СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение: Казачка Кубани

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение: Казачка Кубани»

Сочинение на тему: Казачка Кубани

Рассказ.

Меня зовут Екатерина Константиновна Митасова моя фамилия до замужества Журбенко. Моя мама Ирина Николаевна Журбенко (Терентьева) – потомственная казачка. Её предки по отцу – донские казаки, а по матери – кубанские. Мама этим очень гордилась. Она говорила, что казачка должна всё уметь делать по дому, потому что домашний очаг всегда держится на женщине. А хотите, я расскажу вам о своей маме?

Донского прадеда моего звали Арсений Иванович Терентьев. Родом он из бедняцкой семьи, а влюбился в Веру Александровну Смирнову. Влюбился в черноглазую казачку с первого взгляда, когда она выходила со своей бабушкой-дворянкой из церкви. Он подошел к ней и сказал: «Ты будешь моей женой!». Ох, и досталось ему от братьев прабабушки. У них мельница своя, а он – голь перекатная. Но прадед был настойчивым! Своего добился! Правда, получил хорошего «батога», то есть кнута. Потом этот кнут перешёл в семью Терентьевых. Жили они на Нижнем Дону, в станице Александровской. Прадед был суровым, но справедливым. Станичники выбрали его атаманом. По семейной традиции вёл амбарную книгу, куда записывал все расходы – приходы, а также все поручения, которые давал своим детям и внукам. Семья была большая: восемь детей. Осталось в живых только двое, один их них - отец моей мамы. Мама моя помнила деда и бабушку. Дед воевал, попал в плен, трижды бежал. Дважды после побега фашисты «отдавали» деда на растерзание собакам. После войны дед всегда тепло одевался, потому что сильно мёрз. Мёрзли места, выгрызенные собаками, где кожа обтягивала только кости. В третий раз ему помог бежать из плена поляк. Он и дал деду спичечный коробок с двумя пчёлами – матками. После войны дед оставил агрономию и занялся разведением пчёл. Мёд сдавал государству. Жена его, Вера Александровна, как и полагается женщине казачке, работала по дому. Вела хозяйство, держала огород, воспитывала детей и внуков.

Мама вспоминала, что в доме деда посуда была только деревянная. Первым всегда завтракал дед: выпивал кринку молока и съедал ложку мёда, а потом за стол садилась вся семья. Бабушка деда очень уважала и почитала, и внуков учила с любовью относиться к деду. Дед на день давал всем задания – вскопать в огороде, прополоть лук, почистить в хлеву. Лук у них был знатный! А вечером дед проверял, выполнено его поручение или нет. Если кто-то из внуков поначалу ленился, оставался без ужина. Никто не обижался. Все трудились честно. И выросли все работящими и трудолюбивыми.

А теперь я расскажу вам о своих кубанских предках. Мой прадед Скурышин Иван Иванович – атаман станицы Родниковской. Эта станица и доныне существует на Кубани. Мы с папой нашли её на карте Краснодарского края. Моя прабабушка – Матрёна Поликарповна вела хозяйство, занималась семьёй.

Семья была большой, очень зажиточной и верующей. Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одного дела, даже приёма пищи. Все члены семьи свято чтили обычаи и традиции казаков. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе, или, как тогда говорили, круге. В казачьем обществе женщину уважали и почитали, наделять её правами мужчины не было необходимости. Ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в походах, на кордоне. Дома он находился мало. Главная роль в семье и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на нём лежала обязанность содержать семью материально и поддерживать в семье строгий порядок казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Все эти обычаи строго соблюдались в атаманской семье Скурышиных.

