СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова"Зимний вечер"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова"Зимний вечер"»

План-конспект урока русского языка в 6 классе.

Фенинский филиал МБОУ Павловской СШ

Провела: Огурцова Н.С.

Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».


Цель урока: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, в произведениях русских поэтов и писателей; обогатить речь учащихся оценочными прилагательными, ввести в активный словарь школьников слова пейзаж, пейзажист, пейзажный; учить различать в пейзаже правый план, левый план, задний план; совершенствовать речевые умения, умение наблюдать и отмечать признаки зимы; активизировать лексику на тему «Зима»;

воспитание любви к природе.

Оборудование:

Портрет Н.П.Крымова, репродукция картин Н.П.Крымова «Зимний вечер», «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку


Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Сегодня познакомимся с картиной Н.П.Крымова, в которой он рассказал о зиме

2. Рассказ о художнике и его картинах

Н.П.Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа- родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

Н.П.Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы.

Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.

3. Беседа по картине.

Учитель предлагает учащимся рас­смотреть репродукцию картины и ответить на вопросы:

-Какое время года изобразил художник?

-Какое время суток показал художник?

-Придумайте название этой работе.

− Какое настроение создается у Вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? (Создается хорошее, прият­ное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием.)

− Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных сеном.)


− Что с первого взгляда привлекает в картине? (Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубова­того снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план.)


− Какие признаки наступающего вечера вы видите на карти­не? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, сине­ватый с фиолетовым оттенком.)


− Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зе­леновато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба ху­дожник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый отте­нок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.)


− Какими изобразил художник деревья? (Справа видна могу­чая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева вдали виднеется густой лиственный лес, а в центре картины­ высокие куполообразные деревья, вероятно хвойные. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобре­тают от лучей заходящего солнца, и от этого имеют несколько неестественный вид.)


− В чем особенности построения картины? (Картина по­строена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устрем­ляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, созда­ют впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.)


− Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение мороз­ного вечера, и вместе с тем употребил и теплые цвета: рыжевато-­коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.)


− Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный ве­чер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, поды­шать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и сноса от лучей заходящего солнца.)



4. Словарно-орфографическая работа.

-Укажите условия выбора орфограмм:

П..йзаж, к..ртина, из..бражён, сум..рки, иску(с,сс)тво, жив..пись, в..л..колепный.

5.Словарно-стилистическая работа.

- Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж.

(Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.)

- Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине.(Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.)

6. Составление плана сочинения – описания.

Примерный план.

I. Н.П.Крымов – замечательный художник – пейзажист.

II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова.

1. Признаки наступления вечера:

a) тени;

б) снег;

в) небо, воздух.

2. Особенности композиции пейзажа.

3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.

III. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

7.Самостоятельная работа. Написание сочинения.

8. Итог урока

- С каким произведением вы сегодня познакомились?

- О чем рассказал художник в картине» Зимний вечер»?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!