СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение как вид контроля знаний

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение как вид контроля знаний»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я уверена, что все вы знаете, что такое сочинение, так как еще в свои школьные годы вы написали ни одно.

Слайд 2.В настоящее время сочинение также является одной из ведущих форм письменного контроля на уроках литературы. Оно дает возможность проверить не только фактическое усвоение обучающимися материала по предмету, но и дает возможность проявить им творческие способности, а кроме этого, сочинение является формой сдачи комплексного экзамена по ОУП.01-02 Русский язык и литература   в колледже, предусмотренного программой обучения на любой специальности. Слайд 3. Студентам предлагается 12 тем, разделенных на три блока, последний из которых, исходя из современных требований к СПО, (щелчок) имеет профессионально – ориентированное содержание. Таким образом, сочинение – это не только форма текущего, но и итогового контроля знаний. Кроме этого, СЛАйд 4. особое значение ОУП. 02 Литература имеет при формировании и развитии ОК (общие компетенции) и ПК (профессиональные компетенции), ЛР (личностных результатов), МР (метапредметных результатов) и ПРб (предметных результатов базового уровня), которые также позволяет сформировать форма контроля в виде сочинения.

Обучающимся, вышедшим из стен школы, «натасканных» на написание сочинений по особой форме, в жанре эссе, очень трудно перестроиться на творческое сочинение, отличающееся объемностью изложения (2,5 листа) и структурой от итогового сочинения в школе. Поэтому в мои задачи, как преподавателя, входит не только научить студентов осмысленному анализу прочитанного, выявлению основных тем и проблем художественного текста, но и «перестроить» их понимание того, что такое сочинение творческого характера.

Поэтому, начиная с 1 учебного семестра, обращаю внимание обучающихся  на требования к  сочинению, которые представлены на слайде.

1.     Соответствие содержания сочинения заданной теме.

2.     Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.

3.     Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4.     Логичность и последовательность в изложении материала.

5.     Самостоятельность в подходе к теме.

6.     Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7.     Точность в использовании эпиграфа и цитатного материала.

8.     Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9.     Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10.                       Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Серьезной проблемой при подготовке и написании сочинения студентами является снижение их уровня начитанности. Конечно, основная деятельность осуществляется на уроках анализа произведения. Тем не менее,  если студент не читал произведение, то и раскрыть, например, образ главного героя он не сможет. Типичной ошибкой  обучающихся является подмена одной проблемы другой, замена собственных рассуждений по проблеме пересказом содержания произведения или соответствующей статьи  учебника.

Слайд 6. Кроме этого, сочинение, согласно рабочей программе, пишется по завершению каждой изученной темы, т.е. конкретного автора и его произведения, а вот количество часов, за которое необходимо изучить объемный материал, а затем и написать по нему сочинение, не позволяет провести качественный полный анализ всего произведения, только некоторые его отдельные части, отдельные проблемы и темы. Согласитесь, невозможно за 5 часов в неделю в полном объеме проработать «Войну и мир»…

Но, несмотря на все «но», сочинение позволяет в полной мере осуществить контроль знаний, ведь из любой ситуации можно найти выход. Так, темы формулируются только по тем проблемам, по которым был проведен анализ произведения, или же даны дополнительные задания для самостоятельной работы обучающихся для подготовки к практической работе в виде сочинения.

 Типичными приемами работы при написании сочинения являются составление плана или обсуждение заранее подготовленных планов; выбор жанра письменной работы; обсуждение и выбор удачных эпиграфов; подбор текстового материала; формулировки отдельных положений, которые ученики намерены отстаивать в своих сочинениях. На таких занятиях вновь обращаемся к различным трактовкам, которые уже звучали в ходе анализа произведения, но теперь уже с целью нахождения эффективных способов включения их в рассуждение по теме сочинения.

Слайд 7. Таким образом, сочинение как форма контроля знаний позволяет оценить умение обучающегося создавать связный текст с учётом языковых норм.  

Кроме того, сочинение может использоваться для проверки навыков анализа текста, владения литературоведческой терминологией, понимания идейной и эстетической позиций писателя. 

Также сочинение как письменная форма контроля знаний позволяет оценить и уровень знания обучающихся грамматических, орфографических, синтаксических и пунктуационных норм русского языка. Что также актуально при подготовке к сдаче комплексного экзамена.

Слайд 8. И если говорить о критериях оценки сочинения, то их можно поделить на: Критерии орфографической и пунктуационной грамотности, которые отражают неправильное написание слов и неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди таких ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления  сочинения. Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления  сочинения.                  Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков студентов, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: Они представлены на слайде.

1)                 богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 

2)                  стилевое единство и выразительность речи; 

           3)        правильность и уместность употребления языковых средств.
Все пунктуационные ошибки

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.); 
            2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действие основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом  
и. Действие этого правила ограничено условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом  и не ставится. Постановка студентом запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа  Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ студентов. Это, прежде всего, ошибки в передаче авторской пунктуации.

3.3. Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления  сочинения

             Критериями оценки указанных сторон сочинения являются:
             1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; 
            2) полнота раскрытия темы; 

3) правильность фактического материала; 

4) последовательность и логичность изложения; 

5) правильное композиционное оформление работы.

Слайд 9. За сочинение обучающийся получает одну оценку, являющуюся обобщенной за все критерии. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам учитываются все требования, предъявляемые к раскрытию темы, к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность), а также количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Таким образом, сочинение как форма контроля знаний обучающихся на уроках литературы позволяет оценить различные аспекты обучения, в том числе: Содержание. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия. Оценивается полнота раскрытия темы, правильность фактического материала и последовательность изложения. Умение использовать литературный материал. Ученик привлекает для аргументации произведения отечественной или мировой литературы. Оценивается уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста. Логику рассуждения. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Оценивается стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение.  Качество речи. Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.  Грамотность. Оценивается богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, отсутствие грамматических и орфографических ошибок. Кроме того, сочинение может помочь выявить уровень речевой культуры ученика, его начитанность и личностную зрелость. 

Спасибо за внимание!












 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.4.  Критерии и нормативы оценки языкового оформления  сочинения

                 Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков студентов, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

1)                 богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 

2)                  стилевое единство и выразительность речи; 

           3)        правильность и уместность употребления языковых средств.
            Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения студента пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.




  • Критерии пунктуационной грамотности

  • Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления  сочинения

  • Критерии и нормативы оценки языкового оформления  сочинения.