Матрёна Поликарповна и её мать Дарья, которую по кубанским обычаям называли Адаркой, были хорошими пекарями. На пасху всегда пекли вкусные куличи и раздавали станичникам и нищим в церкви. Проявить доброту и вообще услугу – это особенность казачьей души. Прежде чем самому что – либо съесть, казак должен был предложить тому, кто рядом с ним находился. За грех считалось отказать в просьбе просящему или в подаянии – нищему. Говорили: лучше всю жизнь давать, чем просить. Когда началось революция и Гражданская война, семья бежала на Кавказ. Прадеда убили чеченцы, а прабабушка нанялась к грузинскому князю на кухню. После войны семья вернулась в родную станицу.

Адарка была травницей, лечила людей. Она прожила очень долгую жизнь. Когда мама начинала о ней рассказывать, то всегда плакала, потому что именно Адарка спасла ей жизнь. Моей маме был всего лишь годик, когда ее мама Валентина (то есть моя бабушка) привезла ее, умирающую, в станицу Родниковскую. Всё тело мамы было покрыто фурункулами. Врачи лечить ребенка отказались. Адарка поняла, зачем маму привезли в станицу. Она посмотрела на годовалую девочку и сказала: «Вылечу!» Три дня Адарка не выходила из закрытой комнаты, не принимала сама ни пищи, ни питья. Наверное, лечила молитвами. Через три дня она вышла из комнаты и вынесла мою маму. Это был ребенок с чистой, здоровой кожей.

К сожалению, мама не помнила отчества Адарки. Не сохранились у нас и её фотографий. Из рассказов Матрёны Поликарповны мы знаем, что Адарку любили и уважали все станичники. Вообще у казаков уважение к старшему являлось внутренней потребностью. на Кубани в обращении к старшим редко можно было услышать «дед», «старик», «старуха». Произносили ласково: «батько», «тату», «мать», «мамо».

Моя мама тоже выросла в потомственной казачьей семье. Только в советское время не принято было афишировать, что ты казачьего сословия. Мой дедушка - Терентьев Николай Арсеньевич служил подводником, получил железнодорожное образование, работал по специальности. Моя бабушка Терентьева Валентина Ивановна получила средне-специальное образование в сфере торговли, работала по специальности. В семье росло четверо детей: два брата – близнеца и две сестры. Казачьи традиции соблюдались, но не оговаривались, что это именно казачьи:

1.Уважительное отношение к старшим

2.Безмерное почитание гостя

3.Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Эти же традиции живут и в нашей семье Журбенко. Моя мама Ирина Николаевна получила средне-специальное образование в сфере торговли, работала по специальности. Когда заболела и получила инвалидность, мы переехали на родину моего отца, в Приморско-Ахтарск, который стал для нас родным и любимым городом. Мой папа, Журбенко Константин Григорьевич, родом из станицы Ольгинской, по специальности авиадиспетчер. Он очень умный, знает всё – всё на свете, владеет английским языком, сейчас на пенсии. Я у них, как говорят, поздний ребенок. Моя мама общественница. Была членом Общественной Палаты при администрации района, член Попечительского совета при Соцзащите, член комиссии по опекунству. К ней обращалось много людей, и она всем готова была прийти на помощь.

Мама была всегда весёлая и жизнерадостная, она для всех находила доброе слово. Мне бы очень хотелось быть похожей на неё, благодаря ей я научилась многому. И я хочу посвятить маме Ирине Николаевне следующие строки:

На Кубани есть семья Дед и прадед были атаманы,

Дружная, весёлая: Бабки – кулинарки,

Папа, мама, дочка – я, Добрые хозяйки.

Катерина скромная. Мы встречаем всех гостей

В гости ходим только вместе, С теплотой и лаской

Много стряпаем из теста, По традиции казачьей.

Людям шьем, поем и пляшем, Ведь недаром предки наши

На заказ и вещи свяжем - Дали нам наказ:

Рады всем прийти на помощь! Берегите души ваши!

Предки наши с Дона и Кубани, И воздастся вам!



Даже после того, как я вышла замуж за Митасова Алексея Андреевича, мой казачий род продолжается, так как мой муж тоже решил стать казаком и продолжить старинные традиции наших предков.