Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»
Собственные и нарицательные имена существительные.
(урок русского языка в 5 классе)
Учитель: Сорокина Юлия Васильевна
Ульяновск 2022
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель: закрепление знаний об имени существительном, и ознакомление с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные.
Задачи:
познакомить с понятиями «собственные и нарицательные» имена существительные;
корригировать речь учащихся; ВПФ (мышление, внимание, восприятие);
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, презентация по теме урока, карточки с дифференцированными заданиями.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в гости к имени существительному. (Слайд)
II. «Соберем рюкзак знаний». (Слайд)
- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»:
* Имя существительное – это часть слова? (нет) (Слайд)
* Имя существительное – это часть речи? (да) (Слайд)
* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет) (Слайд)
* Имя существительное обозначает предмет? (да) (Слайд)
* Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (да) (Слайд)
* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да) (Слайд)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет) (Слайд)
* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да) (Слайд)
Вывод: - Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?) (Слайд)
- Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие. В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь…
III. И первое препятствие на пути – «Поле словарных слов». (Слайд)
- Запишите слова в два столбика:
Одуш. сущ. Неодуш. сущ.
верблюд болото
герой горизонт
матрос веревка
пассажир столица
(Взаимопроверка)
IV. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд)
- Определите значение слова СТОЛИЦА. (Слайд)
- Сделаем звуко-буквенный разбор слова СТОЛИЦА (один ученик у доски).
- Дополните предложения:
… - столица России.
… - столица нашей области.
Вывод: Москва, Россия, Ульяновск – собственные имена существительные.
- Подумайте, чем будем заниматься на уроке, что еще узнаем про имена существительные?
- Тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные». (Слайд)
- И мы отправляемся с вами дальше в путь.
V. Речка «Наблюдайка»
- Понаблюдаем за именами существительными собственными и нарицательными. (Слайд)
(М, м)альчик (А, а)ндрей
(С, с)обака (Ш, ш)арик
(С, с)трана (Р, р)оссия
(Г, г)ород (О, о)синники
- С какой буквы будем писать слова второго столбика? (Слайд)
- Эти существительные называются собственными. (Слайд)
- Небольшая справка: слово «собственный» происходит от
старославянского «собьство», что означает «свое»,
«личное», «себе принадлежащее». (Слайд)
- Прочитаем правило. (Слайд)
- А как будем писать существительные первого столбика? (Слайд)
- Эти существительные называются нарицательными. (Слайд)
- Небольшая справка: русское слово «нарицательный»
образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть.
- Прочитаем правило. (Слайд)
Вывод: собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – с маленькой.
VI. Игра «Кто это? Что это? (Слайд)
А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой (писатели).
Ульяновск, Димитровград, Самара (города).
Шарик, Жучка, Рекс, Мурка, Полкан, Мухтар (клички собак).
П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Д.Шостакович (композиторы).
Волга, Свияга, Сельдь (реки).
«Волга», «Нива», «Жигули», «Опель», «Лада» (марки машин).
«Морозко», «Репка», «Лиса и Волк», «Гуси - лебеди» (сказки).
Вывод: Фамилии писателей и композиторов, клички животных, названия городов и рек, сказок, марок машин пишутся с большой буквы. Это имена собственные. (Слайд)
VII. Следующее препятствие Мостик «Отдыхайка». (слайд)
(физминутка «Снежинка» - слайд)
VII. Гора «Закрепляйка». (Слайд)
«Собери пару»
п
исатель Свияга
м
оре Ульяновск
ученица Гая
газета «Жигули»
мультфильм Каспийское
машина Диана
улица «Комсомольская правда»
река «Винни Пух»
город А.С. Пушкин
(Самопроверка)
IX. Самостоятельная работа. (Слайд)
Страница 109, упражнение 171 (2 группа – три строчки).
(Взаимопроверка)
X. «Как правильно?» - выберите.
Мы читаем журнал … . «Мурзилка» или Мурзилка ?
Моя любимая песня … . «Улыбка» или Улыбка?
Наша школа находится на улице … . радищева или Радищева?
Мою любимую собаку зовут … . полкан или Полкан ?
XI. Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
XII. Задание на дом
Стр. 108, упр. 169 (I группе 1-3 пр, II группе 4-5 пр.)
XIII. Рефлексия. (Слайд)
- Возьмите в руки мордашки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
-
урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
-Что затруднило сегодня на уроке?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
XIV. Оценки за урок