СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»»


5 класс

Тема: Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Цели: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока:


  1. Орг. момент. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине П.П.Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изображено на картине художника.

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …

(сирень)

Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.


История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.


  1. Рассказ о художнике.


П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», - писал Вс.Иванов. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». Посмотрите на эти работы художника


3. Словарная работа. Натюрморт.

4. Беседа по картине «Сирень».

- Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)


- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами.

Вывод. Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.

5. Словарно-стилистическая работа. Слова и словосочетания на тему «Сирень».

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

6. Составление плана сочинения

  1. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

  2. Чудесный букет сирени.

  1. Цветы, гроздья, листья.

  2. Корзина.

  3. Фон натюрморта.

  1. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

7. Рефлексия.

8. Д/з. Написать сочинение, используя материалы урока.



















Приложение 1

Слова и словосочетания на тему «Сирень».

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

План


I. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

II. Чудесный букет сирени.

1. Цветы, гроздья, листья.

2. Корзина.

3. Фон натюрморта.

III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.



Слова и словосочетания на тему «Сирень».

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

План


I. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

II. Чудесный букет сирени.

1. Цветы, гроздья, листья.

2. Корзина.

3. Фон натюрморта.

III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.



Приложение 2

Словарная работа

- Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень в корзине».

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета?(Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)

- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами.

































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Склонения и падежи имен существительных

Цель: Дать представление об основании деления существительных на три типа склонения и о начальной форме существительного. Формировать умение находить начальную форму и определять склонение существительных.

Закрепить знания о падежах, их значении и порядке следования. Познакомить с приемами правильного определения падежа существительного. Формировать умение определять падеж существительного и умение находить и исправлять ошибки в определении падежей

Личностные УУД. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль.

Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Установление аналогий. Построение рассуждений.

Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организация класса


1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Записать предложение, обозначить все известные орфограммы, предложение разобрать по членам.

Ст..пные м..ста бывают чудно хор..ши весной своей р..скошной свежей р..стительностью.

(С. Аксаков)

3 Словарный диктант.

Здесь, рассчитать, рассвет, расписание, ремень, расчётливый, растение, крыжовник, панцирь, шоссе, обильный, цемент, необъятный, горизонт, необозримый, кроссворд, изморозь, шорох, парашют, здание (20 слов)..


III Мотивация учебной деятельности

1. Б е с е д а по вопросам:

Как называется изменение существительных по падежам?

Сколько в русском языке падежей?

По какой форме имени существительного определяется склонение?

Что образуют падежные окончания — однокоренные слова или формы слова?

Какие склонения выделяются в русской грамматике?


IV Тема, цели урока


V Изучение нового материала

1.Чтение и анализ материала § 96. Какая информация показалась новой?

2.Устно просклонять существительные береза, ветер, оттепель.

3.Устно определить склонение слов, из упр. 518, пользуясь этой таблицей.

Прочитать образец рассуждения.

Чтобы правильно определить склонение существительного, надо, во-первых, поставить его в начальную форму; во- вторых, определить род; в-третьих, выделить окончание.

Пользуясь образцом рассуждения, определите склонение и падеж существительных в словосочетаниях.

4.Объясните разницу в правописании существительных первой и второй групп.

а) Выехать из деревни, с дачи. Выйти из библиотеки, с выставки.

б) Быть в деревне, на даче, в библиотеке.

5. Составление таблицы по заданию упр. 521 с включением слов из упр. 520. Все окончания графически обозначаются, делается вывод о том, в словах какого склонения в начальной форме нулевые окончания.

6. Учащиеся называют падежи и падежные вопросы, затем то же делают в парах, склоняя одно из существительных,встретившихся в лингвистической разминке (у доски три ученика письменно склоняют существительные с корнем -город-) исправляют ошибки друг друга, повторяют правило выбора гласных е — и в Р. п., Д. п., П. п., подводят итог повторению.

7. Работа над предложным и беспредложным управлением, отработка навыка выбора правильного предлога и определения падежа существительных: упр. 523, 524, 526, 529 (по группам). Часть заданий можно выполнить устно, часть — у доски.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Выборочно-распределительный диктант. Записать слова, распределяя их в два столбика (2-го и 3-го склонения):

Магистраль, бандероль, инвентарь, кабель, рояль, озимь, полынь, лосось, лазурь, панцирь, вуаль, китель, штемпель, янтарь, эмаль, цоколь.

2.Пользуясь образцом для рассуждений на стр. 198, определить падеж каждого существительного из пословиц: Лакомка овца к сол.., а коза к вол.. . Реч.. к реч.. идет. Без букваря и грамматик.. не научишься математик.. . От радост.. кудри вьются, а в печал.. секутся.

3. Упр. 522.


VII Подведение итогов. Рефлексия

Устное обобщение по теме урока.

VIII Оценивание


IX Домашнее задание. Запомнить выводы, сделанные на уроке. Выполнить упр. 519,525







































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных в именительном падеже.

Цели урока: систематизировать и расширить знания о правописании гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (орф. № 17); научить распознавать орфограмму, правильно писать безударные падежные окончания, графически обозначать условия выбора написания.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов.

Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Построение устного высказывания на лингвистическую тему.

Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

Да, ребята, у секвойи

Очень-очень много... (хвои).

Мне сегодня недосуг

Прочитать про... (каучук).

Слова секвойя и недосуг комментируются и записываются в словари.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся группируют существительные из домашней работы по склонениям, объясняют, зачем нужно определять склонение существительного.


III Мотивация учебной деятельности

Записать словосочетания, раскрыв скобки и согласовывая окончания существительных (материал или записан на доске).

Рассказы в (хрестоматия), бежать по (аллея), встречались на (демонстрация), мечтать о (профессия), трястись в (телега), призывать к (осторожность), находиться в (музей), рос у (дорога), наблюдение на (местность), сиять в (лазурь).

- Были ли у вас трудности при определении окончания? Что нужно знать, чтобы этого избежать?


IV Тема, цели урока


V Изучение нового материала

1. Повторение правила правописания окончаний -е (обращается внимание на ограничение: кроме сущ. на -ия, -ие, -ийи -и (с. 67—68). Вывод: написание существительных на -ия,-ие, -ий отличается от написания других существительных, значит, видеть, на что заканчивается слово в именительном падеже, — условие правильного выбора окончания.

2. Как писать слова из орфоэпической разминки секвойя и хвоя? Они оканчиваются не на -ия, следовательно, по правилу склонения 1.

