СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание»

Тема: РР. Особенности построения текста-описания (упр.286-287) Цели урока:

  1. повторить правила построения текста-описания;

  2. учиться описывать портрет:

  3. тренироваться в правописании.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас урок развития речи. Что это значит? ( Предполагаемые ответы: будем развивать навыки устной и письменной речи, писать сочинение , изложение и т.д.). Вы правы.

2. Тема и целеполагание.

Я хотела бы начать наш урок с высказывания академика Д.С. Лихачёва. Как вы понимаете его слова?

Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие- ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания.

( Д.С. Лихачёв)

-Что, по-вашему, значит выражение « для понимания искусства нужны ещё знания?» ( Чтобы правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление об авторе, о времени, когда было создано произведение.)

-Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и др.)

-Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? ( в литературе это слово, в музыке звук, в живописи- цвет. В графике – линия и т.д.)

А теперь взгляните на репродукцию картины Н.Рачкова «Девочка с ягодами».( На экране –портрет « Девочка с ягодами») О каком виде искусства будем сегодня говорить?( Сегодня будем говорить о живописи.) Давайте определимся с темой урока.( Сочинение- описание по картине Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».)Запишем дату и тему урока в тетради.

- Вернёмся к слову живопись, выпишем это слово и разберём его по составу.

Как вы понимаете его лексическое значение?( « Живо пишу», « пишу красками», « пишу саму жизнь».)

А какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

Цель: научиться писать сочинение- описание.( повторить правила, по которым строится текст- описание, тренироваться в правописании.)

А теперь подумаем, что мы должны узнать, что должны повторить, в чём потренироваться, чтобы написать сочинение – описание по картине, не забываем о высказывании Д.С. Лихачёва.

  1. Узнать историю автора (упр.286)

  2. Проанализировать содержание картины.

  3. Тренироваться в работе с лексикой, научиться подбирать эпитеты.

  4. Составить план сочинения.

- Мы составили чёткий план своих действий. Приступаем к работе. Приготовьте свои черновики. Они понадобятся вам для того, чтобы записывать необходимый материал для будущего сочинения.

3. Работа по теме.

1 Выступление ученика с рассказом о жизни и творчестве Н.Е. Рачкова.( Учащиеся делают в черновиках записи о жизни художника.)

Рачков Николай Ефимович (1825-1895) - живописец, иллюстратор, карикатурист, мастер сатирического рисунка. Один из наиболее значительных русских мастеров бытового жанра XIX века. В 1870-х-80-х годах был широко известен и охотно покупаем. Писал портреты (жанровые, преимущественно лаконичной простой композиции, в овале), особенно женские и детские, исполненные тонкого живописного мастерства и прелести русского женского образа. Иллюстрировал И.С. Тургенева. Выполнял заказные портреты, копии. Родился Рачков в семье учителя рисования в Нижегородской губернии, сформировавшего первые художественные впечатления мальчика. Николай Ефимович нашел свое призвание в двух жанрах изобразительного искусства — портрете и бытовой композиции. Его многочисленные прелестные головки, особенно детские, и незатейливые сценки с очаровательными персонажами пользовались большой популярностью у широкого круга любителей живописи.

2.Беседа по картине. -Рассмотрите репродукцию, что на ней изображено? -Как изображена девочка? -Что можно сказать о выражении её лица, её глазах? -Как она одета, какова её поза? -Каково отношение к ней художника? -Какие чувства вызывает она у вас? - Как удаётся художнику вызвать такие чувства? -Какие краски он использует? -Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девочки7 - Как вы думаете, какая предыстория у этой картины? Кто эта девочка? Как она попала на картину?

3. Работа с лексическим материалом, орфографическая работа. Спишите словосочетания и предложения, которые вы сможете использовать в своём сочинении, и вставьте пропущенные буквы.

Крестьянская девоч(?)ка, с чашкой ч_рники и земл_ники, собрала в ближнем л_сочке, ул_жила ягоды, на з_л_том фоне ч_рн__ и красн__ красками, в _праве из золота. Такая п_суда делалась в окрес(?)ностях (Н,н)ижнего Новгорода.

4. Работа с эпитетами. Подберите эпитеты к словам и запишите их.

Лицо( милое, простое, юное), глаза (карие, добрые, лучистые), румянец (лёгкий, нежный, детский), губы (алые, приоткрытые, пухлые), лоб (белый, высокий, чистый), взгляд (открытый, доверчивый, скромный).

5.Составление плана.

Составить план- сделать половину работы. Вспомним правила построения текста-описания ( отвечают дети):

  1. Общее впечатление.

  2. Описание деталей.

  3. Впечатление от описываемого предмета.

Как будет выглядеть план описания картины? Работаем вместе. Составляем план на доске и в тетрадях для творческих работ.

План.

