Урок развития речи
в 7 классе
Учитель: Щукина Л.В.
г. Павловский Посад
Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина «Дубовая роща»
Цели урока: научить учащихся собирать материал к сочинению;
повторить сведения о научном и художественном описании; углубить знания уч-ся о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому; подготовить уч-ся к сочинению-описанию по аналогии.
Оборудование урока: репродукция картины И.Шишкина «Дубовая роща» и желательно других картин; учебный рисунок с изображением дуба (см. учебник).
Ход урока
Рассказ учителя о художнике.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. Большую роль в формировании Шишкина-пейзажиста сыграла нетронутая и величественная природа Прикамья. Елабугу обступали дремучие леса, мальчик целыми днями бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, поэтому неслучайно в его картинах лес занимает главное место.
После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе.
В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным* композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.
Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дома, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины стволов, тваринки, камни выписаны с наблюдательностью художника-натуралиста.Шишкин – художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царем леса». «Шишкин – художник народный, - писал о нем критик В.В.Стасов. – Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
В 80-е годы XIX столетия Шишкин создаёт свои лучшие картины: «Лесные дали», «Дубы», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем».
Искренняя, глубокая любовь Шишкина к родной земле, к великой русской природе, любовь, которую он пронес через всю свою жизнь, дала силу его искусству и принесла широкую популярность его полотнам.
Запись на доске: * монументальный -
Картины И. И. Шишкина:
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»,
«Лесные дали»
«Дубы»
«Дубовая роща»
«Утро в сосновом лесу»
«Сосны, освещенные солнцем»
«Дорога в лесу»
«Дождь в дубовом лесу»
«Корабельная роща» и др.
Беседа по картине.
Учитель предлагает школьникам внимательно рассмотреть картину И.И. Шишкина и учебный рисунок, определить, какое дерево изображено на них, каковы его отличительные признаки.
Где – на рисунке или на картине Шишкина – дуб изображен более отчетливо, детально?
(На рисунке, здесь хорошо видно все дерево, отдельно (крупным планом) даны листья и плоды – жёлуди.
Что вы поместили бы в учебнике природоведения – рисунок или картину Шишкина?
(«Картину Шишкина, потому что на ней изображен лес, несколько красивых дубов, а на рисунке один дуб». «А я бы поместил в учебнике природоведения рисунок; нам не важно, что дуб стоит в лесу и какой он красивый, а важно какие признаки отличают его от других деревьев. Эти признаки лучше видны на рисунке.» «Я тоже считаю, что лучше поместить в учебнике рисунок, по нему легче определить дуб, описать его признаки, а на картине много дубов, одни из них заслоняют другие.» «А я думаю, можно по-разному поступить. Если в учебнике описывается дубрава, дубовый лес, то можно было бы поместить картину, а если сам дуб, его признаки, то лучше рисунок.»)
Я тоже считаю, что в учебник по природоведению лучше поместить рисунок. Вы это хорошо доказали. Действительно, по рисунку легче определить признаки дуба. А как бы вы описали дуб для учебника природоведения?
(Назвали бы его признаки, указали размер, форму, цвет. Сказали, что дуб высокий, ствол у него толстый, живет он долго. До 1000 лет. Это широколиственное растение, у него плоды – желуди коричневого цвета. Дуб имеет прочную твердую древесину, из неё изготавливают мебель».)
Как называется стиль речи такого описания? (Научный.)
Какого описания требует находящийся на переднем плане дуб в картине И.И.Шишкина?
(«Художественного. По картине Шишкина описать дуб нужно ярко, красочно. Он стоит ближе к нам, чем все другие деревья, его освещает солнце.» «На картине ярко изображена природа, виднеется кусочек неба, дуб освещается лучами солнца, поэтому от него падают тени, а на рисунке ничего этого нет, один только дуб.» «На картине дуб какой-то веселый, яркие краски, солнечный свет оживляют картину, поэтому по картине можно выразительно описать дуб.»)
Действительно, дуб, изображенный на картине И.И.Шишкина, нужно описать более ярко, выразительно. Давайте опишем его.
Каким изобразил художник дуб? Как он выглядит?
(Дуб большой, могучий, величественный.)
Какие образные слова, словосочетания, сравнения уместно использовать при описании этого дуба?
(«Дуб стоит впереди других деревьев. Он широко раскинулся. Его ветви как бы защищают рощу». «Дуб очень крепкий. Недаром говорят: «Крепок как дуб». «Своими могучими ветвями он упирается в небо».)
Что прежде всего привлекает ваше внимание в этом дубе? (Могучий раздвоенный ствол.)
Опишите ствол дуба. Подберите слова, с помощью которых можно ярче описать дуб.
Что вы можете сказать о коре дуба?
Какими изображены на картине ветви дуба?
Отчетливо ли изображены листья на картине?
Как вы думаете, почему художник так тщательно выписывал ствол дуба и вместе с тем неотчетливо изобразил листья дерева, даже срезал верхушку дуба? (Художник хотел показать какой могучий, крепкий, сильный дуб, поэтому главное внимание он уделил изображению ствола.)
Учитель дополняет ответы учащихся:
Художнику надо передать своё видение, свое впечатление от дуба, своё отношение к нему.
Как вы думаете, нравится ли Шишкину этот дуб? Как он это показал?
Какое впечатление производит на вас картина Шишкина? Почему?
Вызывает ли у вас подобные чувства учебный рисунок?
Верно, ребята. Вы хорошо почувствовали разницу между картиной и учебным рисунком. Действительно, на рисунке «дуб какой-то неживой», он не задевает чувства, потому что для исполнения этого рисунка было важно точно показать все основные признаки дуба, отличающие его от других деревьев. Художник же, изображая какие-либо предметы, события на картине, выражает свое отношение к ним, передает свое настроение. Настроение художника передается и нам. Мы смотрим на картину и восхищаемся красотой и могуществом изображенного на ней дерева.)
Запись на доске: вблизи, поблизости, недалеко, неподалёку, вдали, поодаль. Вдалеке; напротив, посреди, посредине и др.
С одной стороны…, с другой стороны; в нескольких шагах от …, в нескольких метрах от…, чуть поодаль…
Ствол: могучий, в несколько обхватов, упирается в небо; кора коричнево-красная, шершавая, твердая, как панцирь черепахи.
Листья: продолговатой формы с волнистыми краями, жесткие, как бы вырезанные из жести.
Ветви: тяжелые, разлапистые, как множество могучих сильных рук, поддерживают густую крону дуба.
Плоды: красивого коричневого цвета, похожи на маленьких человечков, у которых на голове шляпки.
Впечатление: приятное; светло-зеленые, желтые краски создают хорошее настроение.
Устное описание картины.
Написание сочинения-описания.
6