Сочинение-описание по картине Николая Богданова-Бельского «Виртуоз».
Русский язык
Урок развития речи.
6 класс.
Цель:
- совершенствование умений ученика подбирать материал для сочинения-описания, составлять сложный план, создавать собственный устный и письменный текст художественного стиля;
- развитие образного мышления и творческих способностей;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание чувства прекрасного .
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)
Русский художник-передвижник, академик живописи. Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево.
Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он.
Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) Педагог-просветитель, деятель народного образования. Строитель и учитель первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. На протяжении своей деятельности построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью.
В школе Рачинского наряду с арифметикой и грамматикой изучали Закон Божий, церковнославянский язык, разъясняли Псалтирь, давали азы иконописи. Девочек в школе обучали рукоделию, мальчиков – столярному делу. При школе имелся земельный участок, где дети не просто трудились,
но изучали основы ведения
приусадебного хозяйства,
пчеловодство.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже.
Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям.
Устная работа по упр. 450
- Рассмотрите репродукцию картины «Виртуоз».
- Как вы думаете, почему она так называется?
- Какое настроение создаёт эта картина?
- Как вы думаете, каково отношение художника к детям, которых он изобразил?
- А кто такой виртуоз?
Виртуоз (из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»
Словарно- орфографическая работа:
- Что такое балалайка?
По одной версии , слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё).
Другая версия говорит
о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать’
- Почему этот инструмент так называется?
- Связано ли происхождение слова с его написанием?
Систематизация материала (упр. 451)
- Бегло просмотрите текст. Как он связан с предыдущим упражнением?
Орфографическая разминка
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Где мы могли бы использовать такой подбор слов?
Б..л..лайка, ситц..вый, бос..ногий, во власт.. музыки, в красн..м пл..точ(?)ке, в..ртуоз, на тр..ве, зав..р..жить, к..нцерт, гру (п, пп)а, к..ртина, распол..жит?ся, дер..венский.
Составление плана сочинения – описания
1.Вводная часть (автор, название картины, общее впечатление, преобладающие краски).
2. Описание картины:
а) кого и как нарисовал художник?
б) что выражают лица детей: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?
в) как показал он природу (какие краски использовал?).
3. Заключение. Мое отношение к картине (Когда я смотрю на картину…)
Рефлексия
Продолжите предложение :
-Я научился…
-Больше всего понравилось…
-Не удалось…
-Остались вопросы..
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение о своём впечатлении от картины, используя необходимые материалы из прочитанного текста в учебнике, из материалов урока .