3. Упр. 533 сопровождается рассуждением по образцу (с. 68).

4. Упр. 534 выполняется по заданию с рассуждением. У доски трое учащихся делают выборочную работу: записывают существительные с орфограммами в окончаниях (каждый отвечает за своё склонение) по порядку следования падежей. Класс проверяет данную работу.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Упр. 536. Указанные разборы выполняются у доски. Дополнительно составляется схема предложения 4.

2. Упр. 537 выполняется самостоятельно, с графическим обозначением орфограмм. Слабые ученики записывают существительные с предлогами без распределения по группам. Слово колея заносится в словарь, дополняется однокоренными: узкоколейка, одноколейный.

3. Проверочная работа.

Записать словосочетания, графически объясняя написание -е, -и в окончаниях существительных:

Опыты в лаборатори.., об ударени.. в слов.., работать на стройк.., на станции.., на фабрик.., был на заняти.., о внимани.., на урок.., о волнени.. при ответ.., прочитать в объявлени.., в газет.., сидеть на топол.., на акаци.., на сирен.., ходил по площад.., отдыхать на взморь.., в санатори.., проехали по Сибир.., Средней Ази.. .

Обозначить морфему, в которой пропущена буква.


VII Подведение итогов. Рефлексия

Устное обобщение по теме урока.


VIII Оценивание


IX Домашнее задание. Выучить орфограмму №17, выполнить упр. 538


















































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Устное изложение текста с изменением лица «Берёзки»

Цель: развить умения воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме, сохранять логичность, связность и соответствие теме при изложении исходного текста с изменением

лица; научить использовать существительные-синонимы для устранения повторов.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока

I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Работа над упр.547 в соответствии с заданием.

2. Текст читается, выделяются требующие лексического или орфографического комментария слова и выражения: заморские кущи, опустить ветви долу, поодиночке, сироты, лопотать, всё-таки, зазубренный, ошеломляющий, козырьки, наличники, в зелёной пене.

3.Комментируя задание: изложить текст от 3-го лица, учитель предлагает подобрать слова, которые можно использовать вместо местоимения я: Виктор Петрович Астафьев, писатель, автор, рассказчик.

4. Под руководством учителя учащиеся перестраивают одно из предложений, объясняют изменения (порядок слов, отбор лексики): Писатель бродил по приморскому парку, удивлялся заморским растениям и вдруг увидел среди них три тонкие берёзки.

5. Составление плана

1) Три березки в приморском парке.

2) Описание берёзок.

3) Заморские гостьи.

4) Воспоминания.

6. Устный пересказ текста.


VI Подведение итогов. Рефлексия


IX Домашнее задание Повторить орф.17, выполнить упр.543
























Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Множественное число имён существительных. Правописание окончаний в И. и Р. падежах

Цели урока: дать представление об особенностях склонения существительных во множественном числе; научить правильно образовывать формы именительного и родительного падежей, правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.

Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Распознавание объектов. Извлечение информации.

Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I Организация класса


1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Языковая разминка. Записать, вставляя пропущенные буквы (текст распечатан). Выписать глаголы движения и проверить по словарю, однозначные или многозначные эти слова. Записать свои предложения, употребив многозначные глаголы в другом значении.

1) У лук..морья дуб з..леный,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот уч..ный

Все ходит по цепи кругом:

Идет (на) право — песнь завод..т,

(На) лево — ска..ку г..ворит.

2) Там ч..деса: там леший брод..т,

Русалка на ветвях с..дит.

(А. С. Пушкин)

III Мотивация учебной деятельности

1.Лингвистическая разминка.

Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе по-разному: 1) зубья, зубьев, зубьям, зубья, зубьями, о зубьях; 2) зубы, зубов, зубам, зубы, зубами, о зубах. Кто из девочек прав? Что каждая из них имела в виду? Составьте словосочетания, доказывающее ваше решение. (Зубья пилы — акульи

зубы.)

2.Учащиеся работают с материалами упр. 552.

3.Чтение и анализ записанного на доске предложения:

Существует старая шутка — как писать: у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей?

К о м м е н т а р и й у ч и т е л я.

Шутка придумана неслучайно. Не все твердо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: пара чулок или чулков, пара носок или носков? Случаются и курьезные случаи. Одна девочка написала: «В нотной тетради каждый лист расчерчен на 5 чертей».

А как правильно сказать: 7 кочергей, 7 кочерег, 7 кочерг?


IV Тема, цели урока


V Изучение нового материала

1. Выразительное чтение отрывка из «Руслана и Людмилы», работа с заданием упр. 548. Запись оформляется в 4 столбика: начальная форма существительного — склонение — И. п. мн. ч. — форма косвенного падежа по вариантам (ветвь — 3-е скл. — ветви — ветвям). Ответы на вопросы.

2. Работа над материалами для наблюдения (с. 73) с использованием таблицы на с. 74. Внимание к вариантам окончаний имён существительных мужского рода.

3. Упр. 550 заканчивается проверкой усвоения орфоэпической нормы (особое внимание обращается на слова второй группы).

4. Упр. 553. Повторение орф. № 8, запись слов (словосочетаний) в 3 столбика — по склонениям существительных, дополнение 2-го столбика 3—4 примерами (без сокровищ, детский плач, мой товарищ, светлый шалаш).

5. Учитель сообщает о трудностях, связанных с образованием формы родительного падежа мн. числа существительных 2-го склонения, где возможны варианты — нулевое окончание или -ов. Учащиеся выполняют упр. 554, примеры из которого заносят в таблицу.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1.Выявление и исправление допущенных ошибок.

1) На верёвке сушилось пять полотенцев. 2) Шесть килограмм абрикос приготовили для варенья. 3) Новые тренера провели смотр команды. 4) У пилы не хватает трёх зубов. 5) Шоферам подготовили пропуски для прохода на автобазу и подрядные договора. 6) Месяца наступают холодные, нужно приготовить по нескольку пар чулков, носок, гольф и шаровар. 7) Отвесим 100 грамм соли.


VII Подведение итогов. Рефлексия

Учащиеся называют основные трудности, связанные с образованием и правописанием существительных в формах множественного числа, проводят самооценку усвоения материала.


IX Домашнее задание Выполнить упр.551










































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Цели урока: научить применять правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных, графически обозначать условия выбора правильных написаний; развить умения находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и грамотно писать эти слова.

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий.

Познавательные УУД. Установление аналогий. Алгоритмизация. Построение устного высказывания.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I Организация класса


1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.

Ученик выписывает слова с орф. № 6. Класс определяет, какие предложения соответствуют схемам:

1) == и == .

2) , , .

3) , .

(Ответ: 1, 3, 2.)

2. Орфографический диктант.

Жердочка, щелканье, щегол; кошелка, шоссе, шофер, тяжелый; щеголь, Шотландия. розовощекий, капюшон; черный, шелковый шерстка, бечевка, шепот, шорох.

С подчеркнутыми словами записать предложение, используя все четыре слова.

2. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

Кондитерская фабрика «Просторы»

Активно заключает... (договоры)

И будет отправлять на все курорты

Конфеты, шоколад и даже... (торты).

А мы привыкли отдыхать с комфортом

И кофе любим пить с клубничным... (тортом).

(М. Бондаренко)

III Мотивация учебной деятельности

1.Повторение орф. № 14.

2. Объяснительный диктант: чёрное озеро, шёпот тростника, щёлкать замком, жёсткая кора,

странный шорох, тяжёлая ноша, новая причёска, горячая пшёнка, ровный шов, шёл по улице.

3. Работа с материалами для наблюдения на с. 76.


IV Тема, цели урока


V Изучение нового материала

1.Чтение правила ст. 76.

2. Запись слов и графическое обозначение орфограммы.

Открыть ключом, заманить калачом, бежал рысцой, хвастаться добычей, бороться с саранчой, суп с лапшой, гнездо под крышей, укрыться плащом, справиться с задачей, стайка сорванцов, пахнет ландышем, вошёл со свечой, села под оконцем и занялась пряжей, испачкал пыльцой.

3. Работа с заданиями к упр. 556—558


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Обобщение сведений по орф. № 14 и 18, подготовка устного сообщения, составление таблицы и алгоритма по данному учителем началу: Чтобы правильно написать гласную под ударением после шипящего...

2. Выборочный диктант.

1) Шорохи переросли в тревожный гул. 2) В комнату вошёл хозяин со свечой в руке. 3) Гаврик снял вёсла и взвалил их на плечо. 4) Сквозь решётку, увитую плющом, мальчик увидел стол, накрытый ситцевой скатертью. 5) Из-за берёзы выглядывал домик с тесовой крышей и высоким крыльцом. 6) Синцов служил сторожем. 7) Мы уезжали с тяжёлой поклажей.


VII Подведение итогов. Рефлексия

Проблемный вопрос: Как морфемика помогает орфографии?


IX Домашнее задание

Выучить орф.18,выполнить упр.559.




















































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Контрольное подробное изложение текста «Старая шкатулка» (письменно).

Цель: развить умения воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме, сохранять логичность, связность и соответствие теме при изложении исходного текста с изменением

лица; научить использовать существительные-синонимы для устранения повторов.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока

I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Работа над упр.547 в соответствии с заданием.

2. Текст читается, выделяются требующие лексического или орфографического комментария слова и выражения: заморские кущи, опустить ветви долу, поодиночке, сироты, лопотать, всё-таки, зазубренный, ошеломляющий, козырьки, наличники, в зелёной пене.

3.Комментируя задание: изложить текст от 3-го лица, учитель предлагает подобрать слова, которые можно использовать вместо местоимения я: Виктор Петрович Астафьев, писатель, автор, рассказчик.

4. Под руководством учителя учащиеся перестраивают одно из предложений, объясняют изменения (порядок слов, отбор лексики): Писатель бродил по приморскому парку, удивлялся заморским растениям и вдруг увидел среди них три тонкие берёзки.

5. Составление плана

1) Три березки в приморском парке.

2) Описание берёзок.

3) Заморские гостьи.

4) Воспоминания.

6. Устный пересказ текста.


VI Подведение итогов. Рефлексия


VII Домашнее задание

Повторить орф.17, выполнить упр.543























Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Анализ контрольного изложения. Морфологический разбор имени существительного.

Цели урока: научить делать устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

совершенствовать орфографические навыки;

развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка.

Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.

Ход урока

I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Лингвистическая разминка.

«Четвёртый лишний».

1) валенки, чулки, носки, сапоги;

2) яблоки, апельсины, бананы, помидоры;

3) ш...рох, ш...пот , ш...м пол, ш...в;

4) тюль, моль, роль, соль;

5) ключ...м, парч...й, борщ...м, туч...й ;

6) тиш..., мыш..., чащ..., вещ....

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются подготовленными дома карточками, выполняют задания, проводят взаимопроверку под руководством учителя.

III Мотивация учебной деятельности

1. Анализ контрольного изложения.

2. Работа над ошибками.

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Анализ и запоминание порядка морфологического разбора существительного, сопоставление устного и письменного разбора, взаимопроверка усвоения порядка разбора.

2. Диктант. Морфологический разбор существительных (по выбору).

Женя заглянула через щель. Перед ней колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с верёвками, фонарями и флагами будет большим кораблём. А она будет капитаном. (По А. Гайдару)

Следует помочь учащимся в определении синтаксической роли существительных. Ученики используют для этого материалы уроков 119, 120 и составленную в тетрадях-справочниках таблицу.

VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

Самостоятельная работа: упр. 555. Запись в словарики слов оттепель, ростепель, распутица, промоина, проталина, проплешина с использованием толкового словаря. В завершение выполняется морфологический разбор имён существительных.

VII Подведение итогов. Рефлексия

- Является ли устный морфологический разбор рассуждением?

- Докажите это.

VII Домашнее задание

Упр. 562 (составить предложения или словосочетания).












Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал;

совершенствовать орфографические навыки;

развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Самоанализ. Коррекция.

Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Работа в паре.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Лингвистическая разминка.

Назовите пять падежей, в которых слова армия, фамилия, акация (ед. и мн. ч.) имеют одно и то же окончание. Какое это окончание?

2. Проверка домашнего задания

проводится в форме взаимодиктанта с последующей взаимопроверкой, коррекцией допущенных ошибок и выработкой тактики дальнейшей работы над ними.

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V. Повторение и обобщение материала.

1. Подготовка ответов на контрольные вопросы учебника (с. 78). Отбор материалов для составления связного текста на лингвистическую тему.

2. Осложнённое списывание по материалам упр. 560 или 561.

3. Диктант с последующей само- и взаимопроверкой.

Сегодня на заняти.. литературного кру..ка было один..адцать человек. После занятия мы обсуждали вопрос об орган изаци.. экскурси.. в Республиканскую библиотеку в отдел ре..ких книг. Нашей учительнице Лиди.. Андреевн.. обещали пок..зать первые книги, которые по..вились на Руси. Сестра Волод.. была однажды в этой библиотек.. . Она рассказывала, что на сте..лажах она вид..ла книги об искусств.., музык.., живопис.. и архитектур.. . В другом зал.. были собраны книги о природ.., техник.., географи.., физик.. и биологи.. . Мы решили об..зательно побывать в этой чудесной библиотек.. .

1) Сделать синтаксический разбор первого предложения.

2) Подчеркнуть в тексте слова с непроизносимой согласной. Сделать морфологический разбор любого существительного.

4. Работа с текстом.

1) Определить, к какому типу речи он относится. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Рядом записать проверочные слова.

Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как уб..гает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной м..лоток.

(В. Песков)

2) Найти в тексте слова по их грамматическим признакам и подчеркнуть их:

а) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. рода, 3-го склонения, стоит в единственном числе именительного падежа,

б) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-го склонения, стоит в единственном числе предложного падежа.


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

В форме работы над ошибками.


VII Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.





Русский язык № 118-119 ___________________ 5 класс

Тема: Имя существительное. Контрольная работа (диктант с ГЗ).

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Цели уроков: проверить усвоение изученного материала;

развивать способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД. Способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Контроль за способами решения.

Познавательные УУД. Анализ объектов.

Ход урока

I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Контрольная работа

1. Написание диктанта.

2

. Грамматическое задание

VI Анализ контрольной работы

VII Работа над ошибками

VIII Подведение итогов. Рефлексия

IX Домашнее задание

Выполнить упр.563.

















































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цели урока: продолжить развитие представления о роли прилагательного в тексте, расширить знания о синтаксической роли имён прилагательных.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов.

Познавательные УУД. Распознавание объектов. Построение рассуждений.

Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Лингвистическая разминка. «Угадай прилагательное».

1) Коричневые глаза; 2) живущий в данном месте; 3) старинный, очень давний; 4) предпоследний цвет спектра цветов; 5) антоним слова «бедный»; 6) такой, без которого можно обойтись; 7) синоним слова «печальный». (Карие; здешний; древний; синий; богатый; лишний; грустный.)

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

1. Прочитать текст, записанный на доске, сначала опустив слова, заключенные в скобки, а второй раз полностью.

Мещера

Я открыл для себя под Москвой (заповедную) землю — Мещеру. Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты. На этой карте было все: (глухие) леса, (глубокие) озера, (извилистые лесные) речки... Ничто так не обогатило меня, как этот (скромный и тихий) край.

(К. Паустовский)

Б е с е д а: Какой вариант текста понравился больше? Почему?

Выписать в тетрадь слова, благодаря которым описание стало более точным.

Что же обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие морфологические признаки имеют? Как изменяются? Каким членом предложения бывают чаще всего? Сделать вывод о роли прилагательных в художественном описании.


2. Чтение теоретического материала о прилагательном на стр. 217.


3. Из предложенных слов (записаны на доске) выписать, вставляя пропущенные буквы, имена прилагательные (рядом дописать проверочные слова).

Поч..рнели, п..тнистый, св..тлячок, б..лизна, т..мно, ненавис..ный, про..здной, х..дячий, загр..знить, д..ревенский, с..нева, св..тло, д..рзить, съ..добный, покр..снение, поб..дили, повзр..слел.


4. Записать предложения. Определить в них синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересная.


5. От записанных на доске существительных образовать словосочетание прилаг.+ существит.

Город — шум; осень — холод; дерево — листва; стекло – лампа; железо — кровля; дорога — пыль, музыка — песня, молоко — корова.

Обозначьте падеж существительных и прилагательных. Сделать вывод об изменении прилагательных и существительных и о роли прилагательных в речи.

6. Упр. 568.


7. Наблюдение над поэтическим текстом:

Прочитать стихотворение С. Щипачева.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У придорожной полосы.

О какой птице говорится в тексте? Слова какой части речи помогли узнать птицу? Назвать прилагательные, обозначающие: а) цвет, б) отношение автора к воробью. Какими членами предложения являются эти имена прилагательные?

В ы в о д! Художественное описание делается более точным и выразительным, благодаря именам прилагательным.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Прочитать прилагательные, записанные на доске:

а) мрачный, темный, б) разъяренный, гневный, яростный, в) громкий, оглушительный г) ветхий, старый, д) стремительный, быстрый.

Как называются эти прилагательные, близкие по своему лексическому значению?

Записать их в тетрадь, расположив слова в порядке нарастания степени признака. К каждой группе синонимов подобрать подходящие по смыслу существительные.

Сделать в ы в о д: Определения, выраженные именами прилагательными-синонимами употребленными в одном предложении в определенной последовательности, являются однородными членами предложения и на письме разделяются запятыми.


2. Упр. 570.


3. Творческая работа.

Восстановить авторский текст.

(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...) вершину и пустил (...) трель (...) барабанщик-дятел.

Потоки (...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...) облака.

(И. С. Соколов-Микитов)

Материал для самопроверки

Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка. С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик-дятел.

Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака.


VII Подведение итогов. Рефлексия

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

Во-первых, слово обозначает

предмет (что?) признак (какие?)

Во-вторых, морфологические признаки

род, склонение, род, число, падеж

число, падеж

В-третьих, роль в предложении

подлежащее определение

дополнение

обстоятельство

В ы в о д.


VIII Домашнее задание

Упр. 571. Составить рассказ о прилагательном в виде научного рассуждения.



















































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных

Цель: Познакомить с правилом правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных и с особенностями падежных окончаний в форме мужского рода. Дать представление о ходе рассуждений, помогающих определить, какое окончание пишется у прилагательного. Формировать навык написания букв о — е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль.

Познавательные УУД. Извлечение и переработка фактуальной информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему.

Коммуникативные УУД. Работа в парах.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания в форме взаимоопроса. У доски двое учащихся записывают предложения с прилагательными из домашней работы, определяют их синтаксическую роль, род, число и падеж.

2. Лингвистическая разминка.

Вставить наиболее точные определения (прилагательные).

Сад наполнился ... щебетом ... птиц … пчелы перелетали с одного ... цветка на другой. … тучи нависли над землей, блеснула ... молния, раздался ...удар грома. ... дождь шумит в саду, хлещет по ... дорожкам, срывает с ... деревьев ... листья. ... ребята в ... одежде бежали по ... лугу.

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Сбор и систематизация сведений о правописании окончаний имён прилагательных: материалы для наблюдения, орф. № 19 (с. 86), алгоритм на с. 87 (при анализе алгоритма учащиеся находят позицию в рассуждении, которую можно опустить при написании окончаний прилагательных — позицию 2); теоретические сведения на с. 88.

2. Тренировочные упражнения по применению данных сведений: упр. 578 сопровождается комментарием орф. № 17, 18; тексты упр. 579, 580 выразительно читаются, определяется их тема, основная мысль, подбирается заголовок, выявляется роль прилагательных.

Письменно просклонять словосочетания весенняя пора, горячий чай. Графически обозначить окончания.

3. Работа с текстом (распечатан).

Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зеленой, и поэтому зеленому фону поднялись из-за горизонта два светло-желтых луча. Через несколько минут лучи пропали. Зеленый свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Багрово-красный горизонт стал темным, словно от дыма.

Выписать из текста словосочетания с прилагательным в роли зависимого слова, графически обозначить окончание прилагательного. Над прилагательным указать значение окончаний (род, число, падеж)

З а п о м н и т ь!

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Списать текст (распечатан), вставляя пропущенные окончания прилагательных.

В зимн.. тумане встает холодн.., тускл.. солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, все жив.. замерло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесн.. поляну. За поляной густ.. стар.. ельник. Все деревья обвешаны крупн.. шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

(Г. Скребицкий)

У прилагательных графически обозначить окончания и указать род, число, падеж. Определить синтаксическую роль выделенных слов, подчеркнуть их как члены предложения.


2. Объяснительный диктант сопровождается графическим выделением орф. № 19.

Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, то снег принимается идти. Самой поздней осенью рябина морщится от трескучего мороза и становится сладкой. В это время поздняя осень напоминает раннюю весну. И почти не отличить дня осеннего от дня весеннего. (По М. Пришвину)


VII Подведение итогов. Рефлексия


VIII Домашнее задание

Выучить орфограмму № 19, запомнить ход рассуждений, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательных.

Упр. 581.




































Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных

Цель: Закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Отработать логику рассуждений, помогающих определить, какое окончание пишется у прилагательного. Формировать навык написания букв о — е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Личностные УУД. Смыслообразование. Развитие морального сознания.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Распознавание объектов.

Коммуникативные УУД. Работа в парах. Совместная деятельность.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.

Работа в парах: учащиеся читают сочинения товарищей, оценивают их (памятка на с. 150), выписывают прилагательные в составе словосочетаний, выделяют орфограммы.

2. Орфографический диктант.

Записать словосочетания, указать род, падеж и склонение существительных в указанных словосочетаниях.

С модным щеголем, сложенная прическа, причесать челку, фарфоровые безделушки, шелковый шарф, любитель шоколада, расположиться в библиотеке, офицер в армии.

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала


1. Прочитайте прилагательные, выделите их окончания, определите, что их объединяет (основа на шипящий, вопрос, форма).

Большой, чужой, свежий, рыжий, темнокожий, неуклюжий, дремучий, колючий, могучий, скрипучий, плавучий, везучий, трескучий, кипучий, похожий, худший, устаревший.


2. От существительных, записанных на доске, образовать прилагательные с помощью суффиксов -ов или -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение.

Сторож, плащ, еж, боец, перец, ситец, душ, нож, холст, груша.

Сделать вывод о написании о — е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением и в безударной позиции.


2. Повторение орф. № 18: используется задний форзац, анализ записанных прилагательных, чтение правила на с. 89.

Запоминание более простого правила: под ударением слышим в окончании прилагательного звук о → пишем букву о. Для выбора е в окончании актуальны ситуации, связанные с теми формами, которые отвечают на вопросы какого? какому? о каком? жгучего, жгучему, жгучем и какой? жгучей, где в безударной позиции слышится [и], пишется е. (В местоимении-вопросе е никогда не пишется.)


3. Работа с упр. 583, 584. При выполнении упр. 584 учитель следит за тем, чтобы учащиеся правильно находили определяемые существительные.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Выборочный диктант. Запись выражений в два столбика: с гласными после шипящих — 1) в корне, 2) в окончании. Выделение орфограмм.

1. Чужого не бери, а своего не теряй. 2. Кормят калачом, да в спину кирпичом. 3. Большому кораблю — большое плаванье. 4. В брюхе хоть щёлк, а на брюхе шёлк. 5. Не закроешь солнце рукавицей. 6. Нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав. 7. Чёрную душу и мылом не отмоешь. 8. Вьётся ужом, а топорщится ежом. 9. За маленьким погнался — большое потерял. 10. Лежачего не бьют. 11. Хорошему хозяину день мал. (Пословицы.)


2. Списать предложения (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы:

На мальчике была пестрая ситц..вая рубаха с ж..лтой каемкой, небольш..й новый армяч..к, надетый внакидку. На голубеньком поясе висел гребеш..к.

(И. Тургенев)

Обозначить морфему, в которой пропущена буква (суффикс или окончание).


3. Сделать вывод о написании о—е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

Запись в грамматическую тетрадь:

4. Рассмотреть столбики слов (записаны на доске)

Вода, мешок кварцевый, плюшевый

Сустав, платье ландышевый, ситцевый

Мех, ус, капли холщовый, плечевой

Платок, стекло песцовый

К существительным из левого столбика подобрать прилагательные из правого. Согласовать их в роде, числе и падеже и записать их в тетрадь. В прилагательных обозначить суффикс и орфограмму.


5. Упр. 582.


VII Подведение итогов. Рефлексия


VIII Домашнее задание

Упр. 583.
























Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Описание животного. Структура текста данного жанра. Устное изложение текста.

Цель: Познакомить со структурой текста-описания, описания животного в художественном стиле. Формировать знания об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Обучение устному подробному изложению повествовательного характера.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

В мире изобразительного искусства наряду с пейзажем и другими жанрами есть особый жанр, который посвящен изображению животных.

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала


1.Чтение и анализ предложений.

