СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег». 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег». 9 класс»

Русский язык 9 класс

Тема: Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель урока:

Подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине А.Пластова «Первый снег»


Задачи урока:

  1. познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова;

  2. учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

  3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

  4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведениию искусства;

  5. совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;

  6. формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.


Тип урока:урок развития речи.


Методы:исследовательский, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.


Оборудование: картина А.А.Пластова “Первый снег”, материал о жизни и творчестве Пластова, литературные произведения известных авторов.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.



II. Формулировка темы и цели урока

- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто ученикам, а поэтами и писателями. – Как вы думаете, почему?

- Так как тема известна, давайте определим цель урока.


III. Актуализация знаний

Интерактивная игра «Вопрос-ответ»

-Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет?

-Как называется этот вид искусства?


-Подберите синоним к словосочетанию изобразительное искусство.


-Объясните лексическое значение этого слова.


-Назовите жанры живописи.


-Что такое пейзаж? 




- Художник, занимающийся живописью.


-Произведение живописи - это…


-Если картина воспроизводится в книге,в учебнике типографским способом -это…

- Художник- специалист по пейзажам.


-Что такое сочинение?




- Что такое эпиграф?


- На картинах.


- Изобразительное искусство


- Живопись.


- Живопись - создание художественных образов с помощью красок.

- Портрет, пейзаж, натюрморт.


- от французского слова «пэи», что означает — страна. Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу какой-либо страны, вид.

- Живописец.


- картина.


- репродукция


- Пейзажист.


- Сочинение — вид письменной  работы, представляющий  рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.


- Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.

IV. Работа по теме урока

1. Этап сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях. Подготовка к восприятию картины.











2. Этап изучения нового. Рассматривание картины, рассказ о - художнике.





































3. Этап закрепления Работа по содержанию картины.








- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

- Каким вы представляете первый снег?

- Каким вы его видели?

- Какие чувства он у вас вызывает?

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

- Как относится сам писатель к первому снегу?

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло.

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

  • Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”).

  • Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.



- Рассмотрите картину и поделитесь своими первыми впечатлениями.








-Послушай вариант вступления. Делайте записи по ходу рассказа.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.


- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались?

- Кого изобразил художник на переднем плане?



- Опишите их внешний вид.











- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?


Работа со словарем настроений:

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес


- Почему их удивляет первый снег?


- Что еще показывает художник на переднем плане?






- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает?



- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?




Выявление изобразительных средств картины:

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?





- А какой цвет здесь главный и почему?






- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?




- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?


Речевая подготовка к сочинению:

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Так же обучающиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?






- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.






Составление плана сочинения:

  1. Первый день зимы.

  2. Радость детей.

  3. Цвет и настроение картины.

  4. Мое отношение к картине.


Или

Коллективное составление плана сочинения.

1. Вступление.

«На картине А.А.Пластова я вижу…»

«Проснулись дети утром, выглянули в окно…»

Об авторе.

2. Описание картины.

На первом плане: дети, палисадник, деревья, ворона.
На втором плане: дома, лошадь, улица. 
Небо, земля, снег.

3. Заключение.

«В своей картине художник показал…(цвета, настроение)».

Своё отношение к картине.


Выбор эпиграфа

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом

 

Летит, кружится первый снег,
И вся земля вокруг белеет.
От белизны его у всех
В душе становится светлее.

                             Е.Раннева


Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом прнесло.


                             И.Бунин




- Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.





















Сведения о художнике.

Аркадий Александрович Пластов — выдающийся  живописец.

Он родился в деревне Прислонихе Симбирской губернии. Был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. С юности мечтал стать живописцем и сумел воплотить мечту — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

А.А. Пластов жил в реальном мире и любовался его красотой. Он считал, что надо писать правду. Полотна  мастера согреты дыханием деревенской жизни, наполнены ароматом земли, блеском солнца, шумом листвы, свежестью дождя и снега Главные герои его картин - русские крестьяне. Любил Пластов писать деревенских ребятишек. Они присутствуют почти на каж­дом его полотне, например на картинах «Витя-подпасок», «Летом», «В деревне» и  «Пер­вый снег»,

         Художник написал  картину «Первый снег» в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведе­ний Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого со­стояния природы, которое бывает в час первого снего­пада, Пластов хорошо знал жизнь русской деревни   и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.















- Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.

- Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.


- Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.




Обучащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)


- Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.


- В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.


- Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.


- В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.


- Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.


- Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.

- Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.





























- Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.

- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Итоги урока


-Мне хочется, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

—  С творчеством какого художника вы познакомились сего­дня на уроке?

—  Какие его картины вам запомнились?

—  Почему АА. Пластов считал себя природным реалистом?


Этап рефлексии и домашнего задания .


Написать сочинение по картине А. А. Пластова





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!