  1. Н.Е.Рачков- русский художник 19 века.

  2. Описание картины «Девочка с ягодами»:

а) общее впечатление (предыстория, поза);

б) лицо (глаза, губы, румянец);

в) чашка с ягодами, одежда, краски.

3. Моё впечатление.

4.Работа в группах.

5 групп (задание: написать сочинение по одному из пунктов.) Зачитываем, получившееся сочинение.

5.Подведение итогов. Рефлексия.

6.Домашнее задание: написать сочинение по теме урока. ( Дополнительное задание: придумать историю девочки с картины и написать её.)


























Сочинение по картине Девочка с ягодами Рачкова 6 класс

На картине Рачкова Николая Ефимовича изображена девочка. В руках у нее миска с ягодами. Это обычная русская девочка: создается такое впечатление у смотрящего на картину. На голове у девочки белый платок. Он как символ чистоты и открытости. Из-под платка девочки видно немного волос. Они хорошо уложены и приглажены.

Рубашка девочки белая, что тоже как бы символизирует ее чистоту и благородность. Поверх рубашки надет голубой сарафан. Скорей всего – это символ неба. На шее у девочки бусы. Одни бусы оранжевого цвета, а вторые голубого. Они очень красиво обрамляют тонкую шею девочки и немного скрываются под платком.

У девочки очень правильные черты лица: пухлые губы, небольшой носик и большие, выразительные карие глаза. Сама девочка на картине кажется немного грустной. Смотря в глаза ребенку, зритель картины ощущает некоторую печаль. Вполне возможно от того, что, собирая ягоды, девочка немного устала. А, может быть, и от того, что душа русского человека всегда немного печальна.

Эта картина, на мой взгляд, символизирует лето. Ведь именно летом все отправляются в лес за ягодами. В миске у девочки разные ягоды: малина, смородина. Выглядят ягоды очень аппетитно. Художник четко и правильно передал цвета.

Смотря на картину, зритель видит, что девочка как будто предлагает попробовать эти яства. Она почти просящим взглядом смотрит с полотна, у нее слегка приоткрыт рот и создается впечатление, что именно, когда смотришь на картину, тебе девочка протягивает эту миску, наполненную вкусными и сочными ягодами. Ребенок крепко держит миску с ягодами, боясь уронить её. Взгляд девочки невероятно пронзительный, добрый, честный.

Эта картина очень искренняя и открытая. Она вызывает только теплые чувства и некое воспоминание о детстве. Когда ребенком приезжаешь к бабушке в деревню погостить, а она, утром рано насобирав ягод, потом предлагает их тебе. Вся атмосфера картины наполнена теплом. Может быть, от того, что ягоды – символ лета. А летом всегда тепло и солнечно. А может быть, и от того, что девочка, изображенная на картине так мила, открыта и предлагает попробовать ягод.

Мне очень понравилась эта картина, так как чувства, которые она вызывает, когда смотришь на нее, очень теплые и светлые. Эта картина полна искренности и нежности.


















вариант 2
Великий русский художник Николай Ефимович Рачков написал картину “Девочка с ягодами” в 1879 году. На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами. У зрителя создаётся впечатление, что она хочет угостить всех присутствующих вкусной земляникой.  

Широко открытые глаза деревенской девочки выражают доверчивый и скромный взгляд. Её лицо с высоким лбом, карими добрыми глазами, нежным и лёгким румянцем передают открытый, наивный, бесхитростный образ. На голове у неё светлый платок, под которым можно рассмотреть её красивые каштановые волосы.

На картине художник показывает, что алые пухлые губы девочки приоткрыты. Они как будто хотят сказать, что полная чаша с ягодами собрана не только для неё, но и для вас. Художник с такой реалистичностью передал её образ, что зрителю хочется протянуть руку и взять свежие ягоды.

В её образе гармонично сочетаются жесты, взгляд и одежда. По простой аккуратной одежде видно, что девочка из обычной крестьянской семьи. Белую холщовую рубаху свободного кроя с зелёным сарафаном дополняют разноцветные бусы. На портрете изображены только эти недорогие украшения. Они подчёркивают нежные черты лица деревенской девочки, а также являются дополняющим элементом её скромной одежды. Янтарный цвет верхнего ряда бус сочетается со смуглой кожей и карими лучистыми глазами. Зелёные бусы гармонируют с цветом сарафана.

Если зритель обратит внимание на руки девочки, то увидит, как крепко и бережно она держит чашу с ягодами. Настоящая помощница в своей семье и труженица не хочет её уронить, рассыпать с таким трудом собранные ягоды.

На полотне гамма тёплых оттенков помогают художнику передать светлый образ девочки, её доброту и щедрость.

Картина талантливого русского художника Николая Ефимовича Рачкова “Девочка с ягодами” наполнена теплотой, показывает чистоту и открытость русской души.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!