1) Заяц — небольшой зверек из отряда грызунов с длинными задними ноги, длинными ушами и коротким хвостом. 2) Сова — хищная ночная птица с большой круглой головой большими глазами и коротким загнутым клювом. 3) В траве лежал маленький желтенький олененок с красивой головкой и тоненькими ножками. 4) Голова оленя с умными карими глазами, с величавыми ветвистыми рогами гордо откинута назад.

Какие из этих предложений представляют собой деловое описание животного (птицы), а какие — художественное

Записать в тетрадь по одному деловому и художественному описанию.

С д е л а т ь в ы в о д: деловое описание животного строится как толкование лексического значения слова в толковом словаре (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки).

Художественное описание обычно подчиняется определенной мысли и раскрывает ее с помощью использования различных выразительных средств.

З а п о м н и т ь!

Такими выразительными средствами в художественном описании часто бывают эпитеты, обычно являющиеся именами прилагательными.

Выписать из 3 и 4 предложения прилагательные-эпитеты, с помощью которых создается художественное описание.


2. Анализ текста И. С. Соколова-Микитова.

Похож(?) удод на сказоч(?)ную птицу, с высок.. хохлом на голове, с песоч(?)н.. цвета оп..рением и крепк.. ч..рным клювом. Сказоч(?)ная птица эта так и просит(?)ся на к..ртинку.

1) Б е с е д а: Какова тема этого текста?

Какое это описание: деловое или художественное?

Указать ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания.

2) Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

3) Подчеркнуть в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода.


3. Работа по предотвращению речевых ошибок.

Записать предложения (распечатаны), исправив речевую ошибку — заменить повторяющиеся прилагательные на подходящий по смыслу синоним.

Не касаясь земли, промчалось стадо быстрых оленей. Мы поняли, почему бег этих животных называют быстрым.

З а п о м н и т ь! При художественном описании следует избегать повторения одних и тех же слов. Нужно пользоваться синонимами.

Прочитать записанные на доске прилагательные и существительные. Составить и записать словосочетания, соотнеся эти прилагательные с соответствующими именами существительными.

а) Хитрая, трусливый, глупый, полосатая, вороной, грозный, серый, трудолюбивый, лапчатый, белобокая.

б) Сорока, пчела, лев, зебра, заяц, гусь, волк, конь.

Устно составить с одним из полученных словосочетаний деловое и художественное описание животного, птицы или насекомого.


4. Устное изложение

Первая любовь

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котёнок, похожий на гадкого утёнка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ёжика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затёк. Котёнок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котёнок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

(Ю. Куклачёв)

Анализ построения текста:

— сначала указывается на то, что котенок не похож ни на какое другое животное,

— его размеры и общий вид,

— цвет,

— подробное описание,

—глаза.

Составление плана и запись его в тетрадь.

Устное (подробное) изложение текста.



5. Подготовка и написание изложения (подробного) по упр. 585.

Чтение текста рассказа А. И. Куприна «Ю-Ю».

Определение темы и основной мысли отрывка. Выяснение значений отдельных слов и выражений.

Определение стиля и типа текста.

Подбор заголовка к изложению, анализ составных частей текста и составление плана.

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.




VI Подведение итогов. Рефлексия

VII Домашнее задание

Упр. 586; подготовить ответ рассуждение на тему «Правописание гласных о — е после шипящих».






Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Подробное изложение текста – описания животного (письменно). Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Ю – ю».

Цель: Познакомить со структурой текста-описания, описания животного в художественном стиле. Формировать знания об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Обучение написанию письменного подробного изложения повествовательного характера.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция.

Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

В мире изобразительного искусства наряду с пейзажем и другими жанрами есть особый жанр, который посвящен изображению животных.

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1.Чтение и анализ предложений.

1) Заяц — небольшой зверек из отряда грызунов с длинными задними ноги, длинными ушами и коротким хвостом. 2) Сова — хищная ночная птица с большой круглой головой большими глазами и коротким загнутым клювом. 3) В траве лежал маленький желтенький олененок с красивой головкой и тоненькими ножками. 4) Голова оленя с умными карими глазами, с величавыми ветвистыми рогами гордо откинута назад.

Какие из этих предложений представляют собой деловое описание животного (птицы), а какие — художественное

Записать в тетрадь по одному деловому и художественному описанию.

С д е л а т ь в ы в о д: деловое описание животного строится как толкование лексического значения слова в толковом словаре (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки).

Художественное описание обычно подчиняется определенной мысли и раскрывает ее с помощью использования различных выразительных средств.

З а п о м н и т ь!

Такими выразительными средствами в художественном описании часто бывают эпитеты, обычно являющиеся именами прилагательными.

Выписать из 3 и 4 предложения прилагательные-эпитеты, с помощью которых создается художественное описание.


2. Анализ текста И. С. Соколова-Микитова.

Похож(?) удод на сказоч(?)ную птицу, с высок.. хохлом на голове, с песоч(?)н.. цвета оп..рением и крепк.. ч..рным клювом. Сказоч(?)ная птица эта так и просит(?)ся на к..ртинку.

1) Б е с е д а: Какова тема этого текста?

Какое это описание: деловое или художественное?

Указать ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания.

2) Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

3) Подчеркнуть в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода.


3. Работа по предотвращению речевых ошибок.

Записать предложения (распечатаны), исправив речевую ошибку — заменить повторяющиеся прилагательные на подходящий по смыслу синоним.

Не касаясь земли, промчалось стадо быстрых оленей. Мы поняли, почему бег этих животных называют быстрым.

З а п о м н и т ь! При художественном описании следует избегать повторения одних и тех же слов. Нужно пользоваться синонимами.

Прочитать записанные на доске прилагательные и существительные. Составить и записать словосочетания, соотнеся эти прилагательные с соответствующими именами существительными.

а) Хитрая, трусливый, глупый, полосатая, вороной, грозный, серый, трудолюбивый, лапчатый, белобокая.

б) Сорока, пчела, лев, зебра, заяц, гусь, волк, конь.

Устно составить с одним из полученных словосочетаний деловое и художественное описание животного, птицы или насекомого.


4. Устное изложение

Первая любовь

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котёнок, похожий на гадкого утёнка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ёжика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затёк. Котёнок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котёнок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

(Ю. Куклачёв)

Анализ построения текста:

— сначала указывается на то, что котенок не похож ни на какое другое животное,

— его размеры и общий вид,

— цвет,

— подробное описание,

—глаза.

