СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация поморжет учащимся и коллегам в подготовке кзаданию 27 . Сочинение в формате ЕГЭ занимает важную позицию среди заданий ЕГЭ повышенного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на ЕГЭ по русскому языку»

МКОУ «КУЛЛАРСКАЯ СОШ» СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  В НОВОМ ФОРМАТЕ 2019 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  КУЛЛАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЖАФАРОВА ТАМИЛА ДЖАФАРОВНА

МКОУ «КУЛЛАРСКАЯ СОШ»

СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В НОВОМ ФОРМАТЕ

2019 ГОД

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КУЛЛАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ДЖАФАРОВА ТАМИЛА ДЖАФАРОВНА

 ЕГЭ-2019  Готовимся к сочинению в новом формате

ЕГЭ-2019 Готовимся к сочинению в новом формате

Основные рекомендации  Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.  Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения — не менее 150 слов. Композиция сочинения

Основные рекомендации Формулировка задания

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.
  • Композиция сочинения
Ключевые понятия Проблема Комментарий ( пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами ) Позиция автора Своё отношение к позиции автора Обоснование своего отношения к позиции автора Проблема Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор Проблематика текстов ЕГЭ - Человек и общество - Человек и культура - Человек и природа - Человек и человек

Ключевые понятия

  • Проблема
  • Комментарий ( пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами )
  • Позиция автора
  • Своё отношение к позиции автора
  • Обоснование своего отношения к позиции автора

Проблема

Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор

Проблематика текстов ЕГЭ

- Человек и общество

- Человек и культура

- Человек и природа

- Человек и человек

Способы формулирования проблемы Вопросительное предложение Конструкция «Проблема чего» Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора). Автор поднимает проблему отцов и детей. Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор. В центре внимания автора проблема дружбы. В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор. (ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Способы формулирования проблемы

Вопросительное предложение

Конструкция «Проблема чего»

Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

Автор поднимает проблему отцов и детей.

Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

В центре внимания автора проблема дружбы.

В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

От позиции автора к проблеме   1. Выявите основную мысль текста 2. Запишите её в виде законченного предложения 3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение 4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста Пример Позиция автора • Человек должен с уважением относиться к родному языку. Проблема • Каким должно быть отношение человека к родному языку?

От позиции автора к проблеме

1. Выявите основную мысль текста

2. Запишите её в виде законченного предложения

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Пример

Позиция автора

• Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

• Каким должно быть отношение человека к родному языку?

Выявление проблемы  в художественном тексте Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм ) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Выявление проблемы в художественном тексте

  • Проанализируйте поступки, отношения героев
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
  • Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм )
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Комментарий  Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. Логика комментирования 1.Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора Что такое пример-иллюстрация?  Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается  пояснениями, интерпретациями учащегося

Комментарий

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Логика комментирования

1.Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося

Типы информации в тексте Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Типы информации в тексте

  • Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
  • Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
  • Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13) . Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных

Структура комментария Комментарий Первый пример Связь между примерами Второй пример Пояснение к примеру Пояснение к примеру Примеры иллюстрации Публицистический текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Художественный текст Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». В центре внимания автора случай…. Писатель изображает (кого, что)… Автор разделяет мнение (кого)… Публицист спорит (с кем)… Герой говорит: «Цитата». Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Особого внимания заслуживает мнение автора о… Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который…

Структура комментария

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Примеры иллюстрации

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Художественный текст

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

В центре внимания автора случай….

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Герой говорит: «Цитата».

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам Публицистический текст Художественный текст Писатель хочет сказать, что… Автор не случайно обращает наше внимание на… Этот пример показывает, что… Поступок героя показывает, что... Смысл этого высказывания в том, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Слова (мысли) героя позволяют понять…. Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Я думаю, этим примером автор хотел показать… Эти события автор описывает, чтобы… Приведённые слова содержат глубокий смысл… Пример + пояснение  «Цитата», - пишет автор, чтобы… «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

Пояснение к примерам

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что...

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Пример + пояснение

«Цитата», - пишет автор, чтобы…

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

Смысловая связь между примерами Смысловые отношения Типовые констукции Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причины Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Уступка Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения

Типовые констукции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами? ✓ Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.  ✓ Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:  Для сравнения обратимся к другому примеру.  ✓ Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)

Где обозначать связь между примерами?

✓ Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.

✓ Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру.

