СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетание индуктивного изучения грамматики и коммуникативных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об эффективности сочетания индуктивного изучения грамматики и коммуникативных игр на уроке английского языка

Просмотр содержимого документа
«сочетание индуктивного изучения грамматики и коммуникативных игр»

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАММАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ


Костина Г.А.


Сегодня в качестве конечной цели обучения иностранному языку рассматривается умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания коммуникантов. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц. Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. Коммуникативная методика предполагает, что грамматические явления изучаются и усваиваются как средства выражения определённых мыслей, отношений и введение их в речевой опыт.

Мировая практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах

  • предъявление речевого образца

  • тренировка

  • применение в речи.

Для каждого из этапов характерны соответствующие их целям упражнения. Однако упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур путём специализированных тренировок – это, безусловно, обязательный этап рационального овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого нужна система коммуникативно-ориентированных упражнений.

Предлагаю следующую систему грамматических упражнений, являющихся средством развития языковой компетенции учащихся.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определённую функционально-коммуникативную роль в общении. Предъявление грамматического материала может быть выполнено разными способами.

- Предъявление в форме диалога, который должен быть реалистичным и изучаемая структура должна присутствовать в нём.

- Предъявление, в основе которого лежит восприятие. Найти аутентичный или самостоятельно разработать материал, содержащий изучаемую конструкцию и необходимую информацию для стимулирования общения между учителем и учеником/ учеником и учеником. (Список товаров в овощном магазине можно использовать для презентации исчисляемых и неисчисляемых существительных).

- Приём вытянутого или смоделированного ответа. Вовлекать учащихся в вопросно–ответное общение, которое сфокусировано на значении того, о чём говорится и побуждает их использовать или слышать изучаемую конструкцию.

Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

  • подчёркивания;

  • выписывание;

  • грамматический разбор.

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Тренировка и формирование грамматических навыков осуществляется индуктивно, т.е. учащиеся применяют в речи новые конструкции, не зная грамматического правила, которое формулируется ими совместно с учителем после выполнения ряда тренировочных упражнений. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные (таблицы), упражнения игрового характера.

Предлагаю следующие задания для тренировочных упражнений

  • Look at the sentences and fill them in using these words.

  • Matching the beginnings and endings of sentences.

  • Choosing the best from a series of options.

  • Re-ordering jumbled words to make accurate sentences.

  • Filling gaps

  • Rewriting in a different tense.

  • Writing further sentences from prompts.

  • Writing the endings of sentences.

  • Teacher and students co – construct the rule.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:

  • коммуникативные задания;

  • учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);

  • коммуникативные игры.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е. задания моделирующие жизненные обстоятельства. Условия УРС необходимо максимально приблизить к условиям реального общения. Это значит, что они должны:

1) соответствовать реальным жизненным обстоятельствам,
2) заинтересовать учащихся в содержании разговора (в получении информации),
3) создавать необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не может быть получена.

Атмосферу игры и соревнования в процессе изучения материала может создать использование приёма ‘Climbing Grammar Mountain’ (приложение 1)

Рассмотрим каким образом можно использовать данную систему для развития языковой компетенции учащихся на примере грамматического материала учебника «Английский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений (автор В.П. Кузовлев) по теме The Past Perfect Tense.

Предъявление

  • ex. 1 р.19

  1. In the text, find an example of a Past Perfect sentence.

  2. Underline all the Past Perfect sentences in the text.

  3. How many different tenses can you find in a sentence with Past Perfect?

  4. What tenses are combined with Past Perfect?

  5. Why does the author use the Past Perfect here?

  6. Could the author use the Past Simple Tense? If so, what would the sentences be like?

Тренировка и формирование грамматических навыков

  • Matching the beginnings and endings of sentences.

I’d heard… … beautiful photographs of tourist sights.

I’d seen… …a lot about Britain.

I hadn’t seen… … pictures of the uglier parts of London.

I hadn’t expected… … that English people were reserved.

… London to be so international.

  • Choosing the best from a series of options.

I had (see, saw, seen) tourist sights.

I hadn’t (hear, heard, heard) that English people were reserved.

Some things were not as I had (expect, expected).

  • Re-ordering jumbled words to make accurate sentences.

as were things I some expected had

expected international I to London be hadn’t so

as were things I some expected had not

  • Filling gaps using an appropriate form.

I … heard a lot about Britain.

Vigdis … seen photographs of tourist sights.

The girl … seen pictures of uglier parts of London.

We … expected London to be so international.

  • Writing further sentences from prompts.

The girl went to London because (she/ hear/ a lot/ about Britain).

Vigdis laughed seeing English people sitting and reading newspapers in the underground. (she/ expect/ them/ to be reserved).

London was a grey, rather dirty city. (Vigdis/ expect/ not/ to see it).

Vigdis was surprised to know that people from different countries lived in London. (she/ expect/ not/ London/ to be/ international).

English children didn’t go out alone. (Vigdis/ hear/ not/ about it).

  • Rewriting in a different tense.

- Vigdis came back from London a few days ago. I met her the same day. She told me a lot about the capital.

- I met Vigdis a few days ago. She _____just ________. She ________.

  • Writing the endings of sentences.

Vigdis had expected that…. And she found it was true.

Vigdis hadn’t expected that…. But she found that…

  • The recitation

Make all the necessary changes and get your own version of the poem.

An absent – minded man

I’d lost my glasses –

I couldn’t go to classes.

