Тема: «Сочинение-отзыв о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»»
Урок будет выдан: 23.10.2024 г.
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П,К,Р) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) в учебной деятельности. Здравствуйте, меня зовут Екатерина Романовна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Перед началом проведем проверку готовности к уроку. На партах у должны лежать тетради, учебник, пенал с ручками, ничего лишнего не должно быть. Для начала посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. «Что написано пером, того не вырубишь топором» Как вы понимаете смысл этих слов? Верно, богатство русского языка заключается в его многообразии и красоте звучания. Чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно изучать его и уметь владеть им. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Пословица «Что написано пером, того не вырубишь топором» означает, что если написанное стало известно, то его уже не изменить и не исправить. Поэтому никогда не стоит писать того, что предварительно не обдумано. | | К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. | У уч-ся может быть сформировано осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Актуализирует знания. - Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова: впереди, медленно, здесь, вчера, сегодня, прекрасно, теперь, завтра, направо, налево, справа, слева, весело, хорошо, аккуратно. -Найдите среди этих слов наречие, которым можно заменить фразеологический оборот ни в сказке сказать, ни пером описать. -Верно, а как вы понимаете этот фразеологизм? | Выполняют предлагаемое задание. Читают слова -Прекрасно - Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чем-либо сказочно красивом, чудесном. | | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. К: строить устное диалогическое выказывание. К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по выявлению места и причины затруднения. -Ребята, а вы знаете, что такое картинная галерея? -Какие картины вы знаете? -А вы слышали про Третьяковскую галерею? -Галерея находится в Москве. Здесь собрана коллекция русской живописи от первых портретистов начала XVIII века до художников советского периода. - Давайте посмотрим, какие картины там есть. «Охотники на привале», В.Г. Перов «Аленушка», В.М. Васнецов «Золотая осень», Исаак Левитан «Снегурочка», В. М. Васнецов -Сегодня на уроке, мы с вами отправимся в картинную галерею, которая находится в учебнике. Посмотрите на слайд. Что вы видите? -Виктор Михайлович Васнецов– знаменитый русский живописец. Этот художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России. -Эпизод какой сказки здесь изображен? -Как художник изобразил побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной? -Как картины природы, лица героев, поза передают их чувства, настроение? -Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. -Что такое пейзаж? -Что такое натюрморт? -А что такое портрет? -Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи можно отнести данную картину? -Трудно отнести картину к какому-то одному жанру, так как здесь изображена и природа, и люди. -Верно, откройте учебники на странице 77 №134. Прочитайте, как отозвался об этой картине Савва Иванович Мамонтов. -Какие наречия встретились в отзыве С. И. Мамонтова? -Как помогают наречия выразить отношение к увиденному или услышанному? Рассмотрите внимательно картину В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся? Предположите тему нашего сегодняшнего урока. -Верно! Тема нашего сегодняшнего урока сочинение-отзыв о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». -Определим цель на урок, посмотрите на слайд дано предложение, но пропущены слова, заполните данное предложение. | Формулируют тему и цель урока. -Галерея- пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. - Виктор Васнецов «Богатыри», Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу», Валентин Серов «Девочка с персиками». -Да Картину В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». -Иван Царевич и Серый волк. - Сюжет наполнен тревогой. -По лицу царского сына видно, что его одолевают невесёлые мысли - не хочется молодцу отдавать старику юную царевну. Мрачный лес обступает путников, насторожен ожидающий погони волк, грустна и подавлена Елена. -Портрет, пейзаж, натюрморт. -Изображение картин природы -Изображение различных предметов, цветов, фруктов. -Изображение человека. Предполагают Читают -Кругом, просто, непосредственно. -Наречия придают эмоциональную окраску. С их помощью можно почеркнуть степень чего-либо (очень красиво). -На уроке мы будем описывать картину В.М. Васнецова. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». -Написать сочинение-отзыв о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к написанию сочинения по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по построение проекта выхода из затруднения. Составим план действий, чтобы достичь нашей цели. Для этого посмотрим на слайд, где будут предложены не законченные предложения. Познакомиться с картиной … Составить … Написать… | Формируют план урока. Познакомиться с картиной В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Составить план. Написать сочинение по картине. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Практический (упражнение) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного плана. Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Подумайте, почему художник дал картине такое название? -Что изображено в нижней части картины? -Какое настроение создает этот пейзаж? -Что изображено в центре картины? -Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду. -Опишите верхнюю часть картины. -Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? -Какое значение имеет фон картины? -Для чего художник изобразил яблоньку? -Какова основная мысль картины? -Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. Отлично, мы с вами описали картину, а значит выполнили 1 пункт плана. Какой второй пункт нашего плана? Верно, для того чтобы написать сочинение, необходимо иметь план, на который будем опираться при написании сочинения. | Работают индивидуально, вместе с учителем. Высказывают свои предположения. -Болото с кувшинками, сухая трава, черная земля. -Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно и тп. -Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес. Лица персонажей говорят нам, о грустных эмоциях, по волосам Елены Прекрасной можно сказать, что волк бежит быстро. Иван Царевич не управляет волком, он придерживает Елену. На Иване Царевиче позолоченный кафтан, шапочка красного цвета, широкий меч с золотой рукояткой в красивом красном кожаном чехле, рукавицы. На Василисе Прекрасной костюм голубого цвета; шапочка, сапожки в драгоценных камнях. -Неба не видно-деревья высокие, густые, возможно изображен туман. -Он отражает настроение картины. -Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса стоят непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес раскрывается, помогает героям. -Она предвещает хороший конец- победу добра над злом. Она выжила и распустилась в этом дремучем лесу. -Он хотел показать борьбу тёмных и светлых сил. Почти на чёрном фоне изображены Иван-царевич и Елена Прекрасная, но их царские одежды — яркие с золотом, а также серый волк в светлых тонах — выступают светлым пятном. Всё это предсказывает победу добра. -Картина «Иван-царевич на Сером волке» Виктора Михайловича Васнецова вызывает чувство гордости за смелого царевича -Составить план | Уметь составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике). | П: осуществлять логические действия анализа; П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; К: строить устное диалогическое выказывание. К: создавать устные и письменные тексты (описание,). П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к написанию сочинения по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный(беседа) Практический (упражнение) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Ваше сочинение должно иметь: 1 вступление (начало). 2 основная часть (описание картины). 3 заключение (мнение). Как вы думаете, о чем будем писать в начале нашего сочинения? Для начала мы напишем, что за картина и кто автор. «Передо мной картина В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».» Данное предложение напишем в начале сочинения. -Как вы думаете, как назовем этот пункт плана? 2 пункт, это основная часть, как вы думаете, что в нее входит? Верно, в основную часть входит описание картины. -Здесь можно написать о Елене Прекрасной, о Иване Царевиче, о том, как скачет Серый волк. -Как он скачет? -Куда он смотрит и зачем всматривается? Отлично, предлагаю вам записать предложение так: «В центре картины художник изобразил…» Следом, нам необходимо описать задний фон. Начнем с цветов, что находится на заднем фоне? -Что можно написать про лес? -Как мы назовем этот пункт? Отлично, мы описали главных героев и лес, нам осталось со всем немного. Осталось составить 3 пункт. 3 пункт — это заключение, а именно ваше личное мнение по поводу картины. Можно написать так: «Мне понравилась/не понравилась картина, потому что…», в данном пункте вы пишите своё личное мнение о картине, почему вам понравилась картина? Как мы назовем этот пункт? (План на слайде) Художник-сказочник. Сказочные герои в дремучем лесу. Мое отношение к картине | Первичное проговариванием во внешней речи. -О художнике, об образе картины. -Художник-сказочник -Напишем про главных героев, Серого волка. -Стремительно, быстро -Смотрит вперед, выбирая дорогу. -Дремучий лес -Лес дремучий, глухой, болотистый. - Сказочные герои в дремучем лесу Высказывают личное мнение о картине. -Мое отношение к картине | Составлять тексты описательного характера на основе разных источников (по репродукциям картин художников); | К: строить устное диалогическое выказывание. К: создавать устные и письменные тексты (описание,). П:анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П:сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный(беседа) Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Отлично, вернемся к плану на урок, мы с вами выполнили второй пункт плана? Отлично, остался 3 пункт, а именно написать сочинение. Откроем рабочие тетради, напишем число, сегодня у нас 23 октября. И напишем «Сочинение-отзыв». Используя план, который мы составили, напишите сочинении по картине. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку по эталону. Да, выполнили. | Составлять тексты описательного характера на основе разных источников (по репродукциям картин художников); Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. | П: создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей. К: создавать устные и письменные тексты (описание,). Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к написанию сочинения по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», активность и самостоятельность в его познании. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный(беседа) Практический (упражнение) | Организует включение изученного в систему знаний и повторений. Прочитайте, что у вас получилось. Ребята, урок подошел к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Как называлась картина? Кто автор? -С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке? -Что вы узнали о В. М. Васнецове? -Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине? -Отлично, вернемся к плану урока, мы выполнили все пункты плана? Значит ли это, что мы достигли цели? | Проговаривают изученную тему. Читают, что получилось написать. Описывали картину В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», писали сочинение-отзыв по картине. - картина В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Отвечают Отвечают Да. Да. | | К: строить устное диалогическое выказывание. Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный(беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Теперь оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы: Сегодня я вспомнил… Было интересно… Было трудно… У меня не получилось… У меня получилось… Вы отлично работали на уроке, спасибо за работу, до свидания! | Определяют успешность работы на уроке. Продолжают фразы. | | К: строить устное диалогическое выказывание. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |