СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение на литературную тему

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2014 года введён в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочи­нения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам в формате ЕГЭ. Поэтому считаю полезным для учащихся 10-11 классов введение факультативного курса «Сочинение на литературную тему».

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на литературную тему»

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2


Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от­­ 28 .08.2017

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Невмержицкая О.М.

Приказ №___ от ___.08.2017






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»
10 класс





Учитель Мартыненко И.Н.






Рассмотрена на заседании МО, протокол №1 от 28.08.2017


Рассмотрена на заседании МС, протокол №1 от 28.08.2017





п.г.т. Верхнеднепровский


2017 год



С 2014 года введён в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочи­нения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам в формате ЕГЭ. Поэтому считаю полезным для учащихся 10-11 классов введение факультативного курса «Сочинение на литературную тему».

Программа рассчитана на 34 часа.


Раздел 1

    1. Требования к результатам освоения программы элективного курса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода;

2) осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

• умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Предметные результаты:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы;

разговорная речь, научный, публицистический, официально-дело­вой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) стремление к речевому самоусовешенствованию.


1.2. Требования к результатам освоения программы факультативного курса «Сочинение на литературную тему».

В результате изучения факультативного курса ученик должен

знать

  • требования к сочинению по литературе (критерии оценивания);
  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
  • специфику работы с художественным текстом при написании сочинения;
уметь:
  • определять проблему художественных текстов и формулировать её разными способами (обобщённо с помощью слов «проблема» и «вопрос», в форме вопросительного предложения);
  • выбирать из художественного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от направления и темы сочинения;
  • критически относиться к написанному, редактировать свою творческую работу.
Раздел 2 Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Сочинение по литературе – допуск к итоговой аттестации. Направление итогового сочинения.


Тема 2. Критерии оценивания сочинения на литературную тему (2 часа)

Знакомство с основными требованиями к сочинению на литературную тему: объём сочинения, самостоятельность написания сочинения.

Знакомство с основными критериями оценивания сочинения на литературную тему: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция сочинения, оригинальность работы, качество речи, грамотность.


Тема 3. Жанры выпускных сочинений (3 час)

Краткая характеристика трёх основных жанров итоговых сочинений: сочинение-рассуждение литературоведческого характера, сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему, сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-фило­софскую или иную проблемную тему. Знакомство с образцами сочинений данных жанров.


Тема 4. Структура сочинения на литературную тему (8 часов)

Методика написания сочинения на литературную тему. Текст как единое целое. Составление плана сочинения. Структурные единицы сочинения: вступление, основная часть, заключение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.


Тема 5. Способы выражения авторской позиции (2 часа)

Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства в выражении авторской позиции.


Тема 6. Способы аргументации собственной позиции (2 часа)

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Способы введения аргументов. Способы выражения собственной позиции в сочинении. Оценочная лексика как средство выражения собственной позиции.


Тема 7. Сочинение – характеристика литературных героев (4 часа)

Разновидности сочинений о литературных героях: характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, групповая характеристика персонажа, обобщающая характеристика литературного типа.


Тема 8. Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения (2 часа)

Сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему.

К сочинениям по проблемам содержания и формы литературного произведения относятся сочинение – анализ эпизода, сочинение о роли пейзажа в литературном произведении, сочинение-анализ композиционных эпизодов (сон, письмо…).


Тема 9. Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-фило­софскую тему. (2 часа)

Сочинение-эссе по афористическому высказыванию, сочинение на «свободную» тему краткие методические рекомендации по их написанию.


Тема 10. Тематическое направление «Опыт и ошибки» (3 часа)

Тема 11. Тематическое направление «Дружба и вражда» (3 часа)

Тема 12. Обобщение изученного по темам. Подведение итогов курса. (1 час)


Раздел 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАтивного курса

«Сочинение на литературную тему»

1 час в неделю, 34 часа в год

Учитель: Мартыненко Ирина Николаевна


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Введение. Сочинение по литературе – допуск к итоговой аттестации

1

04.09


Основные требования и критерии оценивания сочинения на литературную тему

1

11.09


Критерий: качество речи, лексические нормы.

1

18.09


Жанры сочинений. Сочинение-рассуждение литературоведческого характера. Знакомство с образцом сочинения

1

25.09


Жанры выпускных сочинений. Сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему. Знакомство с образцом сочинения

1

02.10


Сочинение-эссе по афористическому высказыванию. Знакомство с образцом сочинения

1

09.10


Структура сочинения на литературную тему

1

16.10


Составление плана сочинения на литературную тему

1

23.10


Создание вступления сочинения на литературную тему

1

13.11


Анализ и редактирование фрагментов сочинений

1

20.11


Создание основной части сочинения на литературную тему

1

27.11


Анализ и редактирование фрагментов сочинений

1

04.12


Создание заключения сочинения на литературную тему

1

11.12


Анализ и редактирование фрагментов сочинений

1

18.12


Способы выражения авторской позиции в сочинении на заданную тему. Проба пера

1

25.12


Анализ и редактирование текстов (фрагментов сочинений)

1

15.01


Способы выражения собственной позиции

1

22.01


Проба пера - формулирование собственной позиции в сочинении на заданную тему

1

29.01


Сочинение – характеристика литературных героев

1

05.02


Анализ и редактирование сочинений

1

12.02


Сравнительная характеристика двух литературных героев

1

19.02


Анализ и редактирование сочинений

1

26.02


Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения

1

05.03


Анализ и редактирование сочинений

1

12.03


Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-фило­софскую тему

1

19.03


Анализ и редактирование сочинений

1

02.04


Тематическое направление «Опыт и ошибки». Темы сочинений данного направления

1

09.04


Проба пера - сочинение на выбранную тему

1

16.04


Анализ и редактирование сочинений

1

23.04


Тематическое направление «Дружба и вражда». Темы сочинений данного направления

1

07.05


Проба пера - сочинение на выбранную тему

1

14.05


Анализ и редактирование сочинений

1

21.05


Обобщение изученного материала. Подведение итогов ФК

1

28.05



6