СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ЕГЭ 2019 1. Проблема

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация -1 часть работы над сочиненем ЕГЭ 2019. Прилагаются 3 текста, с которыми ученики работают в ходе презентации.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ЕГЭ 2019 1. Проблема»

Сочинение на ЕГЭ -2019 Русский язык 1. ПРОБЛЕМА

Сочинение на ЕГЭ -2019

Русский язык

1. ПРОБЛЕМА

Задание 27 Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему, включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните  значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа ,написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 27

  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему, включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.
  • Работа ,написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
План I. Введение в проблему. (Вступление -1-2 предложения) II. Основная часть. 1. Формулировка проблемы , поставленной в исходном тексте. 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: а ) первый пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера; б) второй пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера; в) отражение смысловой связи между примерами-иллюстрациями . 3. Отражение позиции автора исходного текста. 4. Отражение своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста и его обоснование . III. Заключение.

План

I. Введение в проблему. (Вступление -1-2 предложения)

II. Основная часть.

1. Формулировка проблемы , поставленной в исходном тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста:

а ) первый пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера;

б) второй пример-иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера;

в) отражение смысловой связи между примерами-иллюстрациями .

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Отражение своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста и его обоснование .

III. Заключение.

Обратите внимание! Если Вы не сформулировали в любой из частей сочинения одну из проблем исходного текста или сформулировали её неверно, то такая работа по критериям К1—К4 оценивается 0 баллов. Значит, вы сразу потеряете 8 баллов.  Поэтому одна из главнейших задач — научиться выявлять и формулировать проблему текста.

Обратите внимание!

  • Если Вы не сформулировали в любой из частей сочинения одну из проблем исходного текста или сформулировали её неверно, то такая работа по критериям К1—К4 оценивается 0 баллов. Значит, вы сразу потеряете 8 баллов.

Поэтому одна из главнейших задач — научиться выявлять и формулировать проблему текста.

УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОБЛЕМА — это общественно важный вопрос, который автор поднимает в тексте .

УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ

  • ПРОБЛЕМА — это общественно важный вопрос, который автор поднимает в тексте .
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕКСТЕ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ Текст 1 Раздаточный материал  Б.Васильев «Мы – единственный народ в мире…»
  • АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕКСТЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
  • Текст 1 Раздаточный материал

Б.Васильев «Мы – единственный народ в мире…»

О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?
  • О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?
Автор рассказывает о русском народе. [Ответив на поставленный вопрос, вы определили тему исходного текста.]

Автор рассказывает о русском народе.

[Ответив на поставленный вопрос, вы определили тему исходного текста.]

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?

Величие русского народа проявляется в его невероятной стойкости, отваге, патриотизме и внутренней ответственности за судьбы человечества. [Ответ на поставленный вопрос отражает основную мысль текста, позицию автора.]

Величие русского народа проявляется в его невероятной стойкости, отваге, патриотизме и внутренней ответственности за судьбы человечества.

[Ответ на поставленный вопрос отражает основную мысль текста, позицию автора.]

ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ О ТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
  • ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ О ТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
В чём проявляется величие русского народа? Заданный вопрос является проблемой, которую рассматривает автор в тексте.

В чём проявляется величие русского народа?

Заданный вопрос является проблемой, которую рассматривает автор в тексте.

В тексте может рассматриваться несколько проблем. ОПРЕДЕЛИМ, какую ещё проблему поднимает автор в прочитанном Вами тексте. Д ля этого ответим на поставленные вопросы. О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ? Автор рассказывает в тексте о величии России. КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДО НЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ, РАССКАЗЫВАЯ О ВЕЛИЧИИ РОССИИ? Величие России заключается не в её просторах и богатствах, а в психологии её народа. ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. В чём заключается величие России? Итак, в этом тексте Вы нашли два общественно значимых вопроса, которые автор поднимает и на которые ищет ответ, а значит, определили две проблемы: В чём проявляется величие русского народа? В чём заключается величие России?

В тексте может рассматриваться несколько проблем.

ОПРЕДЕЛИМ, какую ещё проблему поднимает автор в прочитанном Вами тексте. Д ля этого ответим на поставленные вопросы.

О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?

Автор рассказывает в тексте о величии России.

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДО НЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ,

РАССКАЗЫВАЯ О ВЕЛИЧИИ РОССИИ?

Величие России заключается не в её просторах и богатствах, а в психологии её народа.

ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

В чём заключается величие России?

Итак, в этом тексте Вы нашли два общественно значимых вопроса, которые автор поднимает и на которые ищет ответ, а значит, определили две проблемы: В чём проявляется величие русского народа? В чём заключается величие России?

ДЕЛАЕМ ВЫВОД Для того чтобы определить проблему в тексте публицистического стиля, НАДО: 1) установить , о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста; 2) понять основную мысль (идею) текста , отражающую отношение автора к изображаемым событиям, фактам, явлениям и сформулировать её в виде законченного предложения; 3) задать вопрос, на который отвечает это предложение, и записать его.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

  • Для того чтобы определить проблему в тексте публицистического стиля, НАДО:

1) установить , о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;

2) понять основную мысль (идею) текста , отражающую отношение автора к изображаемым событиям, фактам, явлениям и

сформулировать её в виде законченного предложения;

3) задать вопрос, на который отвечает это предложение, и записать его.

АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ Текст 2 Раздаточный материал А.П.Чехов «Был полдень. Помещик Волдырев…»
  • АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ
  • Текст 2 Раздаточный материал

А.П.Чехов «Был полдень. Помещик Волдырев…»

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ТЕКСТЕ?

Автор рассказывает о том, как помещик Волдырев получал справку.

Автор рассказывает о том, как помещик Волдырев получал справку.

Какую мысль автор хочет донести до читателя?
  • Какую мысль автор хочет донести до читателя?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, найдём ключевые слова, с помощью которых проанализируем поступки и выявим личностные качества героев. Волдырев — «несмело ступил»; «безнадёжно поглядел»; «почему-то стало неловко». Чиновник — «крикнул не замечая»; «не слышал»; «ожил»; «дал справку»; «распорядился»; «написал копию»; «готов перед просителем пасть ниц». Хотя автор не выражает свою позицию прямо, но с помощью ключевых слов, мы можем понять, что он осуждает чиновника, который вынуждает просителя дать ему взятку, а получив её, готов унижаться. Значит, взяточничество унижает человека. О но унижает и того, кто даёт взятку, и того, кто берёт, а тем более вымогает её.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, найдём ключевые слова, с помощью которых проанализируем поступки и выявим личностные качества героев.

Волдырев«несмело ступил»; «безнадёжно поглядел»; «почему-то стало неловко».

Чиновник — «крикнул не замечая»; «не слышал»; «ожил»; «дал

справку»; «распорядился»; «написал копию»; «готов перед просителем пасть ниц».

Хотя автор не выражает свою позицию прямо, но с помощью

ключевых слов, мы можем понять, что он осуждает чиновника, который вынуждает просителя дать ему взятку, а получив её, готов унижаться. Значит, взяточничество унижает человека. О но унижает и того, кто даёт взятку, и того, кто берёт, а тем более вымогает её.

ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
  • ЗАДАДИМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
Какие качества в человеке выявляет получение взятки? (Проблема отношения к взятке.)

Какие качества в человеке выявляет получение взятки? (Проблема отношения к взятке.)

ДЕЛАЕМ ВЫВОД Для того чтобы определить проблему в тексте художественного стиля,  НАДО: 1) установить, о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста; 2) найти в тексте ключевые слова , которые называют качества людей или свойства явлений и предметов; 3) на основании ключевых слов выявить основную мысль текста и записать её в виде законченного предложения ; 4) определить, на какой вопрос отвечает это предложение ; 5) записать этот вопрос (в нём и названа проблема текста).

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

  • Для того чтобы определить проблему в тексте художественного стиля,

НАДО:

1) установить, о чём или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;

2) найти в тексте ключевые слова , которые называют качества людей или свойства явлений и предметов;

3) на основании ключевых слов выявить основную мысль текста и записать её в виде законченного предложения ;

4) определить, на какой вопрос отвечает это предложение ;

5) записать этот вопрос (в нём и названа проблема текста).

Потренируемся Текст 3. Раздаточный материал В.Солоухин «(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие …»

Потренируемся

  • Текст 3. Раздаточный материал

В.Солоухин «(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие …»

 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ

Источники:  Л.И. Мальцева  РУССКИЙ ЯЗЫК  СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ Интенсивный курс  Издатель Мальцев Д.А.  Ростов-на-Дону  Народное образование  Москва  2019

Источники: Л.И. Мальцева РУССКИЙ ЯЗЫК СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ Интенсивный курс Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону Народное образование Москва 2019


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!