Технологическая карта урока
Предмет : Русский язык
Класс: 3
Дата:
Тема: СОЧИНЕНИЕ по каРТИНЕ М. А. ВРУБЕЛя «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Цель: Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней.
Планируемые результаты :
Предметные:
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное
Личностные :
Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные
Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной форме; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); используют справочную литературу для решения учебной задачи; логические –
осуществляют анализ, сравнение; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения
Оборудование: Учебник, с. 70–71. Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», карточки-помощники
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Повторение изученного, актуализация знаний | -Какую часть речи мы изучаем? -Расскажите об имени прилагательном. -Какую роль прилагательные выполняют в тексте? | Анализируют, устанавливают связи | Осуществляют контроль за установлением связи в учебном материале |
III. Постановка учебной задачи | -Из какого произв. эти строки? -Назовите автора сказки? -Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь? -Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля Тема урока- на доске -Как мы будем работать по картине? Формулируем учебную задачу. | Читают тему урока, предлагают формулировки учебной задачи: -будем писать сочинение; -составим план текста описания; - познакомимся с автором картины; -будем знаком. с им. прилагательными. | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
IV. Развитие знаний и способов действий. 1. Работа с текстом (упр. 122) | Предлагает прочитать текст и ответить на вопросы к нему: -Понравился вам текст? -Какой тип текста? -Чем он интересен? -Какие эпитеты подобраны к девушке птице и к её лицу? - Какие интересные прилагательные. встретились в описании образа царевны? -Познакомимся с происхождением этих прилагательных-стр.71 (показ предметов) | Читают текст, отвечают на вопросы к нему Читают по-очереди. | Осознанно воспринимают текст. Извлекают из текста необходимую информацию |
2. Развитие речи. Работа с репродукцией картины М. А Врубеля «Царевна-Лебедь» | | |
Организую работу с репродукцией картины. Предлагает сравнить текст с репродукцией -Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). Сравним, как об этом сказано в тексте. -Рассмотрите головной убор и платье царевны. -Какие краски использовал художник для образа царевны? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Почему художник показал нам вечер? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Где происходит событие, изображённое на картине? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Какое настроение создаёт картина? | Рассматривают репродукцию картины. Выполняют задания (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти.) (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя). (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным). | Осуществляют сравнение текста с репродукцией картины. Рассказывают о своих впечатлениях (Событие происходит в море, вдали виден остров). (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение). |
Физкультминутка | Лебеди летят, Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой, Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись) Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся (приседания) | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Роль имен прилагательных. Синонимы. Словосочетания (упр. 123) | Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль выполнения - Работа в паре: подобрать из текста и записать синонимы. Проверим, как справились. - Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы? - Подготовимся писать отзыв. -Сколько обычно частей в тексте? -Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве. -Запишите отзыв. | Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово- сочетания Запишем план: 1.Общее представление о картине. 2. Образ Царевны - Лебедь. 3.Моё отношение к картине. -Попробуем рассказать 1 часть, 2 часть, 3 часть. | Умеют работать с текстом. Распознают имена прилагательные-синонимы, подбирают синонимы к указанным именам прилагательным |
VI. Подведение итога урока | -Кто прочитает свой отзыв? -Чей отзыв вам больше всего понравился? -Чему мы учились? -Что нового узнали? | Читают отзывы. | Умение анализировать. |
VII. Рефлексия | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Домашнее задание: страничка для любознательных (с. 71) | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - Придумать по 2 словосочетания с сущ. на каждое прилагательное с.71 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Памятка к сочинению
1. Вступление
Передо мной картина художника … . На картине… . …
Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено? (Царевна-лебедь, героиня «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина)
2. Основная часть
Как художник изобразил Царевну-лебедь? | Лицо | Головное украшение царевны | Какими красками нарисована картина? |
Сказочная, очень красивая | Лицо милое, прекрасное, загадочное , бледное, грустное. Глаза большие, широко открытые, добрые, немного печальные, синие-синие. Брови чуть - чуть приподняты. | - красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лбу царевны сетка из жемчуга. - на кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. | - нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная… - природу изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми - все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной. |
3. Заключение, концовка
- Понравилась ли тебе картина? Чем?
Опорные слова: волшебная, загадочная, чудо, тайна; у зрителя создается такое впечатление, будто он заглядывает в сказочный мир.
(Мне нравится…. Мне радостно смотреть…. Картина вызывает у меня….)
Памятка к сочинению
1. Вступление
Передо мной картина художника … . На картине… . …
Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено? (Царевна-лебедь, героиня «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина)
2. Основная часть
Как художник изобразил Царевну-лебедь? | Лицо | Головное украшение царевны | Какими красками нарисована картина? |
Сказочная, очень красивая | Лицо милое, прекрасное, загадочное , бледное, грустное. Глаза большие, широко открытые, добрые, немного печальные, синие-синие. Брови чуть - чуть приподняты. | - красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лбу царевны сетка из жемчуга. - на кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. | - нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), природу изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми - все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной. |
3. Заключение, концовка
- Понравилась ли тебе картина? Чем?
Опорные слова: волшебная, загадочная, чудо, тайна; у зрителя создается такое впечатление, будто он заглядывает в сказочный мир.
(Мне нравится…. Мне радостно смотреть…. Картина вызывает у меня….)
Примерные ответы на вопросы. Используйте слова из скобок.
1) Чью картину мы рассматриваем? ? (Михаил Врубель)
2) Кто на ней изображён? (Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина)
3) Что занимает основную часть картины? (портрет сказочной девушки)
4) Какое у неё лицо? (милое, прекрасное, загадочное)
5) Какие у неё глаза? (широко открытые, добрые, немного печальные)
6) Что на голове у девушки? (кокошник)
7) Чем он украшен? (драгоценными камнями)
8) Как выглядит фата? (длинная, обшита серебристым кружевом)
9) Что под фатой?
10) Что у царевны вместо одежды? (белоснежные перья)
11) Что виднеется на заднем плане? (море)
12) Что отделяет его от неба? (тонкая полоска света)
13) Что горит вдалеке? (чудо-остров)
14) Понравилась ли вам эта картина?
15) Что вызывает у вас картина? (чувство нежности, покой)
Примерные ответы на вопросы. Используйте слова из скобок.
1) Чью картину мы рассматриваем? ? (Михаил Врубель)
2) Кто на ней изображён? (Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина)
3) Что занимает основную часть картины? (портрет сказочной девушки)
4) Какое у неё лицо? (милое, прекрасное, загадочное)
5) Какие у неё глаза? (широко открытые, добрые, немного печальные)
6) Что на голове у девушки? (кокошник)
7) Чем он украшен? (драгоценными камнями)
8) Как выглядит фата? (длинная, обшита серебристым кружевом)
9) Что под фатой?
10) Что у царевны вместо одежды? (белоснежные перья)
11) Что виднеется на заднем плане? (море)
12) Что отделяет его от неба? (тонкая полоска света)
13) Что горит вдалеке? (чудо-остров)
14) Понравилась ли вам эта картина?
15) Что вызывает у вас картина? (чувство нежности, покой)
Примерные ответы на вопросы. Используйте слова из скобок.
1) Чью картину мы рассматриваем? ? (Михаил Врубель)
2) Кто на ней изображён? (Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина)
3) Что занимает основную часть картины? (портрет сказочной девушки)
4) Какое у неё лицо? (милое, прекрасное, загадочное)
5) Какие у неё глаза? (широко открытые, добрые, немного печальные)
6) Что на голове у девушки? (кокошник)
7) Чем он украшен? (драгоценными камнями)
8) Как выглядит фата? (длинная, обшита серебристым кружевом)
9) Что под фатой?
10) Что у царевны вместо одежды? (белоснежные перья)
11) Что виднеется на заднем плане? (море)
12) Что отделяет его от неба? (тонкая полоска света)
13) Что горит вдалеке? (чудо-остров)
14) Понравилась ли вам эта картина?
15) Что вызывает у вас картина? (чувство нежности, покой)
Примерные ответы на вопросы. Используйте слова из скобок.
1) Чью картину мы рассматриваем? ? (Михаил Врубель)
2) Кто на ней изображён? (Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина)
3) Что занимает основную часть картины? (портрет сказочной девушки)
4) Какое у неё лицо? (милое, прекрасное, загадочное)
5) Какие у неё глаза? (широко открытые, добрые, немного печальные)
6) Что на голове у девушки? (кокошник)
7) Чем он украшен? (драгоценными камнями)
8) Как выглядит фата? (длинная, обшита серебристым кружевом)
9) Что под фатой?
10) Что у царевны вместо одежды? (белоснежные перья)
11) Что виднеется на заднем плане? (море)
12) Что отделяет его от неба? (тонкая полоска света)
13) Что горит вдалеке? (чудо-остров)
14) Понравилась ли вам эта картина?
15) Что вызывает у вас картина? (чувство нежности, покой)