МАОУ «СОШ № 10»
города Миасса Челябинской области
Сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова
«Мальчишки»
(урок русского языка в 5 классе)
Ведерникова Лидия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока: подготовить учащихся к описанию изображённого на картине.
Задачи урока:
1. научить собирать рабочие материалы по картине; сформировать умение писать сочинение-описание;
2. воспитывать интерес к русскому языку, интерес к различным видам искусства, науке;
3. развивать ассоциативное мышление, воображение учащихся, письменную и устную речь.
Оргмомент
Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова .С этим художником мы встречаемся впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в ваших тетрадях появилась творческая работа. Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»
Памятка "Как писать сочинение по картине"
1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные "рисующие" слова.
4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?
5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?
Интересна биография самого художника.
Слово учителя
Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, стремление заниматься искусством не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу. Он поступил в Высшие художественно-технические мастерские.
Уже в студенческие годы прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера - участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Привезенные зарисовки имели шумный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».
13 февраля 1933 года "Челюскин" был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на "сушу". Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты "Не сдадимся" с рисунками Федора Решетникова. В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб.
Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные лётчики спасли всех, народ восхищался лётчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Фёдор Решетников написал их групповой портрет.
В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии. Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.
Сложнейшие арктические экспедиции укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность. В 1941 — 1945 г.г. работал военным художником в осажденном Севастополе и Керчи. На основании личных фронтовых наблюдений Решетников создал картины «Немцы в Керчи», «Бронепоезд Железняк» и другие.
Во время войны Решетников неожиданно открыл для себя детскую тему. Вернувшись в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. Естественно, на роль «фашиста» никто идти не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Художника заинтересовал этот сюжет.
Большую известность получили его композиции «Достали „языка“», «Прибыл на каникулы» и «За мир!», посвященные детям. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка – главный герой картины «Опять двойка».
Работа по картине. С одной картиной Ф. Решетникова
Сегодня мы с вами знакомимся еще с одной картиной. Давайте придумаем название картине и сравним с авторским.
Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах. Когда я увидела эту картину, сразу же вспомнились строчки нашей землячки Татьяничевой Л.:
Картине Ф.П. Решетникова более сорока лет. На переднем плане мальчишки, каких немало вокруг. Мальчишки на картинах Решетникова – это всегда увлеченные чем-то товарищи, из которых потом вырастают настоящие мужчины
Давайте представим себе:
Наступила тёплая летняя ночь. Мальчишки выбрались на крышу, чтобы полюбоваться звёздным небом.(Хотя это опасное занятие). Всех троих художник поместил в центр картины. Один мальчик облокотился, почти лёг на парапет. Второй стоит, держась за перила, а третий, стоящий в центре группы, положил руку на плечо своему другу и о чём-то увлечённо рассказывает, указывая рукой на звёзды. Взгляды всех устремлены в таинственное небо.
Возможно, он с восторгом рассказывает друзьям о первом лётчике-космонавте Юрии Гагарине. Может быть, мальчишки спорят о далёких планетах, мечтают о будущих полётах в космические галактики. Как хотелось бы им поучаствовать в освоении космоса! У них всё ещё впереди.
На дальнем плане огромный ночной город погружается в сон. Таинственное фиолетовое небо сливается с землёй. Светятся далёкие звёзды и жёлтые окна высотных домов. Эти ночные огни манят маленьких мечтателей.
Художник похож на героев своей картины. Его тоже манили непознанные дали.
Глядя на картину, зрители могут вспомнить себя в школьные годы, тепло, навеянное картиной, останется в их сердцах надолго.
Словарная работа
П..др..сток;
Ра(с/сс)казывает;
Уд…в…льствие;
Ра(с/сс)казчик;
Г..л..ктика;
Пл…нета;
К…см…с;
К…смический к…рабль;
В(о/оо)бражают;
П…рила;
Тёмно(-/слитно) синем,ф..олетовое
План сочинения (рассказа)
I. Детская тема в творчестве художника Ф.П.Решетникова.
II. Описание картины «Мальчишки»:
группа детей на переднем плане;
мечты мальчишек;
дальний план картины.
III. Настроение, передаваемое картиной.
Написание сочинения.
Домашняя работа:
Мини сочинение «Небо из окна вечером»