Составление плана и запись его в тетрадь.

Устное (подробное) изложение текста.


VI Подведение итогов. Рефлексия

VII Домашнее задание

Упр. 586; подготовить ответ рассуждение на тему «Правописание гласных о — е после шипящих».


















Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Прилагательные полные и краткие

Цели урока: сформировать знания о полной и краткой форме имён прилагательных, о грамматических особенностях краткой формы;

научить находить в тексте краткие прилагательные, определять их синтаксическую роль, произносить краткие прилагательные с соблюдением орфоэпической нормы.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации. Распознавание объектов. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Работа в парах. Совместная деятельность.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Лингвистическая разминка.

Игра «Кубики»: даны буквы, из них надо составить слова — существительные в начальной форме (букву можно использовать только один раз, как кубик). За каждую букву начисляется 5 очков. Побеждает тот, у кого больше букв использовано. Буквы: А, В, Д, Е, И, Й, Л, М, Н, О, Р, Т, Я. Например: море, диван — 10 букв, 50 очков; вода, мел, тир — 10 букв, 50 очков; война, дятел, мир — 13 букв, 65 очков.

— Можно ли из данных букв составить прилагательные? Какие сочетания букв при этом будут использованы? (Ий, ая, ое, ой — могут быть окончаниями.) Придумайте такие прилагательные. (Витой, родная, дивное.)

2. Орфографический диктант.

Товарищ, вещь, печь, коклюш, стеречь, беречься, звереныш, роскошь, предостеречь, лещ, течь, глушь, фальшь, неуч, гуляш, камыш, помощь.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1

Списать, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму:

Прик..саться, к..саешься, к..снись, прик..сновение, пол..жить, пол..гаться, выл..жишь, предл..жение, изл..гать, изл..жение.

3. Работа над ошибками, допущенными в изложении

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Работа с материалами для наблюдения и теоретическими сведениями (с. 91—92);

З а п о м н и т ь! Краткие прилагательные, как и полные прилагательные, обозначают признак предмета только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м.р. ед. число — ; ж.р. ед.ч. — ; ср. р. ед. число — ; мн. число — .

Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой:

Бессмертник сух и розов. Облака

На свежем небе вылеплены грубо.

Единственного в этом парке дуба

Листва еще бессмертна и тонка.

Найти в стихотворении слова с нулевым окончанием. Определить, какой частью речи они являются. Выписать грамматические основы всех предложений этого текста. Сделать вывод о том, чем выражены сказуемые в этом предложении.

2. Выполнение упр. 588. Дополнительно: подчеркнуть грамматические основы в простых предложениях; составить аналогичные предложения на тему «Летнее утро».

3. Упр. 589 заканчивается орфоэпическим тренингом. Выявляется и формулируется закономерность постановки ударения. С прилагательными составляются предложения, читаются вслух.

VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Запишите и прочитайте краткие формы прилагательных (м. р. и ж. р.): острый, хитрый, сильный, умный, храбрый, добрый, мудрый, быстрый, смуглый, мягкий, сладкий, крепкий, ясный, бойкий, тяжкий, щедрый. Подчеркните слова с беглой гласной. В каких формах она встречается?

2. Самостоятельная работа с упр. 590. Указанные разборы делаются у доски. Работа заканчивается взаимопроверкой и сопоставлением синтаксической роли кратких и полных форм прилагательных.


3. Списать предложения (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы и записывал проверочные слова:

Умный и без денег б..гат.

Корень учения гор..к, да пло.. слад..к.

Скуч..н день до вечера, коли делать нечего.

Сам стар, да душа м..лода.

Для умелой руки все работы ле..ки.

Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

Обозначить в предложениях грамматическую основу, графически объяснить постановку запятой.


4. Образовать от полных прилагательных краткую форму и записать слова в два столбика

с суффиксом -енен- суффиксом -ен

Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, таинственный, обыкновенный, современный, своевременный.

З а п о м н и т ь! Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом енн-ый, кроме: своевременный — своевременен, блаженный — блаженен.


5. Проверочная работа (материал распечатан).

Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Чуде..на бел.. земля Арктик..! Вокруг лишь бе..крайн.. поля, снежн.. шапки, бел.. вершины круч.

Непроглядна черная ноч.. в этом крае. Только сияют в небе разноцветн.. с..яния: зелен.., син.., красн..

Вверху слышны чудес..н.. ш..рохи, ш..пот, словно в небе шепчутся звезды. А это скрипит, тр..щит мороз. Но бе.. конечн.. ноч.. проходит. Скоро по..вится краешек ж..лт.. солнца, свет его еще б..гров.. и тускл... Но все рады празднику солнца!

Над прилагательными обозначить, краткие они или полные.

Выписать из текста прилагательный глагол, имеющий в своем составе приставку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с такими же морфемами.



VII Подведение итогов. Рефлексия

От всех ли прилагательных можно образовать краткую форму? Докажите это, используя слова в рамке на с. 88.


VIII Домашнее задание

Подобрать пословицы (загадки), в которых используются краткие прилагательные.

Упр.598








Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цели урока: научить выполнять устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка.

Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Языковая разминка.

а) Указать, в каких словах — приставка на (слова записаны на доске):

Из..расходовать

Во..кликнуть

И..жарить

Ра..чувствоваться

Ра..гонять

Бе..покоиться

б) Употребить записанные слова (устно) в прямом и переносном значении: красный, горячий боевой, тяжелый.

2. Работа над ошибками в сочинении

III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

V Изучение нового материала

1. Работа с текстом (распечатан).

Прочитать текст выразительно и озаглавить его.

Кто не слышал о знаменит..м лесном певце соловье-соловушке? Сколько красивых песен сл..жили о нем!

Но вид у птички очень скромный. Небольшая коричневато-буро-сероватая птичка с рыжинками, темными большими глазами и высок.. ножками и есть соловей.

Любимой птичкой она стала не за внешность, а за ее прекрасный голос. И ни на какую жар-птицу ее не променяем!

(По Ю. Дмитриеву)

Использование слов какой части речи помогает более полно описать соловья?

Выписать из текста словосочетания прилагат. + сущ. (гл. слово). Обозначить графически окончания прилагательных, записать вопрос, на который они отвечают.

Выписать из текста 2 предложения, разных по цели высказывания, и подчеркнуть в них грамматические основы.