✓ Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с  Ч.Т. Айтматовым  «Книги, открывающие нас»   Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. Первый пример (1) Автор искренне убеждён в том, что книга - это «важное звено в духовной связи людей». Пояснение к первому примеру (2) Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества. Второй пример (3) Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Пояснение ко второму примеру (4) Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. Связь между примерами (5) Оба эти примера, дополняя друг друга, позволя ют автору показать важность книги и чтения. Позиция автора Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример (1)

Автор искренне убеждён в том, что книга - это «важное звено в духовной связи людей».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму примеру (4)

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволя ют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Работа с отрывком из повести В.М.Санина  «Когда я был мальчишкой» . Фрагмент сочинения О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!» Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять. А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой» . Фрагмент сочинения

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.

Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.

Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)

Проблема

В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Первый пример (1)

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Связь между примерами (3)

Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

Второй пример (4)

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей...

Пояснение ко второму примеру (5)

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

К.Г Паустовский «Акварельные краски» Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки». - Трепотня! - мрачно говорил Берг. -У таких, как мы,нет и не может быть родины. - Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. -Ты землю не любишь, чУдак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.  Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

К.Г Паустовский «Акварельные краски»

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- Трепотня! - мрачно говорил Берг. -У таких, как мы,нет и не может быть родины.

- Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. -Ты землю не любишь, чУдак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж». Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей. - Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

...Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

- Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Формулировка проблемы Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский. Комментарий. Первый пример с пояснением Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Комментарий.

Первый пример с пояснением

Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Комментарий. Второй пример с пояснением Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто» . Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество. Смысловая связь между примерами Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству. Позиция автора Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Комментарий.

Второй пример с пояснением

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто» . Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.

Смысловая связь между примерами

Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Типичные ошибки комментирования Комментарий не опирается на текст Комментарий подменяется пересказом или цитированием Приведены неподходящие примеры Приведены примеры без пояснения Не указана связь между примерами Комментарий не опирается на текст  Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Типичные ошибки комментирования

  • Комментарий не опирается на текст
  • Комментарий подменяется пересказом или цитированием
  • Приведены неподходящие примеры
  • Приведены примеры без пояснения
  • Не указана связь между примерами

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками. Приведены примеры без пояснения Не выявлена смысловая связь между примерами Автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Приведены примеры без пояснения

Не выявлена смысловая связь между примерами

Автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский. Читая текст, мы с удивлением узнаем, что художник Берг не признает слово «родина», равнодушен к природе родного края. «Ты землю не любишь, чудак! А еще художник!» - говорят ему товарищи. Только после долгого пребывания в муромских лесах в герое просыпается любовь к родине. Берг сам хочет понять, какими «неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины». Паустовский хотел показать, как красота природы пробуждает в человеке любовь к родному краю, к своей стране.

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский.

Читая текст, мы с удивлением узнаем, что художник Берг не признает слово «родина», равнодушен к природе родного края. «Ты землю не любишь, чудак! А еще художник!» - говорят ему товарищи. Только после долгого пребывания в муромских лесах в герое просыпается любовь к родине. Берг сам хочет понять, какими «неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины». Паустовский хотел показать, как красота природы пробуждает в человеке любовь к родному краю, к своей стране.

Обоснование своего отношения к позиции автора (К4) Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.  Аргументы к пафосу Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отноение к чему-либо. Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Обоснование своего отношения

к позиции автора (К4)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отноение к чему-либо.

Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь. Сама история человеческого прогресса - это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации. Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство): Нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь.

Сама история человеческого прогресса - это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации.

Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство):

Нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Примеры заключений в сочинении Хорошая речь - важная составляющая имиджа делового человека Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит.  Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Примеры заключений в сочинении

Хорошая речь - важная составляющая имиджа делового человека

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Честность - одно из важнейших качеств человека Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.

Честность - одно из важнейших качеств человека

Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.

Художественная литература - это могучее средство духовного обогащения человека Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства. Когда-то, ещё в девятом классе, я открыл для себя стихи Федерико Гарсиа Лорки, и с творчества этого испанского поэта началось мое постижение иных художественных миров - Пушкина и Тютчева, Ахматовой и Цветаевой, Блока и Мандельштама… Вместе с авторами и героями художественных книг мы переживаем столько, сколько невозможно пережить и «перечувствовать» за одну человеческую жизнь. Разве можно пренебречь этим бесценным духовным опытом?

Художественная литература - это могучее средство духовного обогащения человека

Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства.

Когда-то, ещё в девятом классе, я открыл для себя стихи Федерико Гарсиа Лорки, и с творчества этого испанского поэта началось мое постижение иных художественных миров - Пушкина и Тютчева, Ахматовой и Цветаевой, Блока и Мандельштама… Вместе с авторами и героями художественных книг мы переживаем столько, сколько невозможно пережить и «перечувствовать» за одну человеческую жизнь. Разве можно пренебречь этим бесценным духовным опытом?

