СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине М. В. Нестерова «Осенний пейзаж» (обучение сочинению по картине)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с творчеством художника; совершенствовать умения составлять план сочинения, писать сочинение-описание с элементами рассуждения; пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; развивать речевые умения, наблюдательность, обогатить словарный запас по теме «Осень»; воспитывать любовь к русской природе.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине М. В. Нестерова «Осенний пейзаж» (обучение сочинению по картине)»

Сочинение-описание с элементами рассуждения по картине М. В. Нестерова «Осенний пейзаж»*

Цели: познакомить с творчеством художника; совершенствовать умения составлять план сочинения, писать сочинение-описание с элементами рассуждения; пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; развивать речевые умения, наблюдательность, обогатить словарный запас по теме «Осень»; воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: репродукция картины художника М. В. Нестерова «Осенний пейзаж»; портрет художника; стихотворения об осени; му-зыкальные пьесы П. И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей,

На землю спускается вечер

Все раньше, с днем каждым темней.

Прощайте, прекрасного лета

Цветущие яркие дни!

Как были они благодатны,

Как быстро промчались они!..

П. Вяземский

– О каком времени года рассказывает поэт в своем стихотворении? (Об осени.) Сегодня мы познакомимся с картиной Михаила Васильевича Нестерова «Осенний пейзаж» и напишем сочинение.

II. Рассказ о творчестве художника.

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 мая 1862 года, в тихий весенний вечер, как отметил он в своих воспоминаниях, в семье именитого и уважаемого в городе купца. «До двухлетнего возраста я до того слаб и болезнен был, что не чаяли, что и жив останусь. Чего со мной не делали!.. И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах и чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Поехали на кладбище заказывать могилку. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю», – с гордостью рассказывал художник, которому судьба подарила 80 лет жизни.

Рассказывая о детских годах, Михаил Васильевич вспоминал гостинцы, привозимые отцом с ярмарок, игрушечную лошадку, на которой он часами «скакал», народные гулянья на пасху, масленичные балаганы и катанья, запах и красоту цветущей черемухи, фигурки из воска или теста, вылепленные им и его сестренкой в зимние вечера, вспоминал, как, лежа животом на ковре, он рисовал лошадку Бурку, представляя ее арабским скакуном. Но мысли стать художником у него и не появлялось – ни в детстве, ни в отрочестве. Шалун, озорник, баловник – так он определял себя, вспоминая детские годы. Наказывали и пороли его не раз – и за невзначай съеденную с приятелем приготовленную для гостей вкусную зернистую икру, и за устраиваемые в сарае цирковые представления с желанием сделать акробатом толстого щенка Шарика, и за многие другие проказы. фантазия мальчика была неистощима, но родители крепко любили «ненаглядного» сыночка и наследника. Миша был десятым из двенадцати детей Василия Ивановича и Марии Михайловны. Все дети умерли в раннем детстве, остались лишь он и его сестра Саша. Родители хотели, чтобы сын стал помощником, но за прилавком шустрый мальчик становился неуклюжим, непонятливым, ему было все равно, есть покупатели или их нет. Родители убедились, что никаких способностей к торговому делу у него нет. В десять лет мальчика отдали учиться в уфимскую гимназию. Через два года родители убедились, что большого толка из его учения в гимназии не будет, и решили отвезти сына в Москву – «отдать в чужие руки, чтобы не баловался». Отец, простившись с надеждой видеть в сыне купца, рассудил, что профессия инженера-механика не менее солидная. Но экзамена в Императорское техническое училище, выбранное для поступления отцом, Миша не выдержал, и его определили учиться в реальное училище. Учился он неважно, арифметика ему никак не давалась. Но по чистописанию он получал пятерки с двумя плюсами и восклицательным знаком. В училище Миша стал сначала известен как предводитель во всяческих проказах, за что был прозван товарищами «Пугачевым», а вскоре и успехами в рисовании. Его рисунками и украшениями класса к праздникам приходили любоваться ученики других классов и учителя.

Михаил Васильевич на всю жизнь сохранил благодарность учителю рисования реального училища А. П. Драбову, который первым сказал, что ему надо учиться живописи. То, что озорник обладает талантом живописца, подтвердил и известный жанрист, художник К. А. Трутовский.

1877 год остался памятным в жизни будущего мастера. В этот год произошла его первая встреча с настоящим искусством. Он побывал на Пятой передвижной выставке картин и был восхищен картиной А. И. Куинджи «Украинская ночь».

