СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А.Осоргина "Пенсне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.Осоргина, развить навыки выразительного чтения и анализа текста

Просмотр содержимого документа
«Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А.Осоргина "Пенсне"»

Конспект урока литературы в 8 классе по теме: «Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне»».

Бесолова Залина Ивановна

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОМШ №44 имени В.Кудзоева, г.Владикавказ

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи урока:

-вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А.Осоргина;

- развить навыки выразительного чтения и анализа текста;

- раскрыть особенности восприятия писателем мира вещей.

Оборудование – портрет М.А.Осоргина, издания его произведений.

Ход урока:

1. Актуализация прежних знаний:

-вступительное слово учителя;

-проверка домашнего задания – выразительное чтений фрагментов поэмы С.Есенина «Пугачев».

2. Формирование новых знаний:

-презентации учащегося о жизни и творчестве М.А.Осоргина;

-беседа по статье учебника В.Я. Коровиной о М.А. Осоргине.

«Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне»».

3. Работа с тексом:

-«Понравился ли рассказ?»;

-«В чем нас хочет убедить рассказчик?» - Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевленная»;

-«Помог ли рассказ подумать о привычных предметах по особому, как о предметах одушевленных, наделенных душой и разумом?»;

-«Кто же является героем произведения?»;

- «Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он когда его ищут?»;

-«Что случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?»;

- «Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?»;

-«Какой прием используется автором, чтобы показать необычную жизнь вещей?» - автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека жизнью.

-«Пронизан ли рассказ чувством юмора и фантазией автора?»;

-«Какие еще художественные приемы были использованы в этом произведении?»;

- «Какими качествами автор награждает представленные в отрывке вещи?» - прочитать от слов «часы шагают….» до слов «почтовая марка».

-«Каковы рассуждения автора в конце рассказа?» - аргументировать текстом.

Вывод – весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

4. Сочинение- миниатюра о вещах, которые находятся в комнате с использованием олицетворения и метафор.

5. Характеристика автора:

Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы. Читателю кажется, что предметы , о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя.

6. Пересказ фрагментов текста;

7. Подведение итогов урока:

-«Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?» - привести примеры;

Все предметы реальны, некоторые из них часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.

Фантастическое – предметы живут совей особой жизнью, как ни странно обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествию. Осоргин сумел наделить обыкновенные вещи человеческими качествами.

8. Домашнее задание – придумать свою историю о каком-нибудь предмете.

9. Выставление оценок.