СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация -1 часть работы над сочиненем ЕГЭ 2019. Прилагаются 3 текста, с которыми ученики работают в ходе презентации.
Сочинение на ЕГЭ -2019
Русский язык
1. ПРОБЛЕМА
Задание 27
План
I. Введение в проблему. (Вступление -1-2 предложения)
II. Основная часть.
1. Формулировка проблемы , поставленной в исходном тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста:
а ) первый пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера;
б) второй пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера;
в) отражение смысловой связи между примерами-иллюстрациями .
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Отражение своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста и его обоснование .
III. Заключение.
Обратите внимание!
Поэтому одна из главнейших задач — научиться выявлять и формулировать проблему текста.
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ
Б.Васильев «Мы – единственный народ в мире…»
Автор рассказывает о русском народе.
[Ответив на поставленный вопрос, вы определили тему исходного текста.]
КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?
Величие русского народа проявляется в его невероятной стойкости, отваге, патриотизме и внутренней ответственности за судьбы человечества.
[Ответ на поставленный вопрос отражает основную мысль текста, позицию автора.]
В чём проявляется величие русского народа?
Заданный вопрос является проблемой, которую рассматривает автор в тексте.
В тексте может рассматриваться несколько проблем.
ОПРЕДЕЛИМ, какую ещё проблему поднимает автор в прочитанном Вами тексте. Д ля этого ответим на поставленные вопросы.
О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?
Автор рассказывает в тексте о величии России.
КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДО НЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ,
РАССКАЗЫВАЯ О ВЕЛИЧИИ РОССИИ?
Величие России заключается не в её просторах и богатствах, а в психологии её народа.
ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
В чём заключается величие России?
Итак, в этом тексте Вы нашли два общественно значимых вопроса, которые автор поднимает и на которые ищет ответ, а значит, определили две проблемы: В чём проявляется величие русского народа? В чём заключается величие России?
ДЕЛАЕМ ВЫВОД
1) установить , о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;
2) понять основную мысль (идею) текста , отражающую отношение автора к изображаемым событиям, фактам, явлениям и
сформулировать её в виде законченного предложения;
3) задать вопрос, на который отвечает это предложение, и записать его.
А.П.Чехов «Был полдень. Помещик Волдырев…»
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?
Автор рассказывает о том, как помещик Волдырев получал справку.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, найдём ключевые слова, с помощью которых проанализируем поступки и выявим личностные качества героев.
Волдырев — «несмело ступил»; «безнадёжно поглядел»; «почему-то стало неловко».
Чиновник — «крикнул не замечая»; «не слышал»; «ожил»; «дал
справку»; «распорядился»; «написал копию»; «готов перед просителем пасть ниц».
Хотя автор не выражает свою позицию прямо, но с помощью
ключевых слов, мы можем понять, что он осуждает чиновника, который вынуждает просителя дать ему взятку, а получив её, готов унижаться. Значит, взяточничество унижает человека. О но унижает и того, кто даёт взятку, и того, кто берёт, а тем более вымогает её.
Какие качества в человеке выявляет получение взятки? (Проблема отношения к взятке.)
ДЕЛАЕМ ВЫВОД
НАДО:
1) установить, о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;
2) найти в тексте ключевые слова , которые называют качества людей или свойства явлений и предметов;
3) на основании ключевых слов выявить основную мысль текста и записать её в виде законченного предложения ;
4) определить, на какой вопрос отвечает это предложение ;
5) записать этот вопрос (в нём и названа проблема текста).
Потренируемся
В.Солоухин «(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие …»
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ
Источники: Л.И. Мальцева РУССКИЙ ЯЗЫК СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ Интенсивный курс Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону Народное образование Москва 2019
© 2019, Воробьева Ольга Ивановна 4313 43