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Шаг 4. Напишите заключение. " width="640"

Стратегия работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

Шаг 4. Напишите заключение.

 Шаблон для написания сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019.

Шаблон для написания сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019.

Вступление Сочинение можно начать, задав два-три вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Формулировка проблемы (Проблема – вопрос, над которым размышляет автор) В виде вопроса , после которого делается отсылка к исходному тексту : Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?): Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова. В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?). Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?). В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).

Вступление

Сочинение можно начать, задав два-три вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.

Формулировка проблемы

(Проблема – вопрос, над которым размышляет автор)

В виде вопроса , после которого делается отсылка к исходному тексту :

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов.

Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?):

Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова.

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).

Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).

В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста  (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами). Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося. Первый пример-иллюстрация Публицистический текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Художественный текст Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата» (если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор заменяем на слово рассказчик) Автор разделяет мнение (кого)… В центре внимания автора случай… Публицист спорит (с кем)… Писатель изображает (кого – что)… Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Герой говорит: «Цитата». Особого внимания заслуживает мнение автора о… Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя. Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на стороне героя, который…

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами). Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Первый пример-иллюстрация

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Художественный текст

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

(если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор заменяем на слово рассказчик)

Автор разделяет мнение (кого)…

В центре внимания автора случай…

Публицист спорит (с кем)…

Писатель изображает (кого – что)…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Герой говорит: «Цитата».

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение примера Публицистический текст Писатель хочет сказать, что… Смысловая связь между примерами Художественный текст Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Автор не случайно обращает наше внимание на… Этот пример показывает, что… Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе. Смысл этого высказывания в том, что… Поступок героя показывает, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Слова (мысли) героя позволяют понять…. Я думаю, этим примером автор хотел показать… Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…  Приведённые слова содержат глубокий смысл… Эти события автор описывает, чтобы…

Пояснение примера

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Смысловая связь между примерами

Художественный текст

Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Смысл этого высказывания в том, что…

Поступок героя показывает, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Эти события автор описывает, чтобы…

Второй пример-иллюстрация и пояснение примера Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Публицистический текст Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата». Художественный текст Иванов И.И. убеждён: «Цитата». Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что… Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)… Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата». Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что… Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Иванов И.И…

Второй пример-иллюстрация и пояснение примера

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Публицистический текст

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».

Художественный текст

Иванов И.И. убеждён: «Цитата».

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».

Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что…

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Иванов И.И…

Отношение к позиции автора + обоснование Для выражения своего мнения: Вывод 1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему… Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что… Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что… 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор 3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что… Автор хочет, чтобы… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания 4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что… 5) Мне близка позиция автора тем, что… Для аргументации собственной позиции: 1) Как часто приходится сталкиваться с … 2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как… 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Отношение к позиции автора + обоснование

Для выражения своего мнения:

Вывод

1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему…

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что…

Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

Автор хочет, чтобы… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)

Сочинение Вступление «Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня...» - писал К. Симонов. В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин. Первый пример Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». Пояснение к первому примеру Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения. Связь между примерами Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

Сочинение

Вступление

«Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня...» - писал К. Симонов. В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Первый пример

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».

Пояснение к первому примеру

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Связь между примерами

Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

Второй пример

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…

Пояснение ко второму примеру

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

Моя позиция

Трудно не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трехсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны.

Вывод

Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет.

Прочитайте текст.  Сформулируйте проблему текста. История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности.

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности.

 Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну)

Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

(По Н. Самвеляну)

 Сочинение 1   по тексту Николая Самвеляна  Культура есть память человечества о самом себе, это историческая память жизни. Культура – это форма человеческой жизни. И именно поэтому она требует бережного отношения к себе.  В предложенном для анализа тексте Николая Самвеляна поднимается важная проблема бережного отношения человека к культуре. Эта проблема актуальна особенно в современном мире.  Размышляя над проблемой , Самвелян утверждает , что «история человечества – это история его культуры». И поэтому «покушения на культуру всегда есть покушения на человечество в целом» . И неслучайно так высоко ценит автор общечеловеческую культуру. Автор приводит пример из истории, а именно Чингисхана,  который «сжигал города, уничтожал святыни, не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры.»

Сочинение 1 по тексту Николая Самвеляна

Культура есть память человечества о самом себе, это историческая память жизни. Культура – это форма человеческой жизни. И именно поэтому она требует бережного отношения к себе.