2. Знакомство с планом морфологического разбора имени прилагательного

(стр. 226—227) и образцами письменного и устного разбора.


3. Упр. 600. Определить стиль текста. Свое мнение обосновать. Разобрать морфологически выделенные прилагательные и сделать синтаксический разбор выделенного предложения.


VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков

1. Переписать текст (распечатан), вставляя пропущенные буквы и прилагательные.

Лайка — один из самых древних, а возможно, и самые древние с.. баки, к..торых выв..ли или од..машнили люди. В их обл..ке много общего с волком, песц..м, шакалом: ... и … шерсть ... уши … глаза, заостренная к носу ... голова … хвост. Лаек ра..водили повсюду: от Скандинавии до Чукотк.., в Гренландии и в Северной Америк.. .

(Р. Дормидонтов)


Вставить необходимые знаки препинания. Сделать морфологический разбор любых трех прилагательных.


2. Объяснительный диктант.

Из-за далекого синего моря прилетели к нам перелетные птицы: стрижи и ласточки. Они строят свои прочные гнезда или под окнами нашего небольшого домика, или под зеленым кустом в соседнем лесу, или в осиновой роще. Ранним утром выйдешь ты на широкий луг и залюбуешься необъятным простором. В мягкой сочной травке стрекочут кузнечики под ласковыми лучами утреннего солнца и просыпаются ранние пташки.

Обозначить окончания прилагательных и существительных. Над прилагательными указать их род, число, падеж. Любое прилагательное разобрать морфологически.


3. Морфологический разбор совпадающих по облику слов выполняется письменно и устно. Учащиеся наблюдают за последовательностью ответов. Дополнительно учащиеся составляют схемы 3-го и 4-го предложений, делают их синтаксический разбор.

1. Река мелка иль глубока — равно для рыбака. (В. Майков) 2. Для игры хватит вам и такого мелка. 3. Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. (И. Крылов) 4. Ещё и холоден, и сыр февральский воздух. (И. Бунин)



VII Подведение итогов. Рефлексия

Что представляет собой морфологический разбор с точки зрения используемого в нём типа речи?



VIII Домашнее задание

. Морфологический разбор полного и краткого прилагательного из 2-й части упр. 601.























Русский язык ___________________ 5 класс

Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал;

совершенствовать орфографические навыки;

развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Самоанализ. Коррекция.

Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Синтез знаний.

Коммуникативные УУД. Работа в паре.

Ход урока


I Организация класса

1I Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.


2. Орфографический диктант по упр. 602 (слова с про пусками).


3. Беседа по контрольным вопросам на стр. 228.


III Мотивация учебной деятельности

IV Тема, цели урока

VI Закрепление знаний и совершенствование приобретенных навыков


1. Тренировочные упражнения.

Записать предложение и определить, чем в нем является выделенное слово:

В огромном овраге под горой бьет из камней родник студеный.

Записать два простых предложения, в которых бы имена прилагательные играли разную синтаксическую роль.


2. Работа с таблицей «Орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».


Гласные

в падежных окончаниях

прилагательных

о—е после шипящих

в суффиксах и

окончаниях

прилагательных

Правописание

кратких прилагательных с основой

на шипящую














Записать в таблицу словосочетания, распределяя их по видам орфограмм.

Волшебные песни, ветер свеж, средь стройных берез, в лунном сиянии, в холодную воду, из синей воды, ароматного ландыша, в большом овраге, в пахучей хвое, серебристую паутину, в зимней ночи, пирог горяч, на весеннем солнышке, холодным ветром, в дальнюю дорогу, тонкой пряжей, пунцовый, ключевой.

Объяснить написание прилагательных в каждом столбике таблицы.


3. Упр. 603.


4. Работа с поэтическим текстом.

Прослушать текст стихотворения В. Выркина.

Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб, добрые да ладные

Светили, словно солнышко.

Да горели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.


Почему в этом стихотворении так много прилагательных? Какую роль они выполняют? Определите основную мысль стихотворения.

З а п о м н и т ь! Употребление прилагательных в речи придает ей точность, меткость и особую выразительность. С этой целью в художественной речи используются прилагательные-эпитеты, употребленные в переносном значении, на пример: слова кипучие, горючие.

Выписать из текста прилагательные с суффиксом -уч (-юч).

Указать, от какой части речи они образованы.

5. Записать словосочетания: глубокая тьма, глубокая нора. Одинаково ли значение прилагательного глубокий в этих словосочетаниях? Найдите ответ в «Толковом словаре». Разобрать это прилагательное по составу.

6. Рассмотреть запись (на доске).

Легкий ветер — слабый, небольшой, незначительный.

Легкая задача — нетрудная, несложная, простая.

Легкий характер — хороший, уживчивый, покладистый, мягкий, уступчивый.

Почему для каждого словосочетания записан свой ряд синонимов к прилагательному легкий?

7. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Записать ряды синонимов к прилагательному тяжелый.

Тяжелый груз —

Тяжелая работа —

Тяжелые мысли —

Тяжелый характер —

8. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки (материал распечатан.)

Утренн.. ветер был свеж.. по небу неслись остатки черных туч.. . Мороз был жгуч.. . На столе лежала мелоч.. . Ее ответ был блестящ.. . Мама какая гореч.. ш..пнула Зоя. На стройке работало несколько тысяч.. человек. Ветер, ветер! Ты могуч.. ты гоняеш.. стаи туч.. ты волнуеш.. сине море всюду вееш.. на простор.. . Деревни распол..гались среди рощ.. Как легок.. и хорош.. быстрый бег коней которые пасут..ся на просторах роскошных пастбищ.. . Тяж...лый воздух был пахуч.. и тревожен.

Подчеркнуть основу в предложениях с краткими прилагательными. Сделать фонетический разбор подчеркнутых слов.

9. Упр. 604 (1-я часть).

10. Осложнённое списывание, обозначение орфограмм, графическое объяснение расстановки знаков препинания.

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, которые выражают близкие или сходные понятия. Отрицательные стороны человека называют такими словами: гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция. Кичками называли высокие головные уборы, которые носили женщины. Женщинам невольно приходилось высоко поднимать головы. Так получилось слово кичливость от кички. (По Д. Кобякову)


VII Подведение итогов. Рефлексия

Взаимоопрос по теме «Имя прилагательное»


VIII Домашнее задание

Упр. 604 (2-я часть).

Подготовиться к контрольной работе.


Русский язык ___________________ 5 класс