Конспект урока литературы в 8 классе по теме: «Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне»».
Бесолова Залина Ивановна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОМШ №44 имени В.Кудзоева, г.Владикавказ
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи урока:
-вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А.Осоргина;
- развить навыки выразительного чтения и анализа текста;
- раскрыть особенности восприятия писателем мира вещей.
Оборудование – портрет М.А.Осоргина, издания его произведений.
Ход урока:
1. Актуализация прежних знаний:
-вступительное слово учителя;
-проверка домашнего задания – выразительное чтений фрагментов поэмы С.Есенина «Пугачев».
2. Формирование новых знаний:
-презентации учащегося о жизни и творчестве М.А.Осоргина;
-беседа по статье учебника В.Я. Коровиной о М.А. Осоргине.
«Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне»».
3. Работа с тексом:
-«Понравился ли рассказ?»;
-«В чем нас хочет убедить рассказчик?» - Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевленная»;
-«Помог ли рассказ подумать о привычных предметах по особому, как о предметах одушевленных, наделенных душой и разумом?»;
-«Кто же является героем произведения?»;
- «Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он когда его ищут?»;
-«Что случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?»;
- «Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?»;
-«Какой прием используется автором, чтобы показать необычную жизнь вещей?» - автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека жизнью.
-«Пронизан ли рассказ чувством юмора и фантазией автора?»;
-«Какие еще художественные приемы были использованы в этом произведении?»;
- «Какими качествами автор награждает представленные в отрывке вещи?» - прочитать от слов «часы шагают….» до слов «почтовая марка».
-«Каковы рассуждения автора в конце рассказа?» - аргументировать текстом.
Вывод – весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
4. Сочинение- миниатюра о вещах, которые находятся в комнате с использованием олицетворения и метафор.
5. Характеристика автора:
Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы. Читателю кажется, что предметы , о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя.
6. Пересказ фрагментов текста;
7. Подведение итогов урока:
-«Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?» - привести примеры;
Все предметы реальны, некоторые из них часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
Фантастическое – предметы живут совей особой жизнью, как ни странно обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествию. Осоргин сумел наделить обыкновенные вещи человеческими качествами.
8. Домашнее задание – придумать свою историю о каком-нибудь предмете.
9. Выставление оценок.