В предложенном для анализа тексте Николая Самвеляна поднимается важная проблема бережного отношения человека к культуре. Эта проблема актуальна особенно в современном мире.

Размышляя над проблемой , Самвелян утверждает , что «история человечества – это история его культуры». И поэтому «покушения на культуру всегда есть покушения на человечество в целом» . И неслучайно так высоко ценит автор общечеловеческую культуру. Автор приводит пример из истории, а именно Чингисхана, который «сжигал города, уничтожал святыни, не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры.»

 Автор не оправдывает Чингисхана, но подчеркивает, что в отличие от него «цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты.» Они действуют осознанно, целенаправленно. Автор негодует по поводу того , что уничтожение любой высокой культуры для этих вандалов «благо » . Самвелян, продолжая рассуждать об отношении человека к культуре, с болью обращает внимание читателей на то, что вандалы пытаются отрицать значимость таланта Шаляпина . И причина здесь, по мнению автора, скорее всего в зависти и в агрессии, что тоже является не иначе как актом вандализма против общечеловеческой культуры. Противопоставляя жестокость и беспощадность Чингисхана к чужой культуре озлобленности и беспринципности «цивилизованных вандалов», автор выражает озабоченность за судьбу общечеловеческой культуры. Зло ,осознанное , намного страшнее. Это прямой путь к деградации человека .

Автор не оправдывает Чингисхана, но подчеркивает, что в отличие от него «цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты.» Они действуют осознанно, целенаправленно. Автор негодует по поводу того , что уничтожение любой высокой культуры для этих вандалов «благо » . Самвелян, продолжая рассуждать об отношении человека к культуре, с болью обращает внимание читателей на то, что вандалы пытаются отрицать значимость таланта Шаляпина . И причина здесь, по мнению автора, скорее всего в зависти и в агрессии, что тоже является не иначе как актом вандализма против общечеловеческой культуры. Противопоставляя жестокость и беспощадность Чингисхана к чужой культуре озлобленности и беспринципности «цивилизованных вандалов», автор выражает озабоченность за судьбу общечеловеческой культуры. Зло ,осознанное , намного страшнее. Это прямой путь к деградации человека .

Позиция автора очевидна. Она заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Историческая память –важная часть культуры и человечности.

Трудно не согласиться с мнением автора. А как же иначе? Каждый интеллигентный , воспитанный человек будет категорически против разрушения культуры человечества. Трудно представить себе, что будет с человечеством, если не охранять и не ценить культурное наследие. Культуру нужно не только охранять, но и преумножать .

Актуальнейшая проблема сохранения культуры человечества не оставляет равнодушным никого. Великий публицист, академик Д.С.Лихачев, в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждает о безусловной важности и великом предназначении культуры в жизни человечества, в развитии мира в целом. Он утверждает, что отсутствие культуры не может быть признаком цивилизационного человечества. И сегодня культура нуждается в защите!

Итак, в заключение я хочу сказать, что очень важно беречь и сохранять культуру человечества. Именно культура делает нас чище и добрее! Культура всегда была и будет непреходящей ценностью!

Иван Тургенев — Два богача  (Стихотворение в прозе): Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж . Далеко Ротшильду до этого мужика!

Иван Тургенев — Два богача (Стихотворение в прозе):

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж .

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Сочинение 2 по тексту  И.С. Тургенева «Два богача» Есть вещи, которые никогда не перестанут удивлять и восхищать. Величие души – одно из качеств, которые делают человека Человеком. В лирической миниатюре Ивана Сергеевича Тургенева «Два богача» поставлена нравственная проблема величия души человека. Это очень важная проблема, одна из так называемых вечных проблем .  Размышляя над проблемой, Иван Сергеевич Тургенев противопоставляет миллионера Ротшильда бедному мужику из убогого крестьянского семейства. Автор с благодарностью, «хваля и умиляясь» ,но не без иронии, пишет, что богач Ротшильд из «громадных своих доходов» тратит «целые тысячи» на благотворительность. Действительно, Ротшильд жертвует огромные средства на лечение больных, воспитание детей и призрение старых. Хвала и честь Ротшильду за это! Неслыханная щедрость !

Сочинение 2 по тексту И.С. Тургенева «Два богача»

Есть вещи, которые никогда не перестанут удивлять и восхищать. Величие души – одно из качеств, которые делают человека Человеком.