Весной 1877 года В. И. Нестеров, которого директор реального училища убедил, что его сыну надо учиться на той же Мясницкой улице, но в другом училище – живописи, ваяния и зодчества, потребовал, чтобы его единственный сын и наследник хорошенько подумал и сказал, хочет ли он быть художником, дает ли слово прилежно заниматься. Миша сказал, что хочет стать художником и бросит шалости. Впоследствии Михаил Васильевич всегда был благодарен отцу за то, что тот дал ему возможность идти по пути, ему «любезному», благодаря чему жизнь его прошла «так полно, без насилия над собой, своим призванием», и гордился, что он не обманул доверия отца.

Экзаменационный рисунок головы апостола Павла был отличным, пятнадцатилетний Миша осенью 1877 года стал учеником Училища живописи, ваяния и зодчества. И больше уже не озорничал.

III. Беседа по картине.

– Рассмотрите репродукцию картины Михаила Васильевича Нестерова «Осенний пейзаж».

– Размеры картины «Осенний пейзаж»: высота – 101 см, ширина – 134 см. Михаил Васильевич Нестеров, мастер больших сюжетных картин, стремившийся постичь и выразить в своем творчестве «душу русского народа», написал немало пейзажных этюдов.

«Осенний пейзаж» – единственный пейзаж-картина художника – был написан им в 1906 году.

– Что изображено на первом плане картины? (Елочка.)

– Опишите елочку на первом плане. (Высокая, странно тоненькая, косматая, с обломанными северными ветрами ветвями елочка кажется хрупкой, изысканной и крепкой одновременно, а открывающийся за ней пейзаж предстает как видение.)

– Какое настроение передает художник? (Торжественна тишина простора северной земли.)

– Как художник изобразил небо? (Художник написал небо, по-осеннему затянутое низкими облаками, и сохранил ощущение его бесконечности.)

– Опишите образ реки. (В зеркальной поверхности воды неподвижны отражения пустынных берегов и дальнего леса, но за спокойной водяной падью угадываются могучие массы воды.)

– Какие цвета использовал художник для создания образов неба и воды? (Небо и вода написаны тонкими оттенками серого, стального, свинцового, но мазки положены разными движениями кисти – разнообразными в живописи неба и четкими вертикальными в живописи воды, что создало впечатление воздушной рыхлости облаков и зеркальной глади воды.)

– Как показан высокий берег? Какие выбрал цвета художник? (Высокий берег, поросший травой и деревьями, создан массой оттенков зелено-желтых красок. Еловый лес написан буро-зеленым, почти черным, а прибрежные деревья – интенсивные красочные пятна: багряные, рыжие, красноватые, желтые.)

– Какой период осени запечатлел художник в своей работе? (Художник запечатлел тот миг осени, когда природа, еще не утратив летней пышности, сменила великолепие зелени на многоцветье красок в своем убранстве, но живой ток ее жизни уже замирает.)

– Сохраняя на полотне звучные краски осени, художник иногда усиливает их насыщенность и яркость, вводит в живопись и свои любимые оттенки. Сиреневые, розоватые, лиловые краски земли выступающего мыса (на репродукции почва почти малиновая), а рядом художник кладет чистые малахитовые, изумрудные цвета. За высокой елью далекие кусты написаны оттенками фиолетового, среди которых вдруг положен мазок – яркий желтый. Хотя, конечно, не вдруг. Художники давно заметили, что некоторые краски, положенные рядом, заставляют друг друга «загораться». Красную, желтую и синюю краски назвали «основными». Действительно, смешивая их, мы получаем новые цвета: смешаем красную и желтую, получим оранжевую, смешаем красную и синюю, получим фиолетовую, а смешаем желтую и синюю – зеленую. Если рядом с мазком какой-либо основной краски положить мазок смешанных двух других основных, то именно такое сочетание (красная – зеленая, желтая – фиолетовая, синяя – оранжевая) и заставит цвет красок «гореть». «Осенний пейзаж» – самый звучный и декоративный среди пейзажей художника.

Берег первого плана, поверхность воды, мыс и высокий дальний берег, почти силуэтом вырисовывающийся на фоне неба, мастер расположил не столько вглубь, сколько вверх по картинной плоскости, сохранив так необходимую для создания чувства монументальности плоскостность изображения. Его взгляд издалека уловил и передал в пейзаже общие очертания и ритмы. Он не выписывал детали, а обобщенно передал листву в купах деревьев.

