Тема. Обучающее сочинение-описание по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень»
Цели:
1) учить детей читать картину, понимать её содержание, выбирать точные слова для её описания;
2) развивать умение создавать текст-описание.
Оборудование: репродукции картины Юона «Последний день зимы. Полдень»
1.Сообщение темы урока
-Сегодня мы будем писать сочинение по картине Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Нам предстоит описать картину, но только использовать для этого не краски, а слова. На этом уроке мы подготовимся к сочинению.
-Вы познакомились с биографией художника. Расскажите, что узнали о нем и его творчестве? (На доске портрет)
Ф. Юон родился в Москве. Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Бесконечно любил природу, мастер пейзажа. Он очень любил весну и зиму. Картина Юона «Конец зимы. Полдень» была написана в 1929 году.
2. Работа над содержанием картины.
-Давайте вместе посмотрим на картину. У вас на партах репродукция картины Юона.
-К какому жанру относится эта картина? ( Это пейзаж).
-Докажите. (На картине изображена природа).
-Рассмотрите картину. Что вы видите? Расскажите. (Свободные высказывания детей)
(На картине автор (художник) изобразил деревенскую окраину, окраину деревни, талый ноздреватый снег. Стройные березки, величавые ели, стена дома, освещенная солнцем, пестрые курицы, роющиеся в снегу, лыжники, отправляющиеся на прогулку)
3. Чтение (анализ) картины.
-Как называется картина Юона? (Конец зимы. Полдень)
-Какое время зимы изобразил художник? (Конец зимы).
-По каким признакам можно догадаться, что приближается конец зимы (Какие живописные средства использовал художник, чтобы показать, что приближается конец зимы?)
Он весь как музыка. Он- весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег…Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
Мастер пейзажа сумел показать, что приближается конец зимы прежде всего изображением снега.
-Обратите внимание на состояние снега. Подберите слова и выражения для его описания.
Снег рыхлый, пористый, ноздреватый, сырой, на нём видно множество следов людей и животных.
-Находясь рядом с картиной, ощущаешь запах только что начавшего таять снега.
- Где же он уже подтаял? (На крыше дома в левом углу картины. На крыше соседнего дома снег сильно подтаял и вот-вот соскользнет вниз).
-Кого видите на снегу? ( Кур).
- Ещё один признак приближающейся весны. Всю холодную пору куры провели в курятнике, а сейчас вышли на улицу из своего зимнего убежища. Копошатся (роются, копаются, ковыряются) в снегу. Значит, почувствовали тепло.
-Посмотрите на кроны деревьев. Что говорит о том, что метели и снегопады ушли в прошлое? (Деревья не покрыты снегом (освободились от своего зимнего снежного наряда) и готовы к приходу весны).
-Какой день изобразил художник? Пасмурный или ясный солнечный? (Солнечный)
-Но ведь СОЛНЦЕ НЕ НАРИСОВАНО!
-Какими же приемами воспользовался художник, чтобы зрители поняли, что день солнечный?(Берёзки бросают на снег длинные синие тени. От стволов берез на снег легли длинные синие тени).
–Где еще мы видим тени? (Глубокие тени от следов на снегу).
-Рассмотрите ветки берез. Какого они цвета? (Золотистого).
-Что еще золотистого цвета? (Стена бревенчатого дома, поленница дров.)
-Почему? (Солнечные лучи окрасили их золотистым цветом).
-Это отблески (сияние отражённого света) солнца на ветках. Солнечные лучи озарили (ярко осветили) ветки берез. В пасмурный день – один цвет, в солнечный – другой.
Вывод: вся картина (весь пейзаж) наполнена искрящимся солнцем. Яркий солнечный свет заливает все пространство картины.
-О чем эта картина? (О пробуждении природы после зимнего сна, о весне, о ранней весне, о приближении весны)
-Какова же тема картины? (Тема – приближение (наступление) весны, пробуждение природы после зимнего сна).
-Какое впечатление производит на вас эта картина? (Возникает чувство радости от прихода весны).
-У вас не возникает ощущение, что картина как бы согревает зрителей?...(Когда смотришь на эту картину, поднимается настроение.
Картина вызывает чувство радости, по-весеннему приподнятое настроение.)
-Какова главная мысль картины? Что главное хотел сказать художник зрителям? (Начало весны - это радость. Всё радо приходу весны).
- Как художник передал чувство радости? (Художник изображает ясный солнечный день).
-Какие краски использует художник, чтобы передать чувство радости? Какие краски преобладают в картине? (Светлые).
- Какие цвета и оттенки преобладают?
(Художник использует теплые краски: светло-желтые и розовато-белые на снегу, золотистые на ветках берез, стене дома, поленнице дров).
4. Составление плана сочинения.
-Какой текст по типу речи должны составить? (Текст-описание).
-Как построить такой текст? (Надо последовательно назвать признаки предмета).
-Сколько частей должно быть в тексте?
1. Вступление
2. Основная часть.
-В ней надо раскрыть главную мысль картины, последовательно назвать её признаки.
3. Заключение.
-Сделать вывод, выразить своё отношение к картине, впечатление от картины. (Открываю пункты плана)
-Назовите 1 часть (Вступление).
-О чем можно писать во вступлении?
-Об авторе (о художнике), назвать картину, жанр, к которому она относится.
-Вступление вы готовили заранее. Кто хочет прочитать? (Дети зачитывают вступления, заранее написанные дома)
-Назовите следующую часть.
- Основная.
-Какова тема картины? (Наступление весны)
-Какова главная мысль? (Всё радо приходу весны)
-Текст сочинения должен соответствовать теме, в нем должна быть раскрыта главная мысль.
-В какой последовательности будем описывать картину?
-С чего начнем главную часть?
-Расскажем об обилии света, которым наполнена картина.
-Каким предложением можно начать основную часть?
-Вся картина наполнена ярким солнечным светом.
Яркий солнечный свет заливает всё вокруг.
Яркий солнечный свет заливает все пространство картины.
ИЛИ:
- Художник изобразил ясный солнечный день. Солнца мы не видим, но чувствуем, что оно есть. Его лучи освещают все вокруг.
На снегу лежат длинные синие тени от деревьев. Глубокие тени от следов. Солнечные лучи озарили золотистым цветом ветки берез, стену бревенчатого дома, поленницу дров.
-Раз говорим о солнце, логично дальше описать…
-Небо!
Небо высокое, светлое, безоблачное, зеленовато-голубое.
-Что даёт возможность ощутить чувство радости от пробуждения природы?
-Описание снега.
-Снег.
-Это будет следующим пунктом плана. Снег – главный герой картины.
-Какие слова и выражения помогут вам описать снег?
-Куда ни глянь, повсюду (везде) лежит толстый слой снега.
- Снег рыхлый, пористый, сырой. На нем много следов людей и животных.
-Где еще есть снег? (На крыше дома)
-Что напоминает толстый слой снега на крыше?
-Большую снежную шапку.
На крыше дома лежит большая снежная шапка, которая уже начала таять по краям. Вот-вот соскользнет.
-Обратите внимание, какие цвета использует художник для изображения снега. Белой краски для изображения снега художник использует немного. Изображая снег, Юон использует оттенки …
-Синего, голубого, серого, желтоватого цвета. Снег местами розоватый, с зеленоватыми оттенками.
-Чего ещё на картине довольно много? (Деревьев)
- Описание картины продолжим рассказом о деревьях. Сначала опишите березы, они ближе всего к нам.
-Высокие, белоствольные красавицы. Около дома растут высокие, белоствольные красавицы.
-Какие еще деревья есть на картине? (Ели).
-Какие прилагательные можно подобрать к слову ели?
-Величавые. Пушистые, высокие, стройные, темно-зеленые.
-Постройте предложение.
Вдали стоят стройные тёмно-зеленые ели.
-Где ещё видите деревья? Продвинемся вглубь картины и рассмотрим задний план.