В лирической миниатюре Ивана Сергеевича Тургенева «Два богача» поставлена нравственная проблема величия души человека. Это очень важная проблема, одна из так называемых вечных проблем .

Размышляя над проблемой, Иван Сергеевич Тургенев противопоставляет миллионера Ротшильда бедному мужику из убогого крестьянского семейства. Автор с благодарностью, «хваля и умиляясь» ,но не без иронии, пишет, что богач Ротшильд из «громадных своих доходов» тратит «целые тысячи» на благотворительность. Действительно, Ротшильд жертвует огромные средства на лечение больных, воспитание детей и призрение старых. Хвала и честь Ротшильду за это! Неслыханная щедрость !

Не каждый богатый человек отважится на такую благотворительность. Но щедрость Ротшильда блекнет рядом с величием души простого мужика, который решил принять «сироту- племянницу в свой разоренный домишко». Тогда этому «убогому семейству не н а что будет соли добыть, похлебку посолить ». Мужик убеждает свою жену в необходимости призреть сиротку Катьку. Тургенев ласково называет жену бедного , милосердного мужика «бабой». Автор неслучайно подчеркивает социальный статус героев. Убогое положение в обществе не лишает мужика и бабу благородства ! Им есть нечего, соли не на что будет купить, но они готовы отдать последнее сироте Катьке, готовы есть похлебку «не соленую ». И это не последние их проблемы. Конечно, «далеко Ротшильду до этого мужика!» Если Ротшильд богат материально, то мужик богат духовно. Вот истинное величие! И это очень важно.

Не каждый богатый человек отважится на такую благотворительность. Но щедрость Ротшильда блекнет рядом с величием души простого мужика, который решил принять «сироту- племянницу в свой разоренный домишко». Тогда этому «убогому семейству не н а что будет соли добыть, похлебку посолить ». Мужик убеждает свою жену в необходимости призреть сиротку Катьку. Тургенев ласково называет жену бедного , милосердного мужика «бабой». Автор неслучайно подчеркивает социальный статус героев. Убогое положение в обществе не лишает мужика и бабу благородства ! Им есть нечего, соли не на что будет купить, но они готовы отдать последнее сироте Катьке, готовы есть похлебку «не соленую ». И это не последние их проблемы. Конечно, «далеко Ротшильду до этого мужика!» Если Ротшильд богат материально, то мужик богат духовно. Вот истинное величие! И это очень важно.

 Позиция автора очевидна. Тургенев подчеркивает величие души и неисчерпаемую силу духа мужика. Автор уверен ,что отдать последнее могут не все. Для этого большое доброе сердце иметь нужно!  Трудно не согласиться с мнением автора. Поступок мужика - настоящий подвиг, на который может решиться не каждый. Щедрость богача Ротшильда меркнет перед величием души «богача» мужика. Конечно, благородство Ротшильда тоже вызывает восхищение и у автора, и у читателей. Но все же «далеко Ротшильду до этого мужика». Отдав часть из своих несметных богатств, Ротшильд не становится беднее, это никоим образом не влияет на качество его жизни. А «убогое семейство мужика» будет нуждаться еще больше, но духовное богатство и величие души обязательно помогут им преодолеть все трудности . И будет эта семья счастлива только потому, что не бросила на произвол судьбы сиротку .  Итак, мы убедились в том, что сердечная щедрость и величие души не зависят от материальных возможностей. Богатство и величие души в другом.  И это вечное, ценное... Величию души низкий поклон!

Позиция автора очевидна. Тургенев подчеркивает величие души и неисчерпаемую силу духа мужика. Автор уверен ,что отдать последнее могут не все. Для этого большое доброе сердце иметь нужно!

Трудно не согласиться с мнением автора. Поступок мужика - настоящий подвиг, на который может решиться не каждый. Щедрость богача Ротшильда меркнет перед величием души «богача» мужика. Конечно, благородство Ротшильда тоже вызывает восхищение и у автора, и у читателей. Но все же «далеко Ротшильду до этого мужика». Отдав часть из своих несметных богатств, Ротшильд не становится беднее, это никоим образом не влияет на качество его жизни. А «убогое семейство мужика» будет нуждаться еще больше, но духовное богатство и величие души обязательно помогут им преодолеть все трудности . И будет эта семья счастлива только потому, что не бросила на произвол судьбы сиротку .

Итак, мы убедились в том, что сердечная щедрость и величие души не зависят от материальных возможностей. Богатство и величие души в другом.

И это вечное, ценное... Величию души низкий поклон!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!