I’d lost my bag –

I was so sad.

I’d lost my sock –

I couldn’t go for a walk.

I’d lost my way –

What a terrible day!


I’d…

I couldn’t …

I’d …

I was…

I’d … -

I couldn’t …

I’d …

What…


  • Учитель и ученики формулируют грамматическое правило.

Применение в речи

  1. A board game “Expectations” (приложение 2)

  2. When.

Work in pairs. Join a sentence from the first column with one from the second to make longer sentences, using when, e.g. The guests left. We tidied up. – When the guests had left, we tidied up.

We unpacked our bags.

I read the book about Britain.

We had breakfast.

Oliver had a shower.

Rachael finished her pizza.

The smiths tidied everything up.

They inspected his passport.

It stopped snowing.

She calmed down.


We went out.

I went to London.

We went on an excursion.

He felt better.

She asked for some coffee.

They went out.

He was free to go.

We continued our journey.

She found a right way to the station.












3. Prior events

I’m going to ask you ten questions. Write them down. In small groups, make up answers for them, e.g. T – Why was Daniel so happy? S – Because he had recently come from Britain. (Choose groups to read their answers to the class at random and see if anyone can guess the question.)

Why did Rachel go abroad?

What did you realize when you got home?

Why was Vigdis surprised?

Why was Vigdis disappointed?

What did tom find out when he phoned?

Why was the window open?

How was Moscow different next time you saw it?

Where was his luggage?

Why did he feel sick?

On your own, think back on a time when you went somewhere new and had a lot of new experiences. Make some notes, e.g. Greece – moussaka. Tell us about your experience, e.g. I had never eaten moussaka before I went to Greece. (After a few sentences in open class, let students continue exchanging experiences together in pairs or small groups)

4. Preparations and changes.

Work in small groups. Read these situations and think of ways to continue the narrative, e. g. when I visited my granny, everything was different… My grand ma had thrown out the furniture in the sitting room. She had painted the walls in blue and brown.

1. He arrived in the future, but he didn’t know exactly what year. Certainly the world looked very different…

2. When we arrived back, the whole family was waiting for us…

3. She wondered if all the preparations for the travel were done…

4. We were ready for our holiday…

5. He seemed quite comfortable when we found him in Scotland…

On your own, write a few sentences about a place or person you visited after a long time. Describe what changes had happened, e.g. When I visited my uncle he had built a new house. In small groups ask and answer questions about the changes you wrote about. (Ask the students to put away their writing so that they are speaking rather than reading.)

5. Explanations.

In pairs, imagine you saw your partner doing something interesting yesterday. Take turns to ask and answer questions to find out more, e.g.

A – I saw you yesterday afternoon. Why were you jumping?

B – I was jumping because I had just hurt my leg.

6. Seeing the good side

Are you an optimist or a pessimist? This is an optimist's game! The group divides into two teams. Take turns to make complaints, starting with the ideas below. The other side must try to say something positive. For example:

Team I: Everything's so expensive nowadays, isn't it?

Team 2: Yes, but on the other hand, wages are much higher than they used to be.

Each team takes it in turn to make statements and to answer. The answers must be introduced by one of the phrases from the list. Each team has 10 seconds to answer.

On the one hand,

But then again,

Look at it this way,

Anyway,

Even so,

1. When I went to Moscow, I remembered that I hadn’t read anything about it.

2. My friend went to Britain after she had passed the English exam.

3. I couldn’t understand British people I met. I hadn’t been good at English at

school.

4. I hadn’t expected that English people were so reserved.

5. To my surprise the Welsh were so emotional. I hadn’t expected it.

6. We hadn’t expected that London was so dirty.

7. I had expected that there was a lot of violence in Britain.

7. Interrupting game.

The first person chooses a place he visited. And starts to talk which things there were as he had expected and which were not. Anyone in the class then tries to interrupt, using one of the phrases in the list. The speaker answers, but after that brings the discussion back to the original topic. Try to interrupt as often as possible and in different ways.

Sorry, but… Anyway,…

Excuse me for interrupting, but… In any case,…

I’d like to comment on that. To get back to what I was saying,…

Can I ask a question? Where was I?

Из примера видно, что при индуктивном подходе использование на уроке системы коммуникативных упражнений позволяет учащимся самостоятельно открыть и сформулировать грамматическое правило через общение, обеспечивает контекстуальное использование этого правила и сосредотачивает внимание на значении, а не на форме предложения.

Следующим средством, помогающим решить задачи развития языковой компетенции учащихся, является коммуникативная игра. Она также концентрирует внимание участников на содержании, однако при этом обеспечивает и частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и дают учащемуся возможность ощутить работу языка как средства живого общения.

Практика свидетельствует, что подобное сочетание индуктивного изучения грамматики и коммуникативных игр является эффективным на всех этапах обучения иностранному языку. Уровень сложности коммуникативных заданий варьируется в зависимости от уровня подготовки класса и сложности самого грамматического явления.

__________________________________________________________________

Gunn C., and A. McCallum. Climbing Grammar Mountain. An Interactive Learning Experience. English Teaching Forum (43) 4: 38-45, 2005.

Seymour D., and M. Popova. 700 Classroom Activities. Macmillan: Macmillan Publishers Ltd., 2008.

Келлер Э., Уорнер С. Разговорные клише в английском языке: Учебное пособие. - Обнинск: Титул, 2001.

Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех. - СПб.: КАРО, 2007.

Приложение 1



Приложение 2