-На холмах, вдалеке.
-Как выглядит лес на холмах? ( Лес на холмах потемнел).
- А почему? (Освободился от зимнего наряда).
-Постройте предложения.
-Вдалеке темнеет густой смешанный лес
-Вдалеке холмы, поросшие густым смешанным лесом.
-Холмы, поросшие лесом, освещены солнцем.
-Как деревья реагируют на приход весны?
-Деревья освободились от своего зимнего снежного наряда и готовы к приходу весны.
-Как назовем этот пункт плана? (Деревья)
-О ком ещё надо написать? Кого еще видим на переднем плане?
- На переднем плане мы видим трех курочек и петуха.
-Что о них нужно написать?
-Петух с курицами вышел на прогулку.
-Куры гуляют по двору. Домашние птицы вышли на прогулку.
-Что они делают?
-Куры роются (копаются, ковыряются, копошатся) в снегу в поисках пищи.
-Не забываем, что необходимо раскрывать главную мысль текста: все радо приходу весны. Как в сочинении можно выразить это чувство? (Подобрать слова, передающие чувство радости).
-Что еще надо о них сказать?
-Они радуются теплу.
- Сделать описание живым, ярким помогут эпитеты. Подберите эпитеты, подходящие для описания петуха и кур.
-Две рыжие курицы в компании огненно-красного петуха с красивым черным хвостом что-то нашли на снегу и клюют. Еще одна черно-белая рябая (пестрая) курица ходит чуть дальше.
- Вышли из своего зимнего убежища пестрые куры. Они роют снег, выискивая зерна. ИЛИ: Красногрудый петух со своим куриным семейством вышел погулять на улицу. Они роют снег, выискивая зерна.
-Как назовем это пункт плана? (Куры)
-Прочитайте, что дальше будем описывать.
-Дом, поленницу дров, изгородь.
-Слева на картине мы видим дом. Художник не стал изображать дом полностью, а изобразил лишь часть дома, чтобы зрителям было понятно. Что действие происходит не в лесу, а на окраине деревни. рядом с ним поленницу дров и изгородь.
-Какие прилагательные используете для описания дома? Большой деревянный (бревенчатый), коричневато-серый дом, золотисто-желтая поленница дров.
-Слева на картине изображен (мы видим) деревенский бревенчатый дом. Рядом с домом золотисто-желтая поленница дров. За домом еще несколько деревянных строений. От дома тянется длинная ветхая изгородь.
-Кого еще не описали?
-Лыжников.
-За изгородью группа лыжников направляется в лес на дальние холмы.
- Юон не случайно описывает человека в природе. Природа радуется наступлению весны, а значит, и радуются люди.
-Что можно сказать о лыжниках?
-Лыжники радостные, веселые, ведь есть возможность отправиться на последнюю зимнюю прогулку.
--За оградой лыжники собрались на последнюю прогулку. Настроение у них веселое. В такой прекрасный день хочется надеть лыжи и вместе с мальчишками отправиться на лыжную прогулку.
-Как закончить главную часть?
-Сделать обобщение.
-Какое обобщение можно сделать?
-Природа живет ожиданием весны. Мы любуемся пробуждением природы. Вся природа ждет весну с нетерпением. Наступает весна, все ей радо.
-Чтобы сочинение было законченным, что будем писать после главной части?
-Заключение.
-Какое впечатление производит на вас картина?
-Картина как бы согревает зрителей, на ней много солнечного света. Зимний лес готовится к приходу весны. Картина вызывает чувство радости.
-Работу над планом закончили.
-Остановимся на правописании трудных слов.
5.Орфографическая подготовка.
-Прочитайте слова так, как они пишутся.
Освещена, озарена, искрящимся, огненно-красный, подтаявший, ноздреватый, светло-жёлтый, желтоватый, розовато-белый, золотисто-жёлтая, кое-где, ветхая изгородь.
6. Самостоятельная работа. Письмо сочинения.
-Прочитайте план и мысленно продумайте текст.
8