МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Принята на заседании педагогического совета протокол №1 от 28 .08.2017 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Невмержицкая О.М. Приказ №___ от ___.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»
10 класс
Учитель Мартыненко И.Н.
Рассмотрена на заседании МО, протокол №1 от 28.08.2017
Рассмотрена на заседании МС, протокол №1 от 28.08.2017
п.г.т. Верхнеднепровский
2017 год
С 2014 года введён в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам в формате ЕГЭ. Поэтому считаю полезным для учащихся 10-11 классов введение факультативного курса «Сочинение на литературную тему».
Программа рассчитана на 34 часа.
Раздел 1
Требования к результатам освоения программы элективного курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) стремление к речевому самоусовешенствованию.
1.2. Требования к результатам освоения программы факультативного курса «Сочинение на литературную тему».
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать
- требования к сочинению по литературе (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с художественным текстом при написании сочинения;
уметь: - определять проблему художественных текстов и формулировать её разными способами (обобщённо с помощью слов «проблема» и «вопрос», в форме вопросительного предложения);
- выбирать из художественного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от направления и темы сочинения;
- критически относиться к написанному, редактировать свою творческую работу.
Раздел 2 Содержание курса Тема 1. Введение (1 час)
Сочинение по литературе – допуск к итоговой аттестации. Направление итогового сочинения.
Тема 2. Критерии оценивания сочинения на литературную тему (2 часа)
Знакомство с основными требованиями к сочинению на литературную тему: объём сочинения, самостоятельность написания сочинения.
Знакомство с основными критериями оценивания сочинения на литературную тему: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция сочинения, оригинальность работы, качество речи, грамотность.
Тема 3. Жанры выпускных сочинений (3 час)
Краткая характеристика трёх основных жанров итоговых сочинений: сочинение-рассуждение литературоведческого характера, сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему, сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему. Знакомство с образцами сочинений данных жанров.
Тема 4. Структура сочинения на литературную тему (8 часов)
Методика написания сочинения на литературную тему. Текст как единое целое. Составление плана сочинения. Структурные единицы сочинения: вступление, основная часть, заключение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Тема 5. Способы выражения авторской позиции (2 часа)
Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства в выражении авторской позиции.
Тема 6. Способы аргументации собственной позиции (2 часа)
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Способы введения аргументов. Способы выражения собственной позиции в сочинении. Оценочная лексика как средство выражения собственной позиции.
Тема 7. Сочинение – характеристика литературных героев (4 часа)
Разновидности сочинений о литературных героях: характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, групповая характеристика персонажа, обобщающая характеристика литературного типа.
Тема 8. Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения (2 часа)
Сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему.
К сочинениям по проблемам содержания и формы литературного произведения относятся сочинение – анализ эпизода, сочинение о роли пейзажа в литературном произведении, сочинение-анализ композиционных эпизодов (сон, письмо…).
Тема 9. Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую тему. (2 часа)
Сочинение-эссе по афористическому высказыванию, сочинение на «свободную» тему краткие методические рекомендации по их написанию.
Тема 10. Тематическое направление «Опыт и ошибки» (3 часа)
Тема 11. Тематическое направление «Дружба и вражда» (3 часа)
Тема 12. Обобщение изученного по темам. Подведение итогов курса. (1 час)
Раздел 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАтивного курса
«Сочинение на литературную тему»
1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель: Мартыненко Ирина Николаевна
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
-
| Введение. Сочинение по литературе – допуск к итоговой аттестации | 1 | 04.09 | |
-
| Основные требования и критерии оценивания сочинения на литературную тему | 1 | 11.09 | |
-
| Критерий: качество речи, лексические нормы. | 1 | 18.09 | |
-
| Жанры сочинений. Сочинение-рассуждение литературоведческого характера. Знакомство с образцом сочинения | 1 | 25.09 | |
-
| Жанры выпускных сочинений. Сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему. Знакомство с образцом сочинения | 1 | 02.10 | |
-
| Сочинение-эссе по афористическому высказыванию. Знакомство с образцом сочинения | 1 | 09.10 | |
-
| Структура сочинения на литературную тему | 1 | 16.10 | |
-
| Составление плана сочинения на литературную тему | 1 | 23.10 | |
-
| Создание вступления сочинения на литературную тему | 1 | 13.11 | |
-
| Анализ и редактирование фрагментов сочинений | 1 | 20.11 | |
-
| Создание основной части сочинения на литературную тему | 1 | 27.11 | |
-
| Анализ и редактирование фрагментов сочинений | 1 | 04.12 | |
-
| Создание заключения сочинения на литературную тему | 1 | 11.12 | |
-
| Анализ и редактирование фрагментов сочинений | 1 | 18.12 | |
-
| Способы выражения авторской позиции в сочинении на заданную тему. Проба пера | 1 | 25.12 | |
-
| Анализ и редактирование текстов (фрагментов сочинений) | 1 | 15.01 | |
-
| Способы выражения собственной позиции | 1 | 22.01 | |
-
| Проба пера - формулирование собственной позиции в сочинении на заданную тему | 1 | 29.01 | |
-
| Сочинение – характеристика литературных героев | 1 | 05.02 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 12.02 | |
-
| Сравнительная характеристика двух литературных героев | 1 | 19.02 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 26.02 | |
-
| Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения | 1 | 05.03 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 12.03 | |
-
| Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую тему | 1 | 19.03 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 02.04 | |
-
| Тематическое направление «Опыт и ошибки». Темы сочинений данного направления | 1 | 09.04 | |
-
| Проба пера - сочинение на выбранную тему | 1 | 16.04 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 23.04 | |
-
| Тематическое направление «Дружба и вражда». Темы сочинений данного направления | 1 | 07.05 | |
-
| Проба пера - сочинение на выбранную тему | 1 | 14.05 | |
-
| Анализ и редактирование сочинений | 1 | 21.05 | |
-
| Обобщение изученного материала. Подведение итогов ФК | 1 | 28.05 | |
6