступить учителю по отношению к ученику, нарушающему правила культуры поведения на уроке?
Причина поступка Решение проблемы  Ваш вариант решения Ребёнок заболел, поэтому у него такое состояние Не уступайте ему, продолжайте настаивать на своём! Спать на уроке нельзя!!! Выразить сочувствие ребёнку, позвонить родителям, чтобы они пришли за ним.

Причина поступка

Решение проблемы

Ваш вариант решения

Ребёнок заболел, поэтому у него такое состояние

Не уступайте ему, продолжайте настаивать на своём!

Спать на уроке нельзя!!!

Выразить сочувствие ребёнку, позвонить родителям, чтобы они пришли за ним.

Причина поступка Решение проблемы Ребёнок хочет спать, так как мало спал ночью Ваш вариант решения  Отругать ребёнка за это. Потребовать заняться работой немедленно! В таком состоянии ребёнок не сможет полноценно работать. Лучше оставить его в покое, не акцентировать на нём внимание. После уроков связаться с родителями для выяснения причины.

Причина поступка

Решение проблемы

Ребёнок хочет спать, так как мало спал ночью

Ваш вариант решения

Отругать ребёнка за это.

Потребовать заняться работой немедленно!

В таком состоянии ребёнок не сможет полноценно работать. Лучше оставить его в покое, не акцентировать на нём внимание. После уроков связаться с родителями для выяснения причины.

Причина поступка Решение проблемы Ребёнку просто неинтересно на уроках. Ваш вариант решения Мало ли что ему интересно. Должен делать то же, что и все дети в классе. Попробовать иначе вести занятия, иногда интригующе, таинственно, иногда с азартом, надо максимально мотивировать на предстоящую работу!

Причина поступка

Решение проблемы

Ребёнку просто неинтересно на уроках.

Ваш вариант решения

Мало ли что ему интересно. Должен делать то же, что и все дети в классе.

Попробовать иначе вести занятия, иногда интригующе, таинственно, иногда с азартом, надо максимально мотивировать на предстоящую работу!

Причина поступка Решение проблемы Таким образом хочет привлечь к себе внимание учителя. Ваш вариант решения Игнорировать ребёнка за такое поведение Придумать ему какое-то особое положение, какую-то особую роль, назначить своим помощником, контролёром качества.   Это вполне возможно для пользы дела !

Причина поступка

Решение проблемы

Таким образом хочет привлечь к себе внимание учителя.

Ваш вариант решения

Игнорировать ребёнка за такое поведение

Придумать ему какое-то особое положение, какую-то особую роль, назначить своим помощником, контролёром качества.   Это вполне возможно для пользы дела !

Мама мне сказала, что я должна соблюдать  режим дня! Вставать в нужное время, умываться, делать зарядку, завтракать, собираться и идти в школу. И в школе я должна все выполнять по режиму. И когда я приду из школы, тоже соблюдать режим дня. Я сначала старалась его соблюдать, но потом пришли гости, они были долго у нас. И спать я легла очень поздно. В школе так хотелось спать, что я случайно уснула на уроке!

Мама мне сказала, что я должна соблюдать

режим дня! Вставать в нужное время, умываться, делать зарядку, завтракать, собираться и идти в школу. И в школе я должна все выполнять по режиму. И когда я приду из школы, тоже соблюдать режим дня. Я сначала старалась его соблюдать, но потом пришли гости, они были долго у нас. И спать я легла очень поздно. В школе так хотелось спать, что я случайно уснула на уроке!

Продолжите фразы Считаю разговор, состоявшийся на собрании………  Я понял (а), что ………  Теперь я буду…………

Продолжите фразы

Считаю разговор, состоявшийся

на собрании………

Я понял (а), что ………

Теперь я буду…………

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!