Сочетания и размещения
Определение 1. Произведение подряд идущих первых n натуральных чисел обозначают n! и называют «эн факториал»:
n!=1 2 3 … (n-2) (n-1) n
n
1
n!
2
1
3
1 2=2
4
2! 3=6
3! 4=24
5
6
4! 5=120
7
5! 6=720
6! 7=5040
- Теорема 1. n различных элементов можно расставить по одному на n различных мест ровно n! способами.
- Записывают в виде краткой формулы: P n =n!
- P n -это число перестановок из n различных элементов .
- Определение 2. число всех выборов двух элементов без учета их порядка из n данных элементов называют числом сочетаний из n элементов по 2 и обозначают (цэ из эн по два).
- Теорема 2 ( о выборе двух элементов ). Если множество состоит из n элементов и требуется выбрать два элемента без учета их порядка, то такой выбор можно произвести n(n-1)/2 способами.
Буква С хорошо согласуется «и с французским, и с нижегородским»:
с одной стороны, С – это первая буква слова combinations,
с другой стороны, С – это первая буква слова сочеатание.
Теорема 3. Если множество состоит из n элементов и требуется выбрать из них два элемента, учитывая их порядок, то такой выбор можно произвести n(n-1) способами.
Определение 3. Число всех выборов двух элементов с учетом их порядка из n данных называют числом размещений из n элементов по 2 и обозначают
Определение 4:Число всех выборов k элементов из n данных без учета порядка называют числом сочетаний ,из n элементов по k и обозначают Число всех выборов k элементов из n данных с учётом их порядка называют числом размещений из n элементов по k и обозначают
Сколькими способами можно выбрать 5 учеников из 30 для дежурства в столовой
Актив класса (староста, культорг, редактор стенгазеты, организатор спортивных мероприятий) – 4 человека из 30
7 монет из 10 данных монет;
10 карт из колоды в 32 карты
Пример
- В классе 27 учеников, из них нужно выбрать троих. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) первый ученик должен решить задачу, второй — сходить за мелом, третий — пойти дежурить в столовую;
б) им следует спеть хором?
Пример 8
- «Проказница Мартышка, Осёл, Козел и Косолапый Мишка затеяли сыграть квартет». Мишке поручили выбрать 4 любых инструмента из имеющихся 11.
а) Найти число всевозможных выборов инструментов.
б) Найти число всевозможных рассаживаний участников квартета с выбранными четырьмя инструментами (инструменты, как в басне Крылова, занимают четко отведенные позиции).
в) Сколько всего различных инструментальных составов квартета может получиться?
Квартет
Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет? — Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь».
Следствия из теоремы 4