СОЧ за четверть 9 класс
Слушание
Задание
Прослушайте тексты и выполните задания.
Фрагмент из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
– То-то! – сказал я Пугачёву. – Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачёв горько усмехнулся. «Нет, – отвечал он, – поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».
– А знаешь ты, чем он закончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
– Слушай, – сказал Пугачёв с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Какова калмыцкая сказка?
– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.
-
Какое предложение передает тайный смысл реальной жизни Пугачева.
-
«...лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»
-
«...ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной»
-
«Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»
D) «Улица моя тесна; воли мне мало»
-
Укажите предложение, в котором передается смысл жизни Гринёва.
-
«Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину»
-
«..чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью...»
-
«Не лучше ли тебе...прибегнуть к милосердию государыни?»
-
«Мне должно держать ухо востро...»
-
Укажите, какой литературный приём использует автор в сказке
А) Аллегория В) Метафора С) Метонимия D) Сравнение
-
Докажите, что рассказанная Пугачёвым история – сказка. Приведите 2 аргумента.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[1]
Говорение
5. Выберите один из данных ниже текстов и перескажите его. Обозначьте проблематику и
авторскую позицию, выразите своё отношение
Время на подготовку пересказа - 5 мин.
Время для пересказа - 2 мин.
Текст 1
М. Шаханов «Отрарская поэма о побеждённом победителе или просчёт Чингисхана».
Через два дня Чингисхан прекратил штурм и установил камнемётные машины. Но большие камни не пробивали толстые стены. И что бы ни предпринимали монголы, все отразили горожане. На самых опасных участках обороны видели могучую фигуру Каир-хана, который помогал отбрасывать врага. Его присутствие воодушевляло людей.
Прошло уже целых три месяца. Нетерпеливо топчется около города враг. Темнее тучи лицом завоеватель. И не знает он, что же предпринять? Да, силен и отважен и умеет защищать свою землю этот степной народ по имени — казах. Широкой волной катилось через степи мое войско —размышлял он — нигде никто так не сопротивлялся. И вдруг здесь, как волна в океане, завертелась, закружилась вокруг Отрара конница, словно нарвавшись на каменный утес.
-
собирает Чингисхан своих воинов на совет. Когда в назначенное время явились все в шатер, около отца сели его сыновья — Джучи, Чагатай и Угедей, Толе.
Воцарилось жуткое молчание. Взгляд Чингисхана остановился на старшем сыне… Темучин и Борте после женитьбы справляли медовый месяц. В это время маркиты совершали набег на аул Темучина и увезли Борте. Сам Темучин уходил от погони и молил Бога, чтобы его не догнали. Он спасся. Вскоре он объединил свои силы с Чимухи, вожаком другого рода,
-
наголову разбил маркитов. Не жалели никого, настигали убегавших и рубили. Сам он, догоняя маркитов, работал шашкой и звал свою жену: «Борте, Борте!». Но никто не откликался.
-
когда он оказался возле повозки, покрытой белым войлоком, и прокричал: «Борте, Борте!», из повозки упала на землю, неудачно спрыгнув, молодая женщина и кинулась навстречу мужу. Он соскочил с коня и прижал её к себе. Он сразу ощутил, что она в положении. Его радость перешла в уныние — от него или от врага в неволе зачала она? Эти раздумья навсегда отравят любовь Темучина к первенцу — сыну Джучи.
Мысли отца выражали глаза. Никто не осмеливался в такие минуты смотреть ему в глаза. Но отважный воин и любимчик Чагатай поднял глаза на отца.
Текст 2
Р. Бредбери «Все лето в один день» отрывок
Марго стояла в стороне от них, от всех этих ребят, которые только и знали, что вечный
дождь, дождь, дождь. Им всем было по девять лет, и если выдался семь лет назад такой день,
когда солнце все-таки выглянуло, показалось на час изумленному миру, они этого не
помнили. Иногда по ночам Марго слышала, как они ворочаются, вспоминая, и знала: во сне
они видят и вспоминают золото, яркий желтый карандаш, монету - такую большую, что
можно купить целый мир. Она знала, им чудится, будто они помнят тепло, когда вспыхивает
лицо и все тело - руки, ноги, дрожащие пальцы. А потом они просыпаются - и опять
барабанит дождь, без конца сыплются звонкие прозрачные бусы на крышу, на дорожку, на сад и лес, и сны разлетаются как дым.
Накануне они весь день читали в классе про солнце. Какое оно желтое, совсем как лимон, и какое жаркое. И писали про него маленькие рассказы и стихи.
Мне кажется, солнце - это цветок,
Цветет оно только один часок.
Такие стихи сочинила Марго и негромко прочитала их перед притихшим классом. А за окнами лил дождь.
-
Ну, ты это не сама сочинила! - крикнул один мальчик.
-
Нет, сама, - сказала Марго, - Сама.
-
Уильям! - остановила мальчика учительница.
Но то было вчера. А сейчас дождь утихал, и дети теснились к большим с толстыми стеклами.
Они вертелись на одном месте, точно пестрая беспокойная карусель.
Марго одна стояла поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно. Сейчас она одиноко стояла в сторонке и смотрела на дождь, на шумный мокрый мир за толстым стеклом.
Уильям толкнул ее. Но она не пошевелилась; покачнулась - и только.
Чтение
Задание
Брэдбери Рэй «Всё лето в один день»
Прочитайте текст и выполните задания.
-
солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица. И джунгли так и пылали в солнечных лучах, и дети, очнувшись, с криком выбежали в весну.
- Только не убегайте далеко! - крикнула вдогонку учительница. - Помните, у вас всего два часа. Не то вы не успеете укрыться!
Но они уже не слышали, они бегали и запрокидывали голову, и солнце гладило их по щекам, точно теплым утюгом; они скинули куртки, и солнце жгло их голые руки.
- Это получше наших искусственных солнц, верно? - Ясно, лучше!
Они уже не бегали, а стояли посреди джунглей, что сплошь покрывали Венеру и росли, росли бурно, непрестанно, прямо на глазах. Джунгли были точно стая осьминогов, к небу пучками тянулись гигантские щупальца мясистых ветвей, раскачивались, мгновенно покрывались цветами - ведь весна здесь такая короткая. Они были серые, как пепел, как резина, эти заросли, оттого что долгие годы они не видели солнца. Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета чернил, и были здесь растения цвета луны.
Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное - опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг...
Посреди веселой беготни одна девочка громко, жалобно закричала. Все остановились. Девочка протянула руку ладонью кверху. На раскрытой ладони, по самой середке, лежала большая круглая дождевая капля.
6.Озаглавьте текст.
_________________________________________________________________________________
[1]
7.Определите тему и основную мысль текста.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[2]
8.Выпишите предложение, в котором содержится второстепенная информация.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[1]
9.Какие выразительные средства языка использует автор? Приведите 2 примера, определите их роль.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[4]
10. Какие слова помогают автору изобразить радость детей? (приведите 2 примера из текста)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Письмо
11.Выберите одно из заданий и дайте письменный ответ, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения
Слушание
| № | | Ответ | Балл | Дополнительнаяинформация |
| вопроса |
| | | |
| 1 | | А | 1 | За каждый правильный ответ |
| 2 | | А | 1 | выставляется 1 балл |
| 3 | | А | 1 | |
| | | - птицы умеют говорить; | | За каждый аргумент ставится |
| 4 | | -все события основаны исключительно | 2 | по 1-му баллу |
| | на вымысле; | |
| | | | |
| | | - содержит моральный подтекст | | |
| Всего | | | 5 | |
| | | Говорение | | |
| | | |
| Баллы | | Содержание и точность языка |
| 5 | Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение |
| | с убедительным обоснованием. Соблюдает орфоэпические нормы. Использует |
| | широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. |
| 4 | Раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо |
| | сформулированным обоснованием. В основном соответствующее произношение и |
| | интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании |
| | сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания. | |
| 3 | Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. |
| | Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. |
| | Допускает ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют |
| | понимания. | | |
| 2 | Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования |
| | или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, |
| | но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда |
| | произношение и интонация затрудняют понимание. | |
| 1 | Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную |
| | информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи не хватает связности и |
| | организованности. Использует очень ограниченную лексику. |
| | | | | |
Чтение
№ | Ответ | Балл | Дополнительная |
вопроса | | | информация |
6 | Золотое сияние/Наслаждение солнцем | 1 | Возможны | другие |
7 | Тема – два часа наслаждения естественным | 2 | формулировки ответов |
| солнцем детьми. | | | |
| Основная мысль заключается в том, что солнце – | | | |
| это источник тепла и жизни для людей. | | | |
8 | Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета | 1 | Возможны | другие |
| чернил, и были здесь растения цвета луны. | | варианты ответов |
9 | Солнце, как бронза – сравнение; солнце гладило – | 4 | Возможны | другие |
| олицетворение; веселая беготня- эпитет. | | варианты ответов. |
| | | 2 балла присуждается за |
| | | каждое | найденное |
| | | средство, а 2 балла – за |
| | | определение | их роли в |
| | | тексте | |
10 | 1) они уже не слышали, они бегали и | 2 | Возможны | правильные |
| запрокидывали голову | | варианты ответов |
| 2) ребята со смехом кидались на сплошную | | | |
| поросль; | | | |
| 3) они носились меж деревьев, скользили и падали, | | | |
| толкались, играли в прятки и в салки. | | | |
Всего | | 10 | | |
Письмо
Балл | Содержание и речь | | | | Грамотность | | |
5 | Подробный, ясно обоснованный и очень | Уверенное | | и | соответствующее |
| хорошо проиллюстрированный | ответ. | использование | простых | и | сложных |
| Эффективно раскрывает | простые и | предложений. Ярко выраженный стиль |
| сложные идеи. Организация и структура | письма, обширный словарный запас. |
| эссе на очень высоком уровне с четко | Последовательный и ясный ответ с |
| описанным введением и заключением, | незначительными ошибками | | |
| раскрытые и связные аргументы | | | | | | | | |
4 | Обоснованный | ответ | с | большим | Использует | | простые | | и | сложные |
| разнообразием | примеров, | | хорошо | предложения, видна попытка использовать |
| раскрыты простые и некоторые сложные | разнообразную лексику, стиль хорошо |
| идеи. Эссе с логическим развитием идей, | выражен | | | | | |
| демонстрирует умение аргументировать и | | | | | | |
| делать заключения | | | | | | | | | |
3 | Ответ содержит некоторые примеры, но | Использует | | простые | | и | сложные |
| не всегда обоснованные; раскрывает | предложения, | | | повседневную |
| простые идеи, но иногда недостаточно | лексику. Достаточно ясный ответ, ошибки |
| иллюстрирует | примерами. | | Эссе | заметны, но, в целом, не препятствуют |
| организовано достаточно хорошо, но | передаче информации | | | |
| аргументы не всегда логически развиты | | | | | | |
| | |
2 | Пытается обосновать затронутые пункты, | Использует простые предложения, слабый |
| но допускает много упущений и | словарный запас. Имеются повторы, стиль |
| несоответствий; | раскрывает | | только | недостаточно | выражен. | | Неправильное |
| простые | идеи. Эссе | | | имеет | использование | основных | грамматических |
| ограниченную структуру | и | | слабые | форм и ошибки в орфографии затрудняют |
| аргументы | | | | | понимание | | | | | |
1 | Неясный ответ, ограниченные примеры в | Использует | только простые | предложения |
| соответствии с темой. Структура эссе и | и очень | ограниченный | | словарный |
| раскрытие аргументов на низком уровне. | запас. | | Частые | | | ошибки |