В «Осеннем пейзаже» соединились и натурные наблюдения, и творческие особенности, и воля автора. В нем есть «нестеровские» энергия, угловатость, резкость рисунка, плоскостный невесомый характер всех форм, особая прозрачность живописи и звучность цвета как бы выцветших красок. В пейзажном образе созерцательность, присущая мастеру, соединилась с характерной для него мужественностью и суровостью.

Нестеров любил северные земли, писал этюды на Валааме и на Соловецких островах. «Осенний пейзаж» представляется синтетическим образом северной природы.

– Михаил Васильевич Нестеров в картине «Осенний пейзаж» рассказал нам об октябре. Что вы знаете об этом месяце?

– В Древнем Риме октябрь был восьмым месяцем и назывался «октобер» (от латинского слова «окто» – восемь). Так до сих пор зовут этот второй месяц осени многие народы мира. В России октябрь стал десятым месяцем в 1700 году.

Октябрь называют в народе листопадником, листопадом. Это первый холодный месяц, когда ветер-листобой пролетает над деревьями, срывает с них листву. Другое старинное название октября – грязник, месяц осеннего бездорожья. Недаром говорили: «Знать осень в октябре по грязи». Называли октябрь и «грудень» – на дорогах груды замерзшей грязи. Октябрь – первый суровый месяц осени, когда властвуют холодные северо-восточные ветры, начинаются заморозки; идет мокрый снег и дождь, потому он еще и «предзимье», «позимник»: «В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается».

Народные прозвища октября: хлебник – собран урожай с полей, капустник – рубили капусту на засолку: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой».

– Вспомните приметы октября и соотнесите их с картиной Михаила Васильевича Нестерова «Осенний пейзаж».

• Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

• Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная. Кверху изнанкой – теплая.

• Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром.

• Вечерняя заря яркая – к ветру.

• Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

• Осенью шерсть у зайцев побелеет – скоро настанет зима.

• Морозный иней на траве – к дождю.

• Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.

• Облака идут низко – ожидай стужи.

• Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

• Звезды ярки – к хорошей погоде, тусклы – к дождю или снегу.

• Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.

•  Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.

• Если кроты носят много соломы в свои норы – зима будет холодная.

• Осенний иней – к сухой солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

– Вспомните пословицы и поговорки об октябре и соотнесите их с картиной Михаила Васильевича Нестерова «Осенний пейзаж».

• В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

• В октябре только и ягод, что рябина.

• Плачет октябрь холодными слезами.

• В октябре ни на колесах, ни на санях.

IV. Анализ музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Звучит пьеса «Сентябрь». Обучающиеся делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины они представили.

Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка – стремительный, четкий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота».

Много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывным криком рогов. Вот такую охоту и рисует нам музыка сентября.

Звучит пьеса «Октябрь». Обучающиеся делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины они представили.

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Пьеса «Октябрь» называется еще «Осенняя песенка». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один, словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет – и снова падение. Не подняться, не вздохнyть полной грудью... И хочется плакать от непонятной обиды...

Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают. «Унылая пора, очей очарованье», – писал об осени А. С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

– Природу рисуют художники, о ней пишут стихи. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно красиво рисовать природу. Так же, как это делал в своей музыке Петр Ильич Чайковский.

Звучит пьеса «Ноябрь». Обучающиеся делятся своими впечатлениями, рассказывают, какие картины они представили.

Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в Россию в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

Слушаешь ее, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, – белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздается протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передает нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невеселое настроение. Прислушайтесь, снова звучит тихий звон колокольчиков...

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…

– Так писал А. С. Пушкин, а сколько еще стихов посвящено звону дорожного колокольчика, сколько песен…

– Вспомните, в каких песнях говорится о дорожном колокольчике.

V. Составление плана сочинения.

На доске выполняется запись:

План

1. Осень – волшебная пора.

2. Описание картины:

а) образ елочки на первом плане;

б) единство образов неба и воды;

в) многоцветье красок осеннего пейзажа.

3. Мое впечатление от увиденного.

VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.

VII. Творческая работа.

– Создайте облик осеннего леса, увиденного с высоты птичьего полета. Можно его нарисовать, а можно засушенные небольшие разноцветные листья наклеить на лист бумаги, заполнив его целиком. И, если соединить потом все работы, то лес получится бескрайним, как на картине художника.

VIII. Итог урока.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

– О чем рассказал художник в картине «Осенний пейзаж»?

– За